Вклад в философию идей Пифагора, Эмпедокла, Ксенофана и элеатов
Пифагор и Элеаты - выходцы Великой Греции (территория Италии и Сицилии, многие бежали сюда из Ионии от персов или тиранов). Из всех первым следует назвать Пифагора.
Пифагор (570–497) до н. э. родился в богатой семье, поэтому обучался в нескольких храмах Греции, где мальчик проявил страсть к наукам, искусствам, спорту. Пифагор становится чемпионом одной из первых Олимпиад по кулачному бою, учился в разных государствах геометрии и астрономии, музыке и живописи. Фалес Милетский, самый знаменитый из семи Мудрецов, склонил его плыть в Египет, к Жрецам Мемфиса. В Египте Пифагор выучил язык с тремя азбуками – письменной, священной и символической, Война прервала учебу, попав в плен, Пифагор был угнан в Вавилон, где постиг учение халдеев где за глубокие познания был посвящен в таинства древних мистерий. Там видел он и Вавилонскую башню. Много странствуя, он пожил у царя арабов, долго жил в племени дагонов, которые были еще учениками древних атлантов.
Пифагор был в Финикии, Сирии, через Мидию переходит в Индию, где также проводит несколько лет, освоив учения о бессмертии и переселении человеческих душ.
Когда Пифагор возвратился в родной город Самос, «умудренный безмерным познанием», он излагает свое математическое учение, преподает, гармонию небесных сфер, посвящает учеников в тайны жизни и переселения душ. Пифагор был аскет и служил ученикам примером высокой нравственности. Когда власть в Самосе захватил тиран Поликрат, Пифагор покинул город, не желая жить в тираническом государстве.
Около 530 года до н. э. в Кротоне (Южная Италия) Пифагор основывает школу – пифагорейский союз, который стал одновременно и научно-философской школой, и религиозно мистической сектой, и политической партией. Эта школа проповедовала братскую любовь людей друг к другу, в ней занимались кроме философии музыкой, астрономией, старались добиться очищения духа при помощи математики. Пифагорейский союз помог освободиться от тиранической зависимости многим городам Италии. Пифагор принимает большое участие в политической жизни Кротона. По его инициативе создается аристократический правящий орган – «Совет трехсот». Пифагор сам возглавляет его в течение примерно 25 лет.
В возрасте примерно 60 лет Пифагор женится на одной из своих учениц. У них рождается 3 детей (два сына и дочь), и все они становятся последователями своего отца.
. Примерно в 500 году до нашей эры в Сибарисе вспыхивает восстание против пифагорейцев. Поводом послужил отказ Пифагора принять в свою школу весьма богатого, но недостойного гражданина, а тот из мести спровоцировал бунт и гонения на пифагорейцев. Когда Учитель уехал в Делос, его дом в Кротоне был сожжен, ученики перебиты, союз разгромлен. О смерти Пифагора существует три версии, но несомненно, смерть связана с преследованиями. Пифагор прожил около 100 лет. Воспоминания о Пифагоре дошли до нас благодаря тем немногим его ученикам, которым удалось бежать из Южной Италии в Грецию и спастись в Академии Платона. Позже, в Абдерах, были выпущены монеты с изображением Пифагора и его именем. Это не только первый в истории чеканный портрет философа, но и первое подписанное изображение человека на монетах. И таким человеком оказался не царь, не полководец, а философ.
Пифагор вводит в обращение само слово «философ». До него ученые называли себя мудрецами – теми, кто «знает». Пифагор называет себя философом, считая знающим лишь Бога, а себя относя к тем, кто «лишь пытается узнать». Главным в философии было стремление к истине, «ибо только это приближает людей к богу». Пифагор одним из первых заявляет, что Земля имеет форму шара, а Солнце, Луна и прочие планеты имеют собственную траекторию движения. Пифагор первым доказывал, что у людей и животных общие предки. В основе мирового порядка Пифагор видит числа. Пифагорейцы приписывали числам даже мистические свойства. Так, четные числа они называли женскими, нечетные (кроме 1) - мужскими. Число 5 - как сумма первого женского числа (2) и первого мужского (3) - считалось символом любви.
Пифагорейцы первыми явно разделили числа на четные и нечетные, они же выделили понятие простого числа, доказали впервые множество математических теорем. Пифагор нашел число Пи, показывающее отношение длины Окружности к ее Диаметру. Он дал высокоточный результат: лишь в седьмом знаке появляется отклонение от современного значения. Трактуя Числа, Знаки, Символы, их незримые взаимосвязи, Пифагор хотя и принимал меры, чтобы не разглашались самые главные секреты, все-таки он делал «тайное явным», невольно или намеренно подрывал незыблемые устои восточных религий. Судьба Пифагора и его учения – ярчайшее выражение борьбы идей. Само его сакральное имя Пифагор означает – «убеждающий речью». Он не писал книг, если не считать трех, упоминаемых его последователями: «О природе», «О государстве», «О воспитании». Феноменальная память Пифагора хранила весь объем им обретенных и созданных знаний. Идеи Пифагора о Едином, о Первоначалах, о Космосе, Универсуме, Гармонии Сфер, Числах и Геометрических фигурах поразительно развили представления древних Мифологов и Кабалистов.
Примеры высказываний Пифагора: «Жрецы говорят, что боги раскаялись, создав людей. Я жрецам скажу: люди еще не раз раскаются, что создали богов». «Совесть твоя да будет единственным твоим божеством». «Не проси ни дождя, ни Солнца. Все в природе по ее законам». «Изучай природу и людей, а поклонение богам оставь простолюдинам».
«Земля требует труда свободного хозяина, а не временщика или раба». «Человек без собственности не имеет Отечества». «Статую красит вид, а человека дела». «Не будь обезьяной никого, даже самой природы». «Считайся с мнением понимающих, а не толпы». «Будь с тем, кто ношу взваливает, а не на других сваливает». «Не ищи счастья, оно всегда в тебе самом, а вне тебя лишь условия». «Дай мысли созреть под языком. Молчи или скажи то, что лучше молчания» «Беседуй так, чтобы врагов делать друзьями, а не друзей врагами». «Шутку, как и соль, употребляй умеренно». «Каплю разума предпочитай целому кладезю учености».
Удивительно, но в Ветхом и Новом Заветах христиан вся числовая символика по форме и содержанию совпадает с пифагорейской системой чисел и вообще многие христианские идеи заимствованы у Пифагора. А жизнеописания Пифагора и Христа изобилуют совпадениями: они были уроженцами соседних городов в Сирии. Отец Пифагора, как и отец Иисуса, был пророчески извещен о том, что у него родится сын, который явится благодетелем человечества. Оба родились в то время, когда их родители были вне дома. Мать Пифагора имела соитие с духом Бога Солнца или Святым Духом, который впоследствии явился к ее мужу и сказал ему, что тот не должен возлегать с женой все время ее беременности – история та же самая, по сути, что случилась с Иосифом и Марией. Из-за этих обстоятельств Пифагор был известен под тем же именем, что и Иисус, а именно как сын Бога, и люди верили. Пифагор долго жил среди евреев и много узнал от раввинов о тайных традициях Моисея, законодателя Израиля. В это время возвращались древние евреи из Вавилонского плена. Там в беседах Пифагор глубоко проник в сокровенную тайну Торы, поэтому не случайно общины пифагорейцев стали прообразом раннехристианских сект.
Эмпедокл (490-430)родом из Сицилии, отказался от царской власти в пользу занятий философией и из-за демократических убеждений. Основал итальянскую школу медицины. По преданию изменил климат в городе, загородив стеною горное ущелье, из которого дул ветер, принесший эпидемию, чем «вылечил» горожан от нее. В другой раз спас урожай крестьян, изменив направление ветра натянутыми шкурами, за что был прозван «запретитель ветров». Смешивая на свои деньги построенными каналами реки, он покончил с моровой язвой в окрестности. Был маг, умел колдовать. Победитель олимпиад в скачках и священнослужитель, поэт и ученый, первым дал толчок развитию риторики, у него обучался красноречию Горгий Леонтийский.
«Космос, то есть мир как упорядоченное целое, не составляет всей Вселенной, образуя лишь небольшую часть, остальная же часть ее представляет собой необработанную материю». В мире «любовь соединяет все, Вражда – разъединяет, обе они бессмертны». «По необходимости господствует над вещами и движет их то Любовь, то Вражда, в промежуточное время царит равновесие». «Сущее и множественно, и едино». «Если бы Любовь или Вражда погибли, то как бы возникла Вселенная?» Предсказал конечность скорости света, изучил центробежную силу, свойства воздуха и дыхания, выдвинул гипотезу вихревого образования звездных пульсирующих миров, знал причину затмений и что Луна светит отраженным светом. Ему принадлежит Дарвиным доказанная гипотеза выживания наиболее приспособленных вследствие естественного отбора, открыл пол растений и гермафродитов. Монизму противопоставил плюрализм и считал, что перемены обусловлены как необходимостями, так и случайностями. «Не давай веры ощущениям и размышляй, помня, что только наука увеличивает разум». Погиб в кратере Этны, но есть еще 3 версии.
Ксенофан(580-450)учился у Анаксимандра,отличался находчивостью.По социальному происхождению и по взглядам противоположен Пифагору. Ослепший простой крестьянин не пропал, а получал пропитание за то, что очень остроумно высмеивал Гомера, веру Пифагора в переселение душ. «Что среди смертных позорным слывет и клеймится хулою, то на богов возвести ваш Гомер с Гесиодом дерзнули: красть и прелюбы творить, и друг друга обманывать хитро». Ксенофан предложил новую для Европы философию пантеизма (Бог и Природа два разных слова об одном), преодолевшую антропоморфизм(наделение богов человеческими свойствами и обликом): «Если бы ослы и верблюды могли рисовать, они рисовали бы богов похожими на ослов и верблюдов. Не боги создали людей по их образу и подобию, а люди приписывают богам человеческие черты. Бог один и ни на что не похож, он везде в самой природе». Это было первое рациональное объяснение возникновения религии с позиций религиозного протеста приписывать Богу человекообразие: «Бог один и бестелесен». В качестве первичной субстанции Ксенофан предложил, будучи крестьянином, землю: «Из земли все возникает и в землю все возвращается». Ксенофан по морским отложения в горах Мальты сделал вывод, что земля то погружается в море, то вспучивается. Утверждал, что «Вселенная вечна и ее гибель не абсолютна». Ксенофан считается основателем Элейской школы древнегреческой философии. В гносеологию Европы Ксенофан ввел агностицизм, утверждая: «Достоверно никто никогда ничего не узнает». Ксенофан дискредитирует и чувства, и разум как источники познания. Когда Эмпедокл заметил, что мудреца найти невозможно, Ксенофан согласился добавив: «Мудреца увидит лишь мудрец».
Парменид(540-470) был знатного рода и богат, но не постеснялся быть учеником Ксенофана, учился и у пифагорейцев. Быстро находивший слабые места в философии других философов Сократ о Пармениде отозвался так: «мыслитель действительно необыкновенной глубины». Подобно Анаксимандру, Эмпедоклу и Ксенофану философию Парменид излагал в стихах. В отличие от агностика Ксенофана был рационалист: разуму доверял, а ощущения признавал обманщиками. Разработал законодательство Элейцам. Первым доказал, что вечерняя и утренняя звезда это одна звезда – Венера. Он преобразовал понятие единого пантеистического бога Ксенофана в понятие единого бытия и поставил вопрос о соотношение бытия и мышления. Споря с учеником Гераклита релятивистом Кратилом, доказывал, что ничегопо существунеменяется,в поиске для людей чего-то вечного ввел самое общее в философии понятие «бытие», доказал логически невозможность небытия и движения, из тождества бытия и мышления вывел познаваемость мира. Парменид ввел в логику закон непротиворечия. Для Парменида слова обозначают нечто существующее объективно, создал первое последовательно монистическое учение: все есть бытие, а небытие невозможно, как существующее нечто рядом со всем, это было первое последовательно монистическое учение.
Зенон Элейскийбыл учеником Парменида, расцвет его творчества пришелся на 78 79 олимпиады (60-е годы 5 в. До н.э.). Подобно Гераклиту не боялся показывать презрение к сильным мира сего и так же предпочел великолепию Афин свой скромный город. Если Парменид первым стал доказывать философские тезисы, то Зенон справедливо назван Аристотелем отцом диалектики как искусства опровержения утверждений оппонентов по диалогу. Зенон ввел метод доказательства от противного в логику и сформулировал закон исключенного третьего. В онтологии знаменит своими 45 апориями, раскрывшими единство прерывности и непрерывности пространства и времени, влияние количества элементов на изменение качества вещи и т.д. Погиб героически в борьбе с тираном, но успел увидеть, как в ответ на его пламенный призыв народ забросал тирана камнями.
Различия в онтологиях потребовали начать разработку гносеологии. В целом скептичные эллины разделились на доверяющих чувствам и разуму гностиков и агностиков, считающих, как Ксенофан, что «Никто никогда ничего достоверно не узнает, удел всех лишь мнение и догадка». Ксенофан открыл субъективность истины. Гераклит, увидев единство неизменного и изменчивого, абсолютного и относительного, создает объективную диалектику (природы и общества), но уже его ученик Кратил развил учение до крайности релятивизма, противопоставив его другой метафизической крайности мифологического и элеатского догматизма. Если Гераклит рассматривает все в противоречивом единстве и у него «Все относительно: морская вода для рыбы не то, что для человека, оставаясь водой», то Кратил абсолютизирует изменчивость и относительность. Если Гераклит, Анаксимандр, Эмпедокл открывают диалектику объективную, то Зенон Элейский – субъективную (диалектику мышления и познания). Парменид и Зенон Элейский открыли логику и 2 ее основных закона, дали способ аргументации для всех метафизиков последующих 25 веков. Зарождается и социальная философия в спорах вокруг складывающейся государственной демократии, спорах о роли рабства и положения женщины и бедных слоев свободных в обществе. В эту эпоху впервые цари Гераклит и Эмпедокл добровольно отказываются властвовать по идейным мотивам, а вслед Анаксагору богачи тратят на науку и раздают свои богатства бедным. Пифагор требует от учеников, чтобы его открытия не назывались его именем. Формирующиеся частная собственность и право востребовали от философов сформулировать фундаментальные идеи морали и юридических отношений. Доныне актуальны и для нас приведенные выше аксиологические изречения Пифагора.