Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика
Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Сущность агностицизма.
Основным вопросом в философии считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Материя и сознание — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В соответствии с тем, как философы решали осн. вопрос в философии, они разделились на 2 противоположных направления:
Материализм— направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Следовательно: материя реально существует; материя существует независимо от сознания; материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; материя существует и развивается по своим внутренним законам. В своем разв. м. проходит различ. этапы: Стихийный (Фалес,Демакрит),Механистический (Ньютон,Бруно),Метафизический (Руссо,Вольтер),Антропологический (Людвиг Феер Бах) - рассматривает человека как часть природы.,Диалектический (Маркс,Энгельс).
Идеализм— принимает за первичное – идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. В идеализме выделяются два самостоятельных направления: объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.) видит основу всего существующего в мышлении, оторванном от человека и превращенным в самостоятельную сущность. субъективный идеализм (Беркли, Юм)-берет в качестве основополагающего начала ощущающее сознание отдельного человека оторванного от общества.
Также можно выделить еще 3 вида идеализма:
1).рационалистический - отводит главную роль мышлению.
2).иррационалистический - отрицает, бесконечные возможности человеческого разума и противопоставляет ему интуицию. Выдвигает на передний план - эмоции, переживания.
3).эмпирико-сенсуалистический - отводит главную роль чувственным элементам познания.
Агностицизм- философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания, получена объективная характеристика окружающей человека действительности. Агностики считали, что мир в принципе непознаваем. (Кант,Гегель). Агностик считает невозможным познание истины в вопросах существования Бога, вечной жизни, и других сверхъестественных существ, понятий и явлений, но не исключает принципиально существования божественных сущностей (отвергается лишь возможность доказательства истинности или ложности таких сущностей рациональным путём). Это делает возможным принадлежность агностика к религиям .В современном понимании, термин «агностик» также может быть использован для описания тех, кто полагает, что вопрос о существовании Бога может быть разрешён, но считает приводимые аргументы в пользу существования или не существования Бога неубедительными и недостаточными, чтобы прийти на их основании к однозначному выводу.
Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика
Среди многообразия научных методов можно выделить такие, которые используются только одной наукой, характеризуют ее специфическую область исследования. Эти методы – частнонаучные. Общенаучные методы используются группой наук. Философия являет собой всеобщий метод, т.к. предметом ее исследования в данном случае выступают наиболее универсальные принципы мышления, всякого познания. Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым путем разрешения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных, частнонаучных методов, а конкретизируются ими. Необходимость выбора и обоснования методов породила специфичную область философского и научно-теоретического знания – методологию. Соотношение теории и метода. В общем случае, теория – результат процесса познания; метод – способ постижения и построения этого знания. Однако в философии каждое теоретическое понятие выступает одновременно и методологическим принципом. Философская теория и есть одновременно метод. В силу этого, философия выполняет общую методологическую функцию для всего научного познания.
Основными методами философии являются:
Диалектика(Гераклит,Гегель,Энгельс) - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. Метод диалектики возникает в древней Греции и под ним Сократ понимал умение вести спор и диалог.
Метафизика— метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, как сами по себе; статично; однозначно. Это метод, не признающий развития. Она рассматривает мир в неизменном застывшем виде.
Догматизм— восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер.
Эклектика— позволяет произвольно соединять факты..
Софистика— метод позволяет выдавать ложное по смыслу за логически истинное.
Герменевтика— метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.
Из них выделяют два метода противоположны друг другу: диалектика и метафизика.
Законы диалектики:
1.Закон единства и борьбы противоположностей.
2.Закон отрицания отрицанием.
3.Переход количественных изменений в качественные.
Принципы метафизики:
1. Движение идет по кругу. Все в мире изменяется циклически. Циклически происходящие изменения не изменяют качество.
2. Вещи , явления, предметы, существуют автономно, если между ними есть связь, то эта связь - внешняя.
3. Движение, изменение происходит под воздействием извне, поэтому главный источник движения - внешний. Метафизики признают только внешние силы.