Периодизация этапов развития философии
Возникновение философии, этапы ее развития.
Философия, как особая форма мировоззрения и духовной культуры, зародилась лишь с возникновением рабовладельческого общества. Ее первоначальные формы появились в VII - VI веках до н.э. в Древней Греции, Индии, Китае.
Слово "философ" впервые ввел в обращение древнегреческий мыслитель Пифагор, называвший так людей, стремящихся к высокой мудрости, правильному образу жизни, познанию "единого во всем".
Возникновение философии связано с глубинным поворотом в духовной истории человечества, происходившим в период между VIII и II веками до н.э. Немецкий философ К. Ясперс назвал этот уникальный период во всемирной истории "осевым временем".
В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня остающихся наиболее влиятельными. Именно в это время человек осознает свое бытие в целом, начинает ощущать себя как личность перед лицом беспредельного мира. Во всех направлениях совершался переход от замкнутости к универсальности, заставивший многих пересмотреть прежние, бессознательно утвердившиеся воззрения и обычаи. Перемены, осуществившиеся в эпоху "осевого времени", имели огромное значение для последующего духовного развития человечества. Произошел резкий поворот в истории, означавший появление человека такого типа, какой сохранился по настоящее время. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1991. с. 32-33.
Философия, возникшая как закономерный ответ на новые потребности духовного развития общества в эпоху "осевого времени", отличается от мифологии и религии следующими качествами:
рациональным характером объяснения действительности (базиро-ванием на универсальных научных понятиях, опорой на данные науки, логичностью и доказательностью);
* рефлексивностью, т.е. постоянным самоанализом, возвращением к своим исходным предпосылкам, "вечным" проблемам, критическим переосмыслением их на каждом новом этапе. Философия является рефлексивным "зеркалом" не только для себя самой, но и для науки, культуры, общества в целом. Она выступает как их самоотражение, самосознание;
*свободомыслием и критичностью, направленными против предрассудков, сковывающего догматизма, слепой веры в “абсолютные” авторитеты. Критический дух философии, выраженный в древнем изречении: "подвергай все сомнению", является одним из ее стержневых идеалов
Философия не стояла на месте, а постоянно развивалась.
История мировой философии делится на :
1. Возникновение мировой философской мысли. Философия древних цивилизаций. VII-VI века до нашей эры.
2. Античная философия. VI век до н.э. - V век нашей эры
3. Средневековая философия V век н. э. - XIV век н.э.
4. Возрождение XIV век н.э.- XVI век н.э.
5. Философия Нового времени (буржуазная классическая философия) XVII век н.э. - сер. XIX века н.э.
6. Неклассическая современная философия сер. XIX века н.э. - современное время
Приведем краткую характеристику основных этапов философии, основные идеи, высказываемые философами того времени.
1.Философия возникает сразу в нескольких очагах, наибольшего развития она получает в Индии, Китае и Древней Греции. На этом этапе наибольший интерес философов был направлен на попытку открытия основ мироздания, рассматривались вопросы смерти и бессмертия, впервые развивался интерес к человеку.
Особого внимания заслуживает ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Возникает в 9 в с принятием Христианства на Руси. До 17 века философия существует в рамках богословия, в 17 веке происходит отделение философии от богословия. Русская философия заслуживает более подробного анализа, здесь автор приведет только наиболее яркие имена отечественных философов:
18 век: Ломоносов М.В. (1711-65гг.) - основоположник материалистической философии в России; Радищев А.Н. (1749-1802гг.) в материалистической системе доказательств смертности души использовал диалектические идеи, в частности, идею Лейбница о том, что "настоящее чревато будущим".
Первая четверть 19 в.: Западники - П.Я.Чаадаев(1794-1856 гг.), Н.В.Станкевич (1813 1840гг.) считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития, которым шла и идет Западная Европа. Славянофилы - И.В.Киреевский (1806-56гг.), А.С.Хомяков(1804-60гг.) стремились обосновать необходимость особого пути развития России.
