Лекция №5. Тема 7: Философская онтология
1.Бытие, его основные виды и уровни.
2. Движение. Формы движения и многообразие материальной реальности.
3. Пространство и время как проблемы философии и науки.
4. Понятие картины мира, современная научная картина мира.
Онтология - раздел философии, учение о бытии, о его наиболее общих принципах и категориях. В истории философии и мировоззрения онтологические принципы - идея разумного, законосообразного порядка мироздания являлась основанием любых форм деятельности познания. В классической новоевропейской философии онтология - это фундаментальная наука об основах мироздания, включая его природные и духовные феномены. Критическая философия Канта радикально изменила принципы построения учения о бытии. «Вещь-в-себе» недоступна непосредственно, она воспринимается в формах чувственного созерцания, каковыми являются пространство и время, и познается в формах рассудка, каковыми являются категории и понятия. После Канта учение о бытии оказалось возможным как феноменология сознания - учение о формах трансцендентального сознания, поскольку предполагалось, что реальность сознания доступна для философской рефлексии. Однако бытие человека - не только бытие рефлексирующего сознания, но, прежде всего, бытие-в-мире. В философии одного из крупнейших представителей новой онтологии XX в. Мартина Хайдеггера основными элементами учения о бытии выступают не физические, а жизненно-практические «сущности» или модусы бытия-в-мире. Программа устранения метафизики (прежде всего онтологии) в позитивизме к середине XX в. оказалась исчерпанной. В позитивизме и аналитической философии языка обосновывается необходимость выявления онтологических предпосылок любой формы знания. Таким образом, в современной философии проявляется тенденция к новому онтологическому синтезу. И это не случайно, успехи науки и техники XX в., динамика социальных и культурных процессов ставят перед философией задачу формирования современной картины мира, осознания места и предназначения человека.
В целях конкретизации онтологической проблематики следует рассмотреть категориальный строй классической новоевропейской онтологии, выписав из учебной и справочной литературы основные понятия: субстанция, материя, пространство, время, движение.
Место человека в мире традиционно определялось исходя из его сущности-разумности, способности к познанию мира и самопознанию. В XX в. традиционное понимание человека как существа разумного было поставлено под сомнение. Кошмары мировых войн, антигуманные социально-политические эксперименты, обострение экологических проблем трудно назвать результатами разумной деятельности. Человек - существо разумное, рациональное, но, в не меньшей степени, ему присуща и иррациональность. Открытие фрейдизмом бессознательной сферы, во многом определяющей человеческое поведение, приводит к выводу, что сознательная мотивация действий отнюдь не доминирующая форма поведения. Большинство философов XX в. отмечают кризис человеческого самопознания.
Современная философия стремится преодолеть абстрактное представление о человеке как о существе разумном и ввести в понимание природы человека иные антропологические константы. Идеи истины и правды, социальной и нравственной солидарности, способность любить и верить не могут быть сведены к принципу разумности. Однако преодолеть "гносеологическое" понимание человека как существа только разумного и познающего в рамках философии крайне трудно. Причина этого - в самой природе философского знания как рефлексивного акта самопознания. В погоне за полнотой и целостностью определения человека у философии есть граница, полагаемая ее собственной природой. Один из основоположников философской антропологии (учения о человеке) XX в. Макс Шелер остается верен представлению о человеке как о существе, способном к усмотрению сущности как своей собственной, так и сущности мира. Другой ведущий представитель философии XX в. Эрнст Кассирер усматривает сущность человека в символической деятельности. Человек - не только субъект познания, но субъект самого бытия, ибо создавая многообразные формы культуры (символические формы) - религию, науку, искусство, он создает собственное бытие, мир человека.
Место человека в религиозной картине мира европейской культуры определяется христианским мировоззрением. Для христианского мировоззрения неприемлем, прежде всего, принцип антропоцентризма, как бы высоко ни оценивался человек - как образ и подобие Божие. Бытие Бога - необходимый онтологический постулат христианской философии. Мир есть творение Бога, поэтому он законосообразен и человеческий разум может его постигнуть. Смысл человеческой жизни и само существование человека имеет в бытии Бога онтологическую основу. В философии Владимира Сергеевича Соловьева место человека в мироздании определяется его отношением к Богу-творцу. Мудрость Творца заключается в том, что, создав мир и человека, Бог ожидает ответного творческого акта. Постигая сущность мира как всеединства, гармонии, человек призван воплотить свое видение в действительный мир, приведя его, таким образом, в лоно сотворившего Отца. Идея завершения времен (эсхатологическая идея) — путеводная звезда истории человеческой культуры.
Понятие "научная картина мира" предполагает, что мир в целом, сущее представляется в виде "картины". Картина мира предполагает субъекта этой "картины", создателя и наблюдателя. Понятие "научная картина мира", таким образом, предполагает мир в целом в качестве представленного субъектом, т.е. субъект является необходимой предпосылкой "картины мира". Эти рассуждения раскрывают сущность научного видения мира. Альберт Эйнштейн в теории относительности столкнулся с фундаментальной предпосылкой физической картины мира - неразрывной связью объекта с наблюдателем (субъектом). Философское значение этого открытия заключается в том, что естествознание в лице своих гениальных представителей открывает собственную сущность, собственные предпосылки. Современная наука ставит перед философией и новые задачи. Известный физик, один из основоположников квантовой теории Вернер Гейзенберг приходит к следующему выводу. Теория элементарных частиц, описывая основополагающие структуры материи, с необходимостью затрагивает фундаментальные онтологические предпосылки, о которых трудно даже решить, содержат они высказывания об эмпирических свойствах мира, о формах нашего мышления или о языке, на котором мы пытаемся познать мир. Вывод ученого для философии есть еще только задача. Предполагает ли квантовая теория видение мира в качестве "картины" и, соответственно, наблюдателя, субъекта, или мы имеем дело с принципиально новым пониманием мира? Ответ на эти вопросы - актуальная задача современной философии.
Тема 8: Сознание как предмет философии
(Материалы для самостоятельной подготовки к семинару)
1. Природные предпосылки возникновения сознания.
2. Деятельностный подход к вопросу о происхождении сознания.
3. Сознание и бессознательное.
4. Социальная сущность сознания. Сознание и язык.
Природные предпосылки сознания. В качестве биологического прототипа человеческого сознания можно представить реактивность любого биологического организма. Реактивность - это способность реагировать на внешние условия так, чтобы сохранить целостность организма. Сложность и своеобразие механизма реагирования зависит от структуры жизнедеятельности данного биологического организма, структуры отношений к себе подобным и морфологии тела, главным образом, нервной системы. Психика - достояние высокоразвитых биологических организмов. Психическое - особая, субъективная реальность, основным признаком которой является опосредование - отношение к собственным состояниям. Эта реальность имеет свои, только ей присущие структуры и принципы жизни.
Сознание с естественно-научной точки зрения можно представить как специфическую форму психического. Главное отличие человеческой психики от психики животных - это наличие самосознания. Рассмотрим один из возможных подходов к объяснению сознания и самосознания. Согласно деятельностному подходу психика (сознание) есть идеальное воспроизведение материально-предметной деятельности человека. Специфика человеческой деятельности - в ее характере. Свое отношение к "природному предмету" человек опосредует "культурным предметом" (орудие труда прежде всего). Устанавливая отношение "орудие труда - предмет природы" человек реально практически становится неким "третьим", созерцающим содеянное. Реальное практическое опосредование на психическом уровне воспроизводится как самосознание, способность отличать себя от своей жизнедеятельности.
С точки зрения деятельностного подхода можно рассмотреть социокультурные предпосылки сознания. Человеческую деятельность можно представить как процесс опредмечивания - распредмечивания. Всякий культурный предмет создан человеком и несет в себе определенный смысл (есть опредмеченная "идея"), т.е. является знаком, представляющим некий смысл (значение). Индивидуальное сознание раскрывает (понимает) этот смысл предмета, распредмечивает его. При социокультурном подходе к сознанию оно представляется идеальной реальностью, всегда отягощенной материальной и всегда освобождаемой от нее живым сознанием индивида.
Попытка философского осмысления бессознательного была предпринята в ХУ111 в. Лейбницем. Но только в ХХ веке проблема соотношения сознательных и бессознательных пластов человеческой психики оказалась в центре внимания философов. Неклассическое понимание рациональности ориентирует исследователей на поиск внешних детерминант человеческого сознания. В теории З.Фрейда такой реальностью стало бессознательное. Согласно теории Фрейда, в структуре (топике) индивидуального сознания можно выделить три уровня: бессознательное (Id), собственно сознание (Ego) и сверхсознание (Super Ego). Бессознательное – стихия жизненной энергии, либидо. Содержанием же бессознательного являются вытесненные из сознания представления по причине их несоответствия господствующим в обществе нормам мышления и поведения. Носителем этих внешних индивиду социальных норм является сверхсознание, формирующееся еще в детстве. Сознание индивида находится между двух огней: требованиями общества и витальной энергией, бушующей в сфере бессознательного. Если сознанию удалось направить поток витальной энергии в социально приемлемое, легитимное русло, то индивид пребывает в состоянии психологической нормы. Если же нет… Методом лечения психических отклонений является замещение у индивида травмирующей его версии происходящего на рациональную, социально приемлемую. Таким образом, смысл психоаналитической процедуры заключается в понимании, интерпретации человеком своей собственной жизни при помощи медиума, посредника – психоаналитика. Как метод лечения психических нарушений психоанализ широко себя зарекомендовал. Но Фрейд и его последователи сделали далеко идущие выводы о сущности человека вообще.
Язык можно представить как прообраз любого культурного предмета. Язык - объективная форма, способ бытия сознания. Изучение языковой формы - один из объективных способов изучения сознания и мышления. Однако человек не просто обладает языком. На языке основано и в нем выражается то, что для человека вообще есть мир.
Язык – система знаков, позволяющая осуществлять коммуникацию, хранить и транслировать информацию. Язык – это любая знаковая система, позволяющая осуществлять коммуникацию: система жестов, образов, слов. Знак – предмет, выступающий заместителем и представителем другого предмета, процесса или явления. Речь – особый тип языка, знаками которого являются слова. Общение с помощью слов представляет собой исключительно человеческий вид деятельности. Общепризнанной является точка зрения, согласно которой язык возникает в процессе общения и совместной деятельности людей как основное средство коммуникации.