Глава 13. европейская философия эпохи возрождения

Начало эпохи Возрождения (Ренессанса) обычно относят к се­редине XIV в., а конец — к 40-м гг. XVIIв. (времени первой анг­лийской революции). Принято различать Итальянское Возрождение (сер. XIV — нач. XVI вв.) и Северное Возрождение (XVI— нач. XVIIвв.), последний период также называется эпохой Реформации1.

Предтечей Итальянского Возрождения считается Данте Алигьери (1265—1321)— автор «Божественной комедии». Начало эпохи Воз­рождения связывается с деятельностью двух других итальянских поэ­тов — Франческо Петрарки (1304—1374) и Джованни Боккаччо (1313—1375). Уже в их творчестве царит неприкрытый интерес к ан­тичной культуре, которая в Средневековье осуждалась церковью как языческая. Возрождение античной культуры — но людьми, обладаю­щими Евангелием (т.е. благочистивыми христианами), — стало деви­зом эпохи, откуда и пошло ее название (данное позднее).

Характерной чертой эпохи Возрождения стало появление спе­цифически ренессансного мировоззрения — гуманизма(Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Лоренцо Валло, Пико де ла Мирандола, Эразм Роттердамский, Себастиан Бранд, Томас Мор, Франсуа Рабле, Мишель Монтень и др.).

В XIV—XVвв. турецко-византийские войны, закончившиеся в 1453 г. падением Константинополя, привели к бегству (в том числе в Италию) большого количества образованных греков, которые вывезли с собой множество античных и средневековых текстов. Это способствовало

1 В эпоху Реформации зародилось новое направление христианства, отколовшееся от католической церкви, — протестантизм; у его истоков стоял немецкий ученый и бо­гослов Мартин Лютер и француз Жан Кальвин.

более широкому знакомству итальянских ученых с древнегреческим языком и с подлинными трудами греческих философов, в первую оче­редь Платона и Аристотеля, с новым переводом их работ и их новым прочтением. В результате появились новый ренессансный аристо­телизм(Падуанский университет и, в частности, Петр Помпонацци (1462—1524)) и ренессансный платонизм(Платоновская акаде­мия во Флоренции, и в частности, Пико де ла Мирандола (1463— 1494)). И поскольку схоластика XIII—XV вв. в основном развивалась в русле перипатетизма (в первую очередь томизма), то платонизм в эпоху Возрождения стал знаменем борьбы со схоластикой, а увлече­ние им распространилось особенно широко. Но платонизм той эпохи включал в себя все неоплатонические и средневеково-христианские напластования, а кроме того, еще и многочисленные философско-маги­ческие представления.

Последовательное развитие идей платонизма и неоплатонизма ве­ло к пантеизму,крупнейшими представителями которого были Ни­колай Кузанский, Джордано Бруно, Якоб Бёме.

Эпоха Возрождения характеризуется бурным развитием науки (ес­тествознания) и значительным ростом ее авторитета. В XV в. шло ак­тивное развитие натурфилософии(философии природы). На ранней стадии развития в ней господствовали магические и мистические представления, но уже в XVI в. основным объектом исследования ста­новятся законы самой природы. Натурфилософия, несмотря на ее мно­гочисленные заблуждения, сыграла роль переходного звена от средне­вековой к современной науке и послужила фундаментом для послед­ней. Базировалась натурфилософия чаще всего на идеях гилозоизма и пантеизма. Виднейшие натурфилософы — Парацельс и Бернардино Телезио.

Великие географические открытия XV—XVII вв. стали началом европейской экспансии, которая привела к значительному расшире­нию рамок «христианского мира». Эти же открытия оказали замет­ное влияние на теологию, науку и философию. Так, для теологии во весь рост встала проблема новой теодицеи (оправдания Бога): если Христос приходил на землю, чтобы спасти всех, то почему большин­ство народов на земле не только не «спасены» к настоящему време­ни — спустя 1500 лет после прихода Христа, но даже ничего о нем не знают?3

1 Если, скажем, арабов-мусульман еще можно было обвинить в том, что они знали об Учении Христа, но в силу своего нечестия отвергли его, то обвинить в этом же, скажем, папуасов или американских индейцев в принципе невозможно.

Схема 84. Европейская философия эпохи Возрождения: истоки и основные направления

глава 13. европейская философия эпохи возрождения - student2.ru

Великие географические открытия принципиально изменили гео­графию: кругосветное плавание Магеллана опровергло антично-сред­невековые представления о том, что Земля является плоской, доказав, что Земля — шар.

В XVI—XVII вв. произошла революция в астрономии, изменившая космологию: на смену представлениям о том, что центром мира являет­ся Земля (геоцентризм) пришли представления о том, что центром мира является Солнце (гелиоцентризм — Николай Коперник, Галилео Галилей), и даже о том, что во Вселенной нет никакого центра (ацент­ризм — Джордано Бруно). В работах Иоганна Кеплера и Галилео Га­лилея получил обоснование экспериментальный метод, ставший ос­новой новой науки.

В сфере социально-политических воззрений в эпоху Возрождения особое место занял утопизм, предлагающий человечеству идеальные модели совершенного общества (Томас Мор, Томмазо Кампанелла), и учение Никколо Макиавелли (макиавеллизм), основанное на жизнен­ной практике и предлагающее утилитарно-прагматические решения проблем управления обществом.

Гуманизм

Гуманизм — это особое явление в духовной жизни эпохи Возрож­дения. Смысл данного термина в эпоху Возрождения был принципи­ально иным, нежели в современную эпоху, где «гуманизм» близок к «гу­манности» — «человеколюбию».

В XIV—XV вв. было принято деление наук на «науки божествен­ные» (studia divina) и «науки человеческие (гуманитарные)» (studia humana), причем к последним обычно относили грамматику, риторику, литературу и поэзию, историю и этику. Гуманистами называли образо­ванных людей, особенно хорошо знавших именно эти науки. Со второй половины XIV в. особое значение придается классической (древнегре­ческой и римско-латинской) литературе. Греческие и латинские писа­тели стали считаться истинными учителями человечества, особенно вы­сок был авторитет Вергилия (в «Божественной комедии» он служит Данте проводником по Аду и Чистилищу) и Цицерона. Симптоматичен в этом смысле тезис одного из гуманистов — Гермолая Варвара (1453— 1493): «Признаю только двух господ: Христа и литературу».

Первым гуманистом считается Петрарка (1304—1374). Анали­зируя причины «испорченности» и «безбожия» своего времени, он ука­зал две их основные причины и способы борьбы с ними (табл. 51).

Таблица 51. Истоки гуманизма

Причины испорченности Способы борьбы
Увлечение «натурализмом», т.е. изучением природы, почерпнутое от арабов, в частности от Аверроиса Необходимо опять обратиться к человеку и человеческой душе
Увлечение рационалистическими методами мышления, т.е. диалектикой и логикой Необходимо возвратиться к гуманитарным наукам и их методам

В центре внимания гуманистов находится человек, но не как «сосуд греха» (что было характерно для Средневековья), а как самое совер­шенное творение Бога, созданное по «образу Божьему». Человек, как и Бог, является творцом, и в этом его высшее предназначение. Програм­мным в этом смысле можно считать трактат Джаноццо Манетти (1396—1459) «О достоинстве и превосходстве человека»1, открывший длительную дискуссию о «достоинствах человека». Одна из важней­ших идей гуманистов состояла в том, что оценивать человека надо не по его знатности или богатству, не по заслугам его предков, а только по тому, чего достиг он сам. Высокая оценка личности, индивида неизбеж­но вела к индивидуализму.

К крупнейшим итальянским гуманистам относится Лоренцо Вал­ло(1407—1457). Анализируя тексты, он доказал подложность так на­зываемого «Константинова дара» — якобы завещания императора Константина (III в.), оставившего Римскую империю в наследство рим­ским епископам (папам). На этом «документе», в действительности по­явившемся только VIII в., основывались претензии папства на свет­скую власть.

В своих философских воззрениях Лоренцо Валло был близок к эпи­куреизму. В трактате «О наслаждении как истинном благе» он ис­ходит из пантеистического тезиса о тождестве Природы и Бога. Бо­жественная природа не может быть источником зла, но стремление к удовольствию лежит в природе человека, оно есть требование приро­ды. Значит, никакие чувственные удовольствия не являются безнрав­ственными. Лоренцо Валло был индивидуалистом: он считал, что инте­ресы других людей надо учитывать лишь постольку, поскольку они свя­заны с личными удовольствиями.

1 Насколько такое отношение к человеку было новым, хорошо видно, если вспомнить название известного средневекового трактата папы Иннокентия III «О презрении к миру, или о ничтожестве человеческого состояния».

Крупнейший представитель гуманизма Северного Возрождения — Дезидерий Эразм(1467—1536 гг.), прозванный по месту рождения Роттердамский. Он считал себя учеником Лоренцо Валло, был другом Томаса Мора и других гуманистов. Он хорошо знал древние языки и много занимался критическим анализом античных и библейских тек­стов. Его влияние и авторитет во всей Европе были исключитель­ными. Особую известность получила его работа «Похвала Глупости», где высмеиваются различные пороки людей (в том числе духовенства), и прежде всего невежество. Улучшение условий жизни людей он свя­зывал с распространением образования. Эразм Роттердамский беспо­щадно критиковал схоластику и схоластов, но своего философского учения не предложил.

Особое место в культуре и философии Северного Возрождения за­нимает французский философ Мишель Монтень(1533—1592). Зна­менем борьбы со средневековым догматизмом стал для него скепти­цизм. Он считал, что философствовать — значит сомневаться. В эти­ческих воззрениях он был близок к эпикуреизму.

Наши рекомендации