Принципы и сущность философии права
Принципы философского постижения права
Право с давних пор вызывает особый интерес у философов. В современную эпоху данный интерес не только не ослабел, но и существенно возрос. Объясняется это спецификой развития культур и цивилизаций в наше время, а также местом и ролью права в них. Такая заинтересованность в философском постижении права заметна, прежде всего, в понимании принципов отмеченного его постижения.
Принципы философского исследования права представляют собой некую систему, в пределах которой их можно объединить по разным основаниям. Среди них целесообразно выделить следующие: логические, методологические, мировоззренческие, метафизические, онтологические, гносеологические, аксиологические и праксиологические принципы.
Логические принципы философского постижения права, в свою очередь, можно разделить на формально-логические (идущие от Аристотеля) и содержательно-логические (впервые обоснованные Г. Гегелем). Главное отличие между ними заключается в том, что первые из них отрицают необходимость противоречий в исследовании права, а вторые -трактуют противоречия в качестве необходимого момента в его познании1. Формально-логические принципы позволяют рассмотреть право, его нормы и правила как непротиворечивую систему, обязательную для осуществления в том или ином государстве, способствуют выявлению формально-логического соответствия норм производных законов положениям Конституции, что возможно только в условиях стабильного государства. Содержательно-логические принципы способствуют выявлению противоречий в реальном процессе правового творчества, особенно на переходных стадиях в становлении и развитии права, его базовых и второстепенных норм и правил, исследованию различных принципов и оснований правовой деятельности.
Методологические принципы философского понимания права также по-разному прослеживаются в философии. Их применение и значение в таком понимании обусловлено формами развития философской методологии. Среди этих форм можно отметить несколько: объективная философская методология; субъективная философская методология; интерсубъективная философская методология2. На каждой из данных стадий доминируют специфические методологические принципы философского постижения права.
В объективной философской методологии парадигматическим принципом исследования права, его норм и правил является принцип объективности, то есть нейтрального, беспристрастного их изучения. Но в таком случае философы (вольно или невольно) абсолютизировали собственное познание права и его проявлений. Поэтому принцип объективности обусловливает использование в философском понимании права и таких производных принципов, как принцип детерминизма (всеобщей обусловленности всех правовых норм и правил) и принцип историзма, т. е. развития, предполагающего качественное изменение права. Не случайно данная форма философской методологии в исследовании правовых норм и правил базируется главным образом на методах объяснения.
В субъективной философской методологии применяются иные принципы философского познания права, а именно: в ней парадигматическим принципом выступает принцип субъективности. Использование принципа субъективности в философском понимании права вело к выявлению нелинейной логики в правотворчестве, к рассмотрению различных тенденций в нём, к своеобразному отказу от линейной логики в исследовании права, его норм и правил, к ограничению абсолютизации в рамках конкретной философской позиции. Вместе с тем это обусловило выведение других производных методологических принципов философского постижения права - принципа индетерминизма и принципа антиисторизма, противоположных принципам детерминизма и историзма (развития). Поэтому субъективная философская методология основывается по преимуществу на методах понимания.
В интерсубъективной философской методологии прослеживаются другие принципы философского исследования права. В качестве самого главного (парадигматического) принципа в ней выступает принцип интерсубъективности в осмыслении правовых норм и правил. Это означает стремление соотнести линейную и нелинейную логику, понимание взаимосвязи и взаимопроникновения принципов объективности и субъективности (как и производных от них принципов), дальнейшее осознание тенденций абсолютизации в философском постижении права. В то же время принцип интерсубъективности вёл к использованию в философском изучении права таких методологических принципов, как принцип соотношения детерминизма и индетерминизма и принцип взаимосвязи историзма и антиисторизма. В силу этого в интерсубъективной философской методологии осуществлялось взаимодействие методов объяснения и понимания в исследовании правовых норм и правил, ставилась проблема границ любой философской методологии в отмеченных процессах.
Мировоззренческие принципы философского постижения права, его норм и правил имеют особую значимость. Они позволяют выявить связь права со всеми типами мировоззрения (художественно-образным, мифологическим, религиозным, мистическим, научным и философским), проанализировать проблему влияния на правотворческий процесс обыденно-практических установок людей, тем самым ставя вопрос о том, является ли обыденно-практический подход к праву демонстрацией особого типа мировоззрения или общей предпосылкой воздействия на него вышеотмеченных типов мировоззрения. Вместе с тем именно эти принципы преимущественно способствуют осознанию места и роли философского рассмотрения правовых правил и норм, учитывая соотношение философии с другими формами мировоззренческого изучения права. К мировоззренческим принципам философского постижения правовых норм и правил можно отнести: принцип целостности; принцип системности; принцип структурности; принцип функциональности; принцип иерархичности; принцип процессуальности; принцип плюрализма объяснения и понимания права.
Метафизические принципы философского постижения права помогают обнаружить первые причины и основания становления и развития правового творчества, выявить правовые законы и закономерности, трактовать право главным образом в его субстанциональном измерении, как некую правовую субстанцию, имеющую определённую автономность, рассматривать право вообще, право как таковое. Они позволяют в дальнейшем философском понимании права, его норм и правил исследовать взаимосвязь различных аспектов: онтологических, гносеологических, аксиологических и праксиологических, выступающих, прежде всего, как иные принципы философии права.