Герцен Александр (1812-1870) существует единство бытия и мышления, жизни и идеала (стремился найти и сформулировать новый метод познания). Белинский (1811-1848), Чернышевский (1828-1889)
Конец 19 - начало 20 вв. религиозная философия: В.С.Соловьев (1853-1900 гг. ) Представил следующую картину мира: существует один божественный мир в трех главных сферах (субстанции, умственной чувственной), человек - акт божественного творения, проявление того, что уже есть; Н.А. Бердяев (1874-1948гг.) считает, что существует 2 вида свободы: иррациональная (первоначальная, хаос) и разумная (свобода в боге), преодоление зла - соединение с Богом, возникновение богочеловека.
Помимо приведенной выше классификации, совмещающей характеристики исторические и философские, ряд авторов выдвигает другую периодизацию развития философской науки.
Философия древних мыслителей. Она представляла собой единую, нерасчлененную, универсальную науку, включавшую не только философские знания, но и все другие знания известные людям той эпохи: естественнонаучные, социально-политические, гуманитарные и др. На этом этапе философия была "наукой наук".
В XVI - XVIII вв. началось выделение частных наук из философии. Этот процесс наиболее явно происходил в Европе, где он стимулировался развитием капитализма и связанным с этим растущим спросом на точные, конкретные научные знания. Именно в эту эпоху начинают развиваться как самостоятельные области знания такие науки как география, математика, механика, астрономия, физика, медицина и др. Процесс формирования новых конкретных наук и дифференциации старых продолжается и в настоящее время. Так уже в ХХ веке возникли такие науки как демография, информатика, космонавтика, биотехнологические науки и др. Дифференциация конкретных наук, имевшая в прошлые века в основном позитивное значение, в ХХ веке стала обнаруживать все большие издержки. Современная биология, медицина, физика, технические науки дифференцировались настолько, что включают в себя сотни направлений со своими особыми языками, методами исследования, результатами, не всегда известными даже специалистам других направлений данной науки. Растущая специализация создала труднопреодолимые барьеры между науками, обусловила узость и односторонность видения сложных проблем, привела к выпадению из поля зрения конкретных специалистов важных межнаучных связей. В этих условиях перед философией встают качественно новые задачи, связанные с формированием целостной стратегии развития науки, культуры, общества в целом. Существенно возрастает значимость ее интегративных, прогностических и лидерных функций. Именно в связи с этими процессами во второй половине ХХ - века начинается качественно новый этап развития философии и изменения ее роли в духовной сфере.
Сущностью этого третьего этапа, особенно явно обозначившегося в конце XX века, является формирование нового интегративного синтеза философии и конкретных наук. Философия стоит перед необходимостью принятия на себя функций лидера, объединяющего и координирующего взаимодействие конкретных наук при решении сверхсложных, междисциплинарных, глобальных проблем (экологической, демографической, социально-экономического неравенства и др.). Другой науки, способной осуществлять продуктивное объединение конкретных наук на решение этих жизненно важных для человечества проблем просто нет. Поэтому философии предстоит очень серьезная работа по собственной модернизации и конструктивизации с целью углубления контактов с конкретными науками, развитию новых системных форм и методов осуществления своих интегративных и лидерских функций.
Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены история возникновения философской науки, этапы ее эволюции. Мы познакомились с основными фигурами философии и их учениями.
Основные философские проблемы.
Среди основных философских вопросов особое место занимает вопрос о соотношении материального и духовного, бытия и мышления. "Великий, основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию... Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как они отвечали на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы и которые... так или иначе признавали сотворение мира... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма", - писал выдающийся мыслитель XIX века Ф.Энгельс. Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М. 1980. с.16. Определяющее значение этого вопроса для философии связано, прежде всего, с происходившим в XVI - XIX веках процессом решительного освобождения науки от духовной власти религии и церкви.
Религия и примыкающие к ней направления философского идеализма рассматривают в качестве исходного, первичного начала мира некий духовный, первичный Абсолют (Бог, Абсолютная идея, Мировая Воля и т.п.). Материальный мир понимается ими как порождение, следствие этого всемогущего, всеобъемлющего Абсолюта, который творит Бытие сверхъестественным образом. В противоположность этим представлениям наука и научное, материалистическое мировоззрение рассматривают Мир, Бытие как нечто объективное, несотворимое и неуничтожимое, развивающееся по естественным законам, существовавшее до человека и породившее человека, общество, дух, сознание в ходе своего естественного развития. Достаточно очевидно, что наука и прежде всего естествознание могут вообще существовать и уверенно развиваться лишь опираясь на идеи объективного существования мира, развития его по естественным законам и познаваемости этих законов. Поэтому развитие и утверждение материалистического мировоззрения являлось вплоть до ХХ века важнейшим средством поддержки и защиты науки, научного мышления в его противостоянии религии, суевериям, мистике и донаучным представлениям.
В настоящее время вопрос, обозначенный Ф. Энгельсом как основной, точнее было бы назвать коренным для философии. Вопрос об отношении мышления к бытию имеет для философии коренное значение потому, что от того или иного его решения радикальным образом зависит решение всех других философских вопросов и проблем. Наряду с решающим значением этого вопроса для свободного самоопределения науки и развития научного мировоззрения, он имеет коренное значение для философии и в ряде других аспектов:
* различные решения вопроса об отношении мышления к бытию (в духе материализма или же идеализма) ведут в конечном итоге к принятию принципиально различных идеалов личности и образа жизни;
* глубинные основания этого вопроса коренятся во внутренней раздвоенности человеческого бытия между духом и материей. Будучи противоречивым единством этих начал, человек по самой своей природе обречен на неизбежную борьбу между своими духовными идеалами, устремлениями и материальными возможностями их осуществления, обусловленными физическими и биологическими качествами данного человека, его экономическими и другими материальными возможностями и ограничениями. Поэтому борьба материальных и духовных начал, приведение их в гармонию - являются неотъемлемыми атрибутами человеческой жизни, что и определяет значимость их философского осмысления;
* различное видение и решение данного вопроса лежит в основе существенных различий духовного менталитета цивилизаций Запада и Востока. Для цивилизации Запада характерен агрессивно-активистский тип отношения к бытию по принципу: "Если мир не отвечает моим потребностям, идеалам, то его необходимо изменить, преобразовать". Такая позиция оказала глубокое влияние на мировую историю. Она явилась одной из значимых причин колониального порабощения странами Запада многих народов, возникновения Мировых и многих других войн, развития на нашей планете тяжелейшего экологического и многих других кризисов и т.п. Для духовного менталитета Востока более характерно признание высшей самоценности бытия, необходимости следовать его законосообразности: "Если мир не устраивает меня, то необходимо изменить свое сознание, привести его в гармонию с миром". Поскольку Запад и Восток - это крупнейшие духовные, культурные миры, противостояние и взаимодополняемость их ментальностей по проблеме бытия и мышления имеют фундаментальное значение для философского осмысления.
Коренной вопрос философии имеет ряд аспектов. Главным из них является вопрос о том, какое из начал является первичным и определяющим: дух или материя. Различные решения этого вопроса в истории философии привели к возникновению противоположных мировоззрений: материалистического и идеалистического.
Философское направление, считающее материю первичным, определяющим началом мира, а дух, сознание вторичным, производным от материи получило название материализм. Противоположное направление, рассматривающее дух как первичное начало, а материю как порождение и следствие духа, называется идеализм. Четкое определение материализма и идеализма было дано еще в XIX веке немецким философом Ф.Шлегелем: "Материализм все объясняет из материи... принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю". Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т. Т. 2 М. 1983. с.104-105.
Идеализм существует в двух разновидностях: объективный идеализм и субъективный. Объективный идеализм признает существование материи, но считает, что она порождена неким духовным началом (Богом, Абсолютной Идеей, Мировым Разумом и др.). Позиция объективного идеализма характерна для ряда религий(христианство, ислам и др.), ее развивали такие философы и мыслители как Платон, Ф.Аквинский, Г.Гегель и др. Субъективный идеализм в отличие от объективного либо вообще отрицает существование материального мира, либо ставит это существование под сомнение. Единственная реальность, которую призна-ют субъективные идеалисты, это сознание или ощущения субъекта. "Мир - это комплекс моих ощущений" - такова позиция субъективного идеализма. Неудивительно, что такое более чем странное мировоззрение, объявляющее мир производным от сознания субъекта, Гегель еще в XIX веке назвал “дурным идеализмом".
Материализм также существует в ряде различных форм, отражающих закономерные этапы его развития. Первоначальные формы материализма возникли вместе с возникновением философии в древних цивилизациях Востока и древней Греции. Великолепной формулой стихийного древнего материализма, с необычайной емкостью выражающей суть этого учения, является один из фрагментов учения древнегреческого мыслителя Гераклита: “Этот Космос, один и тот же для всего сущего, не создан никем ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами возгорающимся и мерами угасающим”. В эпоху Нового Времени (XVI - XVIII вв.) в Европе получил распространение метафизический материализм, для которого были характерны преувеличение моментов стабильности, статичности, изолированности объектов, недооценка их связности, развития. Характерной особенностью метафизического материализма был также механицизм, т.е. распространение представлений классической механики на все науки, механическая трактовка явлений в том числе биологических и социальных. В середине XIX века К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) были заложены основы качественно нового мировоззрения - диалектического материализма, что явилось крупнейшей научной революцией в философии той эпохи. Суть этой революции состояла прежде всего в соединении диалектики и материализма, которые до того развивались порознь. Диалектический материализм Маркса и Энгельса, получивший впоследствии название философии марксизма, соединил и интегрировал в себе достижения различных направлений предшествующей философской мысли, в том числе и идеализма, переработал их с научных позиций.
Основные положения диалектико-материалистического мировоззрения, лежащие в основе философии марксизма, можно схематически сформулировать следующим образом:
1) Мир (бытие, действительность) существует объективно, т.е. независимо от воли и сознания человека.
2) Мир не был никем сотворен и не может быть никем уничтожен. Он существует и развивается по естественным законам. В нем нет сверхъестественных сил.
3) Мир един, в нем нет абсолютно отграниченных друг от друга "потусторонних" (стоящих "над миром" или "вне мира") сфер и явлений. Многообразные объекты и явления действительности представляют собой различные виды движущейся материи.
4) Мир связен и находится в вечном, непрерывном движении, развитии. Объекты действительности взаимодействуют друг с другом, взаимовлияют друг на друга. В процессе развития происходят качественные изменения объектов, в том числе и закономерный переход от низших форм к высшим.
5) Естественное развитие материи через ряд закономерных ступеней (неживая природа жизнь общество) привело к возникновению человека, разума, сознания. Определяющую роль в выделении человека из животного мира и формировании его сознания сыграл труд, его общественный характер, переход животных предков человека к систематическому изготовлению и применению орудий труда.
6) Общество, как высшая ступень развития материи, включает в себя все низшие формы и уровни, на основе которых оно возникло (механические, физические, химические, биологические), но не сводится к ним. Оно существует и развивается на основе социальных закономерностей, качественно отличных от закономерностей низших форм. Важнейшей закономерностью общественного развития является определяющая роль производства в жизни общества. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще - считал К. Маркс.
7) Мир познаваем. Человеческое познание не ограничено по своей природе, но оно исторически ограничено на каждом этапе своего развития и для каждого отдельного человека. Критерием истинности мышления и познания является общественная практика.
Время показало непреходящую ценность диалектико-материалис-тического мировоззрения для прогресса науки и общества. Вместе с тем выявилось, что отдельные его моменты требуют корректировки и развития. В последние годы возникла потребность в формировании высшей формы диалектико-материалистического мировоззрения - "духовного материализма" (В.Мантатов). Духовный материализм продолжает линию марксистского материализма на признание объективности бытия, его познаваемости, закономерной эволюции материи от низших форм к высшим, исключение сверхъестественного из научных представлений и т.п. В то же время, духовный материализм преодолевает присущую прежним формам материализма абсолютизацию первенства материального над духовным, противопоставление и разрыв этих начал, ориентирует на выявление их единства, сложной взаимосвязи, взаимопроникновения, на точную фиксацию отношений, в которых материальное и духовное определяют друг друга в функционировании и развитии объектов.