Вопрос 56. Понятийный / категориальный/ аппарат философии
Обращение к характеристике философских категорий покажется современному читателю анахронизмом. Действительно, проблематика эта, претендовавшая на роль методологии науки, ушла в прошлое вместе с ее притязаниями на интеллектуальную диктатуру. Однако в контексте учебного пособия, адресованного будущим ученым-юристам, обращение к рассмотрению философских категорий представляется оправданным и даже необходимым. Это связано с рядом причин. Во-первых, категориальный аппарат философии и науки развивается, появляются новые категории, переосмысляются традиционные. Во-вторых, следствием активного влияния науки на современную культуру является обогащение ее понятийного аппарата, при этом философские категории, к сожалению, не всегда адекватно употребляются в обыденной речи, в языке искусства и политики. В-третьих, становление и развитие правовой системы новой России сопряжено с активным использованием категориального аппарата философии, что высвечивает проблемы и противоречия, о существовании которых трудно и даже невозможно помыслить. А между тем именно к такого рода проблемам обращается мировая философская мысль. Достаточно сослаться на труды выдающегося современного французского философа П. Рикёра. Опыт преподавания истории и философии науки аспирантам Московской государственной юридической академии свидетельствует: обращение к категориям диалектики в контексте правоведения, этики, политики позволяет увидеть проблемы, которые могут стать предметом специального научного рассмотрения.
Что такое категория?Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим, как мы мыслим и как передаем свои мысли другим людям. Мы мыслим в форме понятий, суждений, умозаключений. Исходный материал мышления составляют понятия, в которых мыслятся предметы в их общих и существенных признаках. Благодаря понятиям мы выявляем смысл событий и явлений, определяем их значимость для нас. Понятие ипонимание — однокоренные слова и поэтому наше понимание мира, осмысленное отношение к миру зависит от того понятийного аппарата, которым человек располагает. Наши мысли мы выражаем с помощью слов. Слово — посредник между мыслью и миром. Оно является и инструментом мышления, и средством выражения мысли, передачи ее другим. Чем больше словарный запас, тем шире наши возможности в осмыслении мира.
Мысль так или иначе обобщает наш опыт взаимодействия с миром. Мир бесконечно богат в многообразии своих свойств, предметов и отношений. Наш словарный запас несравненно беднее мира, в котором мы живем. Не случайно, так часто в науке возникает необходимость найти подходящий термин для обозначения вновь открываемых явлений. Чем точнее смысловое богатство слов, выражающих наше понимание мира, тем глубже наше мышление, а чем шире наш понятийный аппарат, тем совершеннее наши мыслительные способности.
Всякое понятие представляет собой обобщение. Но его объем, т. е. количество предметов и явлений, которые в нем мыслятся, различны. Исторически сложившийся язык любого народа содержит понятия, в которых закрепляется и осмысляется опыт повседневной жизни и деятельности людей. Усложнение общественной жизни сопровождается расширением и обогащением словарного запаса естественного языка. Развитие науки и философии сопровождалось формированием понятий, которые занимают особый статус и выполняют специфические функции в познавательном процессе. Эти понятия получили названиекатегорий. Категория (греч. Kategoria — определение, суждение) — предельно широкое понятие, в котором отражено существенное, типическое содержание явлений бытия и господствующих в нем отношений.Таким образом, понятия естественного языка постоянно дополняются категориями науки и философии. Категории науки обозначаются словами, резко отличающимися от понятий естественного языка. Зачастую они заимствуются из древнегреческого языка либо классической латыни, иногда они получают имя ученого, открывшего данное явление, часто встречаются и неологизмы, т. е. искусственно созданные слова, призванные обозначить неизвестное ранее явление. Понятия естественного языка допускают (и даже предполагают) их способность вступать в бесконечное множество словосочетаний и приобретать бесконечное множество смысловых оттенков. В отличие от естественного языка, понятия и категории науки являются терминами, т. е. имеют четко очерченный объем и содержание, не допускающие произвольное толкование. Иное дело - философские категории. Как правило, они имеют свой аналог в естественном языке, а также в языке науки. Поэтому вполне допустимо пытаться понять значение философских категорий, опираясь на их «близнецов». Однако сходство содержания понятий естественного языка и категорий науки — чисто поверхностное. Чтобы глубже понять смысловое значение философских категорий, необходимо раскрыть их сходство и отличие от понятий естественного языка, их особенности. Важнейшей отличительной особенностью философских категорий является то, что этопредельно широкие понятия и поэтому философские категории никогда не могут быть редуцированы до понятий естественного языка, имеющего ограниченный объем. Как понятия категории являются необходимыми формами мышления. Как предельно широкие понятия категории претендуют на универсальное применение и описание мироздания в целом. Поэтому философские категории служат средством формирования картины мира в целом, что, собственно, и является предназначением философии. Как любое понятие, категории выполняют инструментальную функцию, выступают в качестве условия и средства мышления. Философские категории также выполняют инструментальную функцию, являясь способом познания и освоения человеком различных явлений. Философские категории выпЪлняют также нормативную функцию, формируя определенную методологию научного познания, нормы понимания бытия вообще, человеческого бытия в особенности. Значимость и универсальность категорий обусловлены тем, что результаты познания неизбежно категориально оформляются, получают форму категорий. Они составляют необходимую часть в структуре науки, объект которой может мыслиться и быть понят благодаря категориям.
Становление и развитие философии сопровождались формированием системы категорий, отражающих как особенности предмета философского познания, так и специфику философской мысли. Их содержательная интерпретация имеет мировоззренческий характер и изменяется по мере развития науки, философии, духовной культуры в целом. Расширяется и состав философских категорий. Многие категории науки приобретают философский статус. Общественное развитие, сопряженное с возникновением новых, не бывших ранее процессов и явлений, получает соответствующее философское осмысление, что неизбежно обогащает понятийный аппарат философии. Овладение искусством оперирования философскими понятиями и категориями является одним из важнейших условий формирования философской культуры студента, ученого, культуры мышления вообще.
Классификация категорий, как правило, осуществляется в соответствии с философскими представлениями о различных формах бытия. Традиционно различают частнонаучные, общенаучные и философскиекатегории.
Частнонаучные категории используются в отдельных областях научного знания, выступают как результат обобщения знаний о локальной и специфичной области познания. Например, в механике такими категориями являются «сила», «масса», «ускорение» и др. В биологии — «вид», «наследственность», «мутация», «организм» и другие.
Философские категории — предельно широкие понятия, в которых мыслятся всеобщие, существенные стороны, свойства, связи и отношения бытия. В системе философских категорий условно можно выделить три важнейшие группы.
Первая и важнейшая группа категорий — всеобщие, применяемые в анализе любых философских проблем. Это категории бытия (в отечественной литературе эти категории принято называть категориями диалектики).
Вторую группу составляют категории специфические, относящиеся к различным разделам философии. Так, онтология выявляет и определенным образом интерпретирует смысл таких категорий, как бытие и небытие, субстанция, единство мира, материя, сознание, пространство, время, движение и др.). Натурфилософия, гносеология, антропология, праксиология, социальная философия, философия глобалистики также располагают собственным категориальным аппаратом.
Третью группу образуют категории специальных философских дисциплин: логики, этики, эстетики. Например, в этике сформировалась система категорий, специфичных именно для данной области философского знания и смежных с этикой разделов философии — антропологии, социальной философии, аксиологии (благо, добро и зло, честь и достоинство, смысл жизни и счастье и др.). Категориями логики являются понятия, суждения, умозаключения, аргументация и т. д. В эстетике используются категории: прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное и т. д. В данной главе мы обратимся к рассмотрению всеобщих категорий.