Среди онтологических принципов постижения правовых норм и правил следует выделить такие, как: принцип демаркации бытия, небытия и ничто в правовом творчестве, во всех проявлениях права; принцип соотношения сущности и существования в бытии права; принцип разграничения основных бытийных форм становления и развития права; принцип взаимосвязи творчества и исполнения в правовой деятельности; принцип взаимодействия правовых норм и правил с различными структурами общества, государства и мирового сообщества. Именно они, как все отмеченные выше принципы (логические, методологические, мировоззренческие и метафизические), в значительной мере обусловливают и гносеологические принципы философского осмысления права.
Осознание гносеологических принципов постижения права, его норм и правил немыслимо без учёта тех стадий, которые присущи философии познания, то есть гносеологии, среди которых следует выделить: классическую гносеологию, неклассическую гносеологию и постнеклассическую гносеологию. Каждой из этих стадий присущи свои гносеологические принципы.
Классическая гносеология в изучении права и его проявлений основывается на следующих исходных положениях: главный объект (предмет) постижения права, его норм и правил - проблемы их бытия; доминирование объекта (предмета) познания над субъектом познания, а тем самым отрицание влияния субъекта познания на объект (предмет) познания в исследовании права во всех его составляющих; господство классической философской рациональности в осознании права и его форм.
В неклассической гносеологии применяются другие базовые принципы в постижении права, его норм и правил: основной объект (предмет) в исследовании права и его проявлений - проблемы их становления; на первый план выводится не объект (предмет), а субъект познания, но тем самым признаётся влияние субъекта познания на объект (предмет) познания с помощью методов, средств и процедур познавательного процесса в осмыслении права и его форм; доминирование неклассической философской рациональности в изучении права, его норм и правил.
Постнеклассическая гносеология базируется на иных принципах постижения права: главный объект (предмет) в рассмотрении права и его форм - проблемы взаимодействия их бытия и становления; доминирование отношений между субъектами познания над объектами (предметами) познания (а поэтому признаётся влияние субъектов познания на объекты познания (предметы) не только с помощью методов, средств и процедур познавательного процесса, но и посредством ценностно-целевых структур, присущих субъектам познания, в исследовании права, его норм и правил); принцип господства постнеклассической философской рациональности в изучении права и его проявлений.
Осознанно или неосознанно ценностные аспекты присутствуют в логических, методологических, мировоззренческих, метафизических, онтологических и гносеологических принципах философского осмысления права, его норм и правил. Но наиболее полно и целостно они представлены в аксиологических принципах философии права, получивших бурное развитие в неклассической, а потом и в постнеклассической философии. Именно они позволили по-иному взглянуть на соотношение чувств, логоса и интуиции во всех основных моментах философского постижения права и его проявлений, нанесли сокрушительный удар по всем философским тенденциям и традициям, претендующим на абсолютное понимание права, его норм и правил, очертили проблему разрывов в правовом творчестве и в их философском осознании.
К базовым аксиологическим принципам философского постижения права можно отнести: приоритет ценности над логосом и реальностью в исследовании права и его форм; сравнимость, но не соизмеримость правовых норм, правил и ценностей; противопоставление ценности-переживания смыслу- осознанию в рассмотрении права и его проявлений; изучение правовых ценностей по преимуществу с помощью метода понимания, а исследование правовых смыслов главным образом посредством метода интерпретации; принцип взаимосвязи аксиологических и праксиологических принципов философского познания права и его форм.
Праксиологические (практические) принципы философского изучения права и его проявлений связаны главным образом с постижением правовой практики и с её конкретным осуществлением в правовой деятельности. С их помощью рассматриваются, прежде всего, различные виды правовой практики, правовой деятельности, выявляются различные основания становления и развития данных видов.
Среди них следует, прежде всего, выделить принцип взаимодействия праксиологических принципов с другими принципами философского постижения права, тем самым определив логическую и методологическую взаимосвязь между ними. А именно: целесообразно классифицировать все указанные выше принципы, в том числе и праксиологические. В данной классификации можно выделить три взаимосвязанные группы: метатеоретические принципы (логические, методологические, мировоззренческие и метафизические); теоретические принципы (онтологические, гносеологические и аксиологические); праксиологические (о них идёт речь).
Вторым из праксиологических принципов философского постижения права является принцип достаточных оснований, без которых немыслимо существование и развитие этих, то есть праксиологических, принципов. Данный принцип означает, что указанные принципы не могут существовать не только без метатеоретических и теоретических принципов философского осознания права и его форм, но и без таких оснований, как социальные и собственно правовые основания. Среди социальных оснований нужно выделить следующие: экологические, экономические, собственно социальные, политические, духовно-идеологические. Собственно правовые основания - это различные правовые духовные практики: чувственные, рациональные, интуитивные, духовные.
Третьим из праксиологических принципов философского постижения права выступает принцип разграничения различных видов чувственной, рациональной, интуитивной и духовной правовой практики. При этом следует иметь в виду, что наименее изученными в современной философии права являются интуитивные и духовные виды правовой практической деятельности.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что в этой статье даётся только общая характеристика принципов философского постижения права. На большее автор не претендует.