Вопрос 13 позитивизм, как философия науки
Философия позитивизма 30е годы 20века.
Позитивизм возникает во Франции, в дальнейшем еще и в Англии.
Позитивизм возникает в середине 19 в , как стремление науки стать самостоятельной силой в познании и в об-ве. П. - это направление Ф., выступающие за то, чтобы Ф. была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверные научные знания. Ф должна исследовать только факты и опираться на научный метод. П. означает отказ от метафизики Основоположником П. является О. Кант (1798-1857).
В развитии позитивизма выделяют четыре основных этапа:
1. этап 30 г. 19 века. Первый или классический позитивизм. Представителя: О. Конт, Спенсер, Милль.
2. этап. Второй позитивизм рубеж 19 – 20вв. Представители: Э. Мах, Р. Авенариус.
3 этап. 20-30г. 20 века. Нео или логический позитивизм. Представители: Карнпт, Шлик.
4 этап. Пост позитивизм 50 -60гг. Представители: К. Поппер. Центр – Англия и Америка. Классический позитивизм.«Курс позитивной философии» О. Конт. Самый знаменитый открытый закон О. Конт – закон трех стадий. По нему общество проходит три ступени:
1. теологическая
2. метафизическая
3. позитивная
По первой стадии люди объясняют мир с помощью сверхъестественных сил. По второй стадии мир пытаются объяснить с помощью философских определений. По третей стадии мир начинают объяснять с помощью науки.
Философия должна выступать в виде методологии.
Второй закон – закон «Подчинения воображение наблюдения». Наука должна отталкиваться от наблюдения. Наука должна отвечать на вопрос КАК, а не ПОЧЕМУ. Самая важная философия науки по Конту это прогностическая.
Третий закон – закон «Классификации науки».
Четыре классификации науки – физика, химия, биология, социология.
Именно Конт создает науку социология к начале она называлась «Социальная физика».
2 СТАДИЯ
Связана с именами Э.Маха, Р. Авенариуса. Отличие данной стадии от предшествующей – основная задача ф-фии не в построении всеобъемлющей системы научного знания, а в создании теории научного знания.
Основоположники “второго позитивизма” разделяют идею об упразднении старой метафизики, об изменении положения философии в культуре. Однако в отличие от позитивистов “первой волны”, которые считали, что философия должна заниматься созданием единой картины мира и классификацией наук, метафизики видели задачу философии в установлении принципов упорядочивания явлений в сознании исследователя. Э. Мах ввел название принципа экономии мышления. Мах полагал, что в целях экономии мышления описание должно стоять в центре наук. Объяснение предполагает привлечение ненужных предположений, не может обойтись без понятия причинности. Ядром же всякого описания должен быть анализ ощущений – данных чувственного познания; наука должна оставаться в экспериментальной сфере.
З ЭТАП. Третий этап эволюции позитивизма – неопозитивизм, или логический позитивизм. Логический позитивизм провозгласил основной своей задачей борьбу с метафизикой, традиционно понимая под ней философию в целом, стремясь поставить себя над борьбой с материализмом и идеализмом. Теоретическим источником его послужило реальное развитие физики, логики, математики, языкознания.
Принципы: Принцип верификации установление истины посредством чувственной проверки наблюдения (идет снег) и запись данных наблюдений на языке протокольных высказываний
2.Принцип соглашение- переход от наблюдения к теории.
4ЭТАП Переходный. К Поппер (1902-1996), Его учение наз. «критический рационализм» По его мнению, легко найти подтверждение для любой теории. По Попперу в начале познания лежат не факты, а дуга знания и незнания, т.е. проблема Предлагает принцип фальсификации (потделывать). Для проверки теории на истинность, она должна пройти проверку опровержением.
15 вопрос. Фальсификационизм К. Поппера. Проблема роста научного знания.
Карл Поппер - немецкий философ и теоретик науки (20в). Его работа «Логика и рост научного знания». Фальсификационизм- возможность критики и опровержения для любой научной теории. Теория только тогда будет научна, если она может быть фальсифицируема. Поппер считал, что основным методом научного знаниями является индукция. Большинство научных исследований – это неполная индукция.
Вопрос 16. Понятие нуучной прардигмы, структура научных революций по Т. Куну.
Томас Кун - британский теоретик наук (20в). Его работа «Структура научных революций» и в ней ряд определений:
Научная парадигма - это совокупность проверенных опытным путем и логически верифицированных знаний, которые не только приняты научным сообществом, но и имеют соц. Признание. Кун указывает на тот факт, что научные открытия проходили долгий путь. Типичным примеров научной парадигмы является Каперниканский поворот( гелиоцентризм). Научная революция - является всегда результатом тщательно продуманных действий, проработке всех возможных гипотез, применимых к данной научной теории. Продолжение предыдущего опыта, она ему не противоречит, но дополняет не существующие раннее выводы и аргумент. Это сумма предыдущего опыта,которая приводит к чему-то новому.