Основной вопрос гносеологии. Основные познавательные установки
Основной вопрос философии можно сформулировать следующим образом: «Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? Возможно ли достоверно познать предметы, их сущности и проявления сущности?». Гносеологические теории различаются в зависимости от того, как они отвечают на основной вопрос гносеологии.
1. Гносеологический оптимизм. Познавательная установка, утверждающая возможность достоверного, истинного познания предметов и их сущностей. Устанавливает вектор на создание и развитие предпосылок познания, на разработку всеобщего философского метода вместе с частнонаучными методами и стремится к внедрению познавательных установок в различных отделах человеческой жизнедеятельности.
2. Скептицизм. Скептики не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания. Скептицизм чаще всего развивается в период ломки парадигм, смены ценностей, общественных систем. Скептики стараются уходить от категорических суждений о чем-либо, а иногда и от суждений вообще. Императив скептицизма: «Я ничего не утверждаю; не утверждаю и того, что ничего не утверждаю».
Впервые скептические мысли были выдвинуты еще стоиками – Протагором, Продиком, частично Горгием. Дальнейшее развитие скептицизм получил в философской школе «скептиков», основанной Пирроном,и развитойСекстом Эмпириком. В эпоху Возрождения и в начале Нового Времени скептицизм развивали Агриппа Неттесгемийский, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень.
3. Агностицизм. Агностицизм – это учение (или убеждение, установка), отрицающая возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Специфика агностицизма – в отрицании возможности достоверного познания сущности материальных систем.
Агностицизм есть гипертрофированная форма скептицизма. Важнейшим источником агностицизма является гносеологический релятивизм– абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания. В отличие от скептиков, агностики сомневаются в принципиальной познаваемости Бытия.
Агностическое учение зародилось еще в Древней Греции (Кратил, Горгий), получило свое дальнейшее развитие в трудах английских эмпириков Нового Времени (Юм, Беркли) и нашла свое наибольшее выражение в философии позитивизма.
Вопрос 6. Наука и ненаучные формы познания. (Билет №6, вопр1)
Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности на основе выработки и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. Наука – одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
Научное познание – изучаемое эпистемологией – отвечает на вопросы не только как, но и почему. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов. Наука, в широком смысле этого слова, занимается теоретическим отражением действительности.
Существует два полярных подхода к мировоззренческой оценки науки.
Сциентизмобъявляет науку высшей культурной ценностью.
Антисциентизм, напротив, исходит из положения о принципиальной ограниченности науки в решении коренных человеческих проблем, а в своих крайних проявлениях оценивает науку, как враждебную человеку силу, отказывая ей в положительном влиянии на культуру.
По своей направленности, отдельные науки принято разделять на фундаментальныеи прикладные.
Основные функции научного познания:
1.Информативно-отражательная. Переработка практических и опытных данных и формирование на ее основе понятий, гипотез, теорий и методов. 2. Регулятивная. Регулирование практики, обеспечение ее управления, коррекция получаемых результатов. 3. Прогностическая. Предвидение хода и результатов практической деятельности, постановка научно обоснованных, «правильных» задач. 4. Социальная. Облегчение жизни и труда людей, увеличение разумной власти общества