Общее понятие и характерные черты китайской философии

Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись: даосизм; конфуцианство; легизм. Меньшее распространение получили: моизм; натурфилософия; номинализм.

После проникновения в Китай буддизма ( 3 в. н. э.) и до конца 19 в. основу китайской философии составляли:

• чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм); • неодаосизм; • неоконфуцианство.

В ХХ в. национальная китайская философия обогатилась достижениями мировой философской мысли, в частности идеями:

• христианской религии; • марксизма; • ведущих европейских философов; • американской философии прагматизма.

Для китайского видения мира и окружающей действительности характерно:

• восприятие своей страны как центра существующего мира;

• понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;

• осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;

• восприятие человека, природы и космоса как единого целого;

• консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;

• невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;

• осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии;

• приоритет, отдаваемый коллективным формам труда; отсюда — уважение и трепет перед организующей силой — государством;

• восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого;

• распространение в обществе вертикальных связей, субординации, послушание начальству, восприятие главы государства высшей объединяющей силой государства, а государства — объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;

• конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;

• понимание жизни прежде всего, как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле;

• уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов.

Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии

Несмотря на то, что человек в Китае отождествляется с природой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии. Согласно китайской философской традиции человек является сгустком 3 видов космической энергии:

• цзин; • ци; • шэнь.

Цзин — энергия зарождения всего сущего живого организма.

Ци— материально-духовная энергия, которая служит "строительным материалом" всего сущего.

Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью — освобождение ци от всего лишнего, очищение души.

Шэнь — неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека.

Помимо 3 видов космической энергии китайская философия выделяет 2 вида сексуальной энергии:

• ян — мужская сексуальная энергия; • инь — женская сексуальная энергия.

Отсюда все сущее делится на 2 противоположных начала - мужское и женское. Это касается как живой природы, так и неживой природы.

Восприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей.В отличие от западной философской традиции китайская философия:

• не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущность человека не путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа;

• не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти;

• выделяет в качестве духовного центра человека не голову, а сердце;

• воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и остальными живыми существами, не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества;

• призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность.

Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения мира, природы и человека, образы-понятия человека, явлений окружающей жизни, создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая — даосизма, конфуцианства, легизма.

Даосизм.

Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.

Основателемсчитается Лао Цзы, живший в конце 6 — начале 5 вв. до н. э. Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет 2 значения:

• путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;

• субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту.

"Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.

Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:

• все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;

• материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе;

• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека=> главный принцип жизни человека — покой и недеяние;

• особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами;

• познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма;

• путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей;

• необходимо во всем уступать друг другу.

Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека, прежде всего, как участника социальной жизни.

Основоположником является Конфуций, живший в 551 — 479 гг. до н. э.

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

• Как необходимо управлять людьми?

• Как вести себя в обществе?

Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям.

Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:

• жить в обществе и для общества;

• уступать друг другу;

• слушаться старших по возрасту и по званию;

• подчиняться императору;

• сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;

• быть человечным.

Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник. Руководитель должен обладать следующими качествами:

• подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;

• управлять на основе добродетели;

• обладать необходимыми знаниями;

• верно служить стране, быть патриотом;

• обладать большими амбициями, ставить высокие цели;

• быть благородным;

• делать только добро государству и окружающим.

В свою очередь, подчиненный должен:

• быть лояльным по отношению к руководителю;

• проявлять старание в работе;

• постоянно учиться и самосовершенствоваться.

!!!Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время.

Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм. Его основателями были Шан Ян и Хань Фэй. В III в. до н. э. легизм стал официальной идеологией.

Основной вопрос легизма: как управлять обществом? Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти.

Основными постулатами легизма являются следующие:

• человек обладает изначально злой природой;

• движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;

• как правило, интересы отдельных индивидов взаимопротивоположны;

• чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;

• государство должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;

• основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;

• основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;

• законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам, если они нарушили законы;

• государственный аппарат должен формироваться из профессионалов;

• государство — главный регулирующий механизм общества => имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

Наши рекомендации