Лекция №4. Современная философия

1. Общая характеристика современной философии.

2. Экзистенциалистская философия.

3. Герменевтическая философия.

4. Общая характеристика и основные этапы развития позитивизма.

5. Прагматизм.

6. Религиозная философия. Неотомизм.

Современная философия определяется не только хронологически, но и содержательно: для нее характерно неклассическое понимание рациональности. Главным образом, это связано с пониманием интеллектуальной деятельности человека и ее отношением к реальности. Логика мысли и порядок реальности «самой-по-себе» не тождественны, изменяется само понимание рациональности: рационально не значит однозначно и общезначимо, существуют различные типы духовного освоения действительности. Логика религиозного сознания отлична от логики научного сознания и это различие располагается не по шкале истинно/неистинно, но согласно разности формообразующих принципов.

При всем многообразии современной философии условно можно выде­лить две мировоззренческие установки, к которым можно отнести различные философские концепции. 1. Антропоцентрическая мировоззренческая установка характерна для экзистенциально-феноменологического направления современной философии с его ориентацией на проблемы человеческого бытия - проблемы смысла жизни, свободы, творчества. 2. Установка на позитивное знание, выражающая согласие с существующей ситуацией человека в мире, с которой можно соотнести позитивистски-прагматическое направление современной философии, в центре внимания которого - проблемы науки и практического успеха человеческой деятельности.

Экзистенциализм как философское направление сформировался в Евро­пе в первой трети XX в., его ведущие представители - Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мартин Хайдеггер (раннего периода его философской эволюции). Центральным понятием экзистенциалистского типа философствования является понятие экзистенции - непосредственного переживания человеком собственного бытия. Экзистенциализм прежде всего онтологическое учение, в котором бытие представляется не отвлеченным понятием, но конкретно личным бытием человека. Бытие человека отличается от бытия вещей тем, что оно не есть нечто определенное, но постоянно становящееся. Такое бытие, по мысли философов-экзистенцилистов, неуловимо для классического философского дискурса, поэтому экзистенциализм вырабатывает новую терминологию. Укорененность в бытии, временность, историчность - вот те понятия-экзистенциалы, в которых улавливаются феномены человеческого бытия-в-мире. Человек зависим от «положения вещей» в мире хотя бы потому, что его рождение и смерть определяется не им самим. Однако именно свобода определяет его бытие: человек проектирует себя согласно своим ценностям и желаниям и этот фундаментальный проект, цель и есть руководящий принцип его бытия. Внимание к уникальному бытию личности сближает экзистенциалистскую философию с искусством, поэтому для этого философского направления характерна литературная форма выражения.

Герменевтика как определенное направление современной философии утвердилась во второй половине XX в. Центральный вопрос герменевтической философии, по мысли одного из ее ведущих представителей Ханса-Георга Гадамера, это вопрос о том, как возможно понимание окружающего нас мира, как в этом понимании воплощается истина бытия. Предметом герменевтической философии является «мир человека», который имеет языковую природу. В языке открывается человеку истина бытия, задается его способ бытия-в-мире. Язык есть постоянное движение смыслов или игра. Прошлое и настоящее человеческой культуры - это процесс взаимного проникновения «жизненных миров» разных эпох, объективное творчество языковой стихии. Герменевтический метод есть метод понимания или участия в игре смыслов, являющийся универсальным методом гуманитарного познания.

Позитивизм оформился в 30-е годы XIX века. По мысли родоначальника позитивизма Огюста Конта, философия (или метафизика) - следствие неразвитости человеческого разума, развитие позитивных наук приведет, в конце концов, к ее полному вытеснению. Задачу позитивной философии Конт видит в классификации наук.

Следующий этап эволюции позитивизма - эмпириокритицизм (буквально - критика опыта). Эмпириокритицизм порожден революцией в естествознании начала XX в. Представители эмпириокритицизма - Эрнст Мах, Рихард Авенариус видели свою задачу в устранении из науки метафизических допущений, не обоснованных «непосредственным» опытом.

С конца 20-х годов XX в. наибольшее влияние в философии и методоло­гии науки приобрела концепция логического позитивизма (неопозитивизма), которая рассматривала науку как систему утверждений. Идеалом логического позитивизма являлась формализация языка науки. Однако последовательный логический анализ этой проблемы привел к выводу, что полностью формализовать и унифицировать язык науки невозможно. Другим аспектом логического анализа языка науки явилась проблема установления значимости отвлеченных теоретических утверждений путем соотнесения с опытными данными. В основе науки, согласно концепции логического позитивизма, лежат особые «протокольные» предложения, фиксирующие непосредственно данное в опыте. Теоретические утверждения должны быть хотя бы в принципе сводимы к «протокольным» предложениям, такая логическая процедура называется верификацией. Следует отметить, что принцип верификации — принцип семантический, устанавливающий значимость утверждений науки, но не их истинность.

Заслуги неопозитивизма в области исследования структуры научного знания несомненны - это усовершенствование логических средств анализа, создание вероятностной логики, выявление множества проблем современной науки: физической реальности, объяснения и понимания, научного предсказания. Основной вывод неопозитивистских исследований - это утверждение недостаточности только логико-семантических средств анализа научного знания. Наука — социально-историческое явление, и ее развитие можно исследовать исходя из предположений мировоззренческого характера, доминирующих в культуре.

Построение моделей науки как развивающейся системы связано с имена­ми Томаса Куна, Стивена Тулмина, Имре Лакатоса и др.; эти концепции относятся к постпозитивизму. Рассмотрим одну из них. В концепции С. Тулмина научная теория рассматривается как «популяция понятий», согласованная с принятым в научном сообществе стандартом понимания. Эволюция науки - это серия «микромутаций», связанная с постоянным введением концептуальных новшеств. Каждая новая идея, понятие, гипотеза должны отвечать стандарту понимания, но серия таких новшеств вызывает изменение и в самом стандарте. Основная идея данной модели, как и других постпозитивистских моделей исторического развития науки, - идея историзма стандартов рациональности, обусловленного не только внутринаучными процессами, но мировоззренческими установками культуры в целом.

Основные идеи прагматизма были выдвинуты еще в 70-х гг. XIX в. Чарльзом Пирсом. Как философское направление прагматизм оформился к 40-м гг. XX в. Философы прагматического направления выдвинули программу реконструкции философии: философия должна исходить из жизненного опыта и вырабатывать способы и методы его преобразования в интересах человека. Опыт в прагматизме понимается как все, что воспринимается и переживается человеком. Объективные обстоятельства и их переживание при таком подходе сливаются в едином «потоке сознания». Опыт осознается как определенная «жизненная ситуация». Главное, что необходимо человеку в «жизненной ситуации» - это умение действовать в целях установления оптимальных отношений со средой. Инструментом ориентации человека является интеллект, который вырабатывает привычки действовать определенным образом. Мышление отождествляется с исследованием, понимаемым как преодоление состояния сомнения и достижения устойчивого верования. Знание в прагматизме трактуется как верование, готовность действовать. Истинность, надежность, ценность идеи определяется в выполнении действий, предпи­сываемых данной идеей. Успех действий определяет полезность или истинность идеи. Это положение является основным смысловым ядром прагматической фи­лософии - философии действия.

Неотомизм - одно из наиболее влиятельных течений современной признанная Ватиканом философская доктрина католической церкви. Теоретическим основанием неотомизма является философия св. Фомы (Томмазо) Аквинского (XIII в).

Постулат превосходства веры над разумом определяет в неотомизме со­отношение философии и богословия. Истины веры, хранимые католической церковью, имеют безусловный источник - божественное откровение, Философия есть усилие человеческого разума познать истину, соответственно, выразить в системе понятий основы христианского мировоззрения, утвердив тем самым единство веры и разума.

В онтологии неотомизма различается «сущее-само-по-себе», т.е. Бог и «существующее», то, что бытием наделено, тварный мир. Двум родам бытия со­ответствуют и два рода познания - познание как откровение и рациональное познание. Откровенные истины даруются благой волей Бога, однако они нуждаются в рациональной интерпретации - богословии. Иной род познания отличается по своему объекту - миру сотворенных вещей и по источнику - человеческому разуму; это научное познание, устанавливающее формы и закономерности существующего.

Основу натурфилософии неотомизма составляет догмат о творении мира из ничего и преобразованное в соответствии с этим догматом аристотелевское учение о форме и материи. Согласно этому учению материя является чисто пассивным началом и приобретает определенное бытие благодаря нематериальной форме. Высшей формой, формой форм является Бог, не связанный никакой определенностью, сотворивший как первичную материю, так и все многообразие форм.

Неотомистская философия традиционна как в постановке философских проблем, так и в самом стремлении создать единую систему мировоззрения. Однако современный мир, многообразный и динамичный, побуждает философов неотомистов модернизировать философскую систему, используя опыт других философских течений - феноменологии, экзистенциализма, персонализма.

Наши рекомендации