Основные положения философии Фомы Аквинского
1. Обоснование основных принципов христианской теологии с помощью логики Аристотеля. Фома заимствует категории языческого философа для своей метафизики. Это проявляется в понятиях эссенции (сущность, сущее) и экзистенции (существование).
У античных философов бытие понималось как единая сущность. В теологической философии (у Фомы) она разделяется. Различие между Богом и миром в разделении сущности и существования. В Боге они соединены, тождественны, в мире – разорваны.
Бог – это простое бытие, сущее, чистая актуальность, первопричина и первообраз.
Сотворенные вещи являются бытием сложным, которое состоит из сущности и существования:
Экзистенция(бытие, существование) – показывает, есть ли вещь вообще, т.е. существует ли она, или не существует. 1. Есть ли вещь? | Эссенция(сущность) – характеризует вещь: 2. Что такое вещь? 3. Какова она? 4. Для чего она существует? |
Постигается из опыта | Постигается разумом |
В понимании сущности и существования Фома использует категории Аристотеля «форма» и «материя». Каждая вещь есть единство формы и материи. Соединение материи с формой есть переход от потенции (возможности) к актуальности (действительности).
Теология для Фомы является высшей священной наукой и мудростью, она умозрительна и не зависит от научного знания. Однако он признавал, что наука может искать естественные причины, которые он называл вторичными, или инструментальными. Посредством их Бог воздействует на мир и людей.
2. Актуальной была проблема гармонии веры и разума, выразившаяся в учение о «двойственной истине». Фома отрицает двойственность истины.
Разум и вера постигают одну истину – Бога, но делают это разными путями: разум опирается на науку и философию, вера – на теологию.
Религия и теология | Наука и философия |
Обретают свои истины в Откровении (Священном Писании) | Приходят к истинам посредством опыта и разума |
Таким образом, философия и теология – это две самостоятельные дисциплины. При этом теология использует принципы философии для того, чтобы обосновывать истины Откровения и делать их более близкими душе человека. «Философия – служанка богословия».
Положения вероучения нуждаются в рациональном обосновании лишь как в дополнительном укреплении веры. К этим положениям относятся вопрос о бытии Бога, бессмертии человеческой души.
В то же время другие положения теологии не могут быть доказаны рациональным способом. Таковы: единство Бога в трех лицах; творение из ничего; учение о грехопадении. По учению Фомы эти положения недоказуемы, но они не являются ни разумными, ни рациональными, они сверхразумны.
В противоречиях веры и разума приоритет принадлежит вере. Науки должны согласовывать свои положения с теологией как высшей мудростью. Фома Аквинский сделал теологию философичной. Это проявилось в логических доказательствах бытия Бога.
3.Обоснование бытия Бога дано в «Сумме теологии». Фома приводит пять логических доказательств, которые взаимосвязаны друг с другом.
1. Все, что движется, движется чем-то другим. Этот ряд не бесконечен. Необходим первый двигатель, которым является Бог.
2. В мире имеется ряд действующих причин. Должна быть первичная производящая причина, которой является Бог.
3. Третье доказательство вытекает из взаимоотношения случайного и необходимого. Существует первая необходимость – Бог.
4. Должна существовать наивысшая степень совершенства. Бог – вершина совершенства, источник всяческого совершенства.
5. Телеологическое доказательство. Все направляется к некоей цели, имеет смысл, полезность. Бог как последняя цель, гармонизирующая все целесообразные процессы.
4. В этических воззрениях Фома Аквинский признает свободу воли, иначе с человека снимается ответственность за поступки. Свобода воли проявляется в выборе между добром и злом. Зло понимается как недостаток добра. Воля подчинена разуму. Ум направляет человека к добродетельным поступкам.
Конечная цель деятельности – достижение блаженства. Блаженство в деятельности теоретического разума, в познании абсолютной истины – Бога.
В политических взглядах Фома сторонник монархии. Государственная власть – от Бога. Церковь должна принадлежать первая роль в гражданском обществе. На небе – Христос, на земле – Папа Римский.
8). Схоластика – философия X–XIV вв. В эпоху средневековья схоластика – основной способ философствования, для которого характерно рационалистическое обоснование религиозных догматов.
Схоласты разделяли знание на два вида: сверхъестественное, даваемое в откровении, и естественное – открываемое разумом. Чаще предметом спора становилась не идея Бога, а правильность и четкость понятий, формулировок, т.е. внешняя формально-логическая сторона религиозного учения.
Родоначальник схоластики – Ансельм Кентерберийский, развитие схоластики – Росцелин, Пьер Абеляр, Фома Аквинский, завершение – Иоанн Дунс Скотт, Уильям Оккам.
Схоластика отличается от классической философии тем, что ее заключения заранее ограничены. Речь идет не о нахождении истины, которая уже дана в откровении, а в том, чтобы изложить ее и доказать посредством разума, т.е. философски. Поэтому философию называли «служанкой богословия».
– С помощью разума проникнуть в истины веры
– Придать ей систематический характер
– Исключить критику святых истин
В XIII в. схоластическое движение достигло высочайшей вершины. Ее святым покровителем среди древних является Аристотель, чье влияние постепенно вытесняет влияние Платона. По своему методу схоластика стремится овладеть системным подходом Аристотеля, применяя логическое доказательство, и при этом очень мало опираясь на факты.
Схоластическое философское мышление сосредоточено на двух проблемах:
– Доказательства бытия Бога
– Спор об универсалиях
Спор об универсалиях
Суть спора об универсалиях (общих понятиях) состояла в вопросе соотношения идеальных понятий и реального бытия вещей или, иными словами, в соотношении общего и единичного, мышления и действительности. В схоластический период сформировались три подхода к решению этих вопросов, которые реализовались в трех основных направлениях схоластической философии – реализме, номинализме и концептуализме.
Сторонники реализма утверждали, что подлинной реальностью обладают только общие понятия, идеи (REALIS – действительный).
Номиналисты (NOMEN – имя) считали, что общие понятия сами по себе не имеют онтологического статуса и есть лишь имена для обозначения единичных вещей.
Концептуализмзанимал промежуточное положение между крайним реализмом и крайним номинализмом. Его можно считать умеренной формой номинализма. Концептуалисты (Пьер Абеляр, Дунс Скотт)думали, что реально существуют отдельные вещи, а общее обретает реальность в сфере ума в виде понятий.
Таблица 1. Спор об универсалиях
Универсалии | Реализм | Номинализм |
Общие понятия или имена (от лат. nomen – имя), обозначения вещей | Общие понятия существуют до и прежде вещей, вне них Ante res | Общие понятия, имена существуют лишь после вещей, как их обозначение Post res |
Персоналии | Ансельм Кентерберийский Аврелий Августин Альберт Великий | Иоанн Росцелин Пьер Абеляр Уильям Оккам |
В споре номинализма и реализма наметились элементы борьбы материализма и идеализма.
Разрыв философии и теологии в конце средневековья был неизбежен. Это было обусловлено развитием науки и связанной с ним теорией двойственной истины, которая получила свое обоснование в учении У. Оккама. Согласно этой теории, истины разума и веры не противоречат друг другу, а являются двумя равноправными формами постижения божественной сущности мира.
10). Иоанн Скот Эриугена (810 – 877) толковал христианское вероучение в духе неоплатонизма. Его называли «первым отцом схоластики». Считал, что между откровением и разумом нет противоречия. Утверждал: «истинная философия есть истинная религия» и наоборот. Проблема Бога ставилась как проблема бытия. Общее (идея) существует не менее реально, чем единичное (вещь). Понятие, хотя и является бестелесным, но существует даже более объективно, чем то, что оно обозначает.
11). Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109) тесно связывал философскую истину-разум и истину откровения – веру. Мышление должно быть подчинено вере. Которая является его предпосылкой и должна ему предшествовать. Без веры нет подлинного познания. Ансельм в словах «верю, чтобы понимать» четко определяет позицию схоласта. Реальны только понятия (единичные и общие). Его подход является умеренным реализмом. Известен онтологическим доказательством бытия Бога.
12). Пьер Абеляр (1079 – 1142) выступил против ортодоксальной схоластики. Его называли «рыцарем диалектики». Он начал ту линию средневековой философии, которую можно назвать умеренным номинализмом или концептуализмом. Он признавал объективное существование универсалий в человеческом уме как способности обобщения.
Уильям Оккам (1300 – 1349) – номиналист, последний представитель схоластики. Номинализм Оккама практически разделяет теологию и философию, веру и науку. Обе области становятся самостоятельными, и общим является принцип двух истин. Наука и вера, философия и теология развиваются по своим собственным закономерностям. Особую известность приобрела так называемая «бритва Оккама», выражающаяся в формуле: «сущностей не следует умножать без необходимости». Универсалии не являются субстанциями, они лишь в уме, это мысленный предмет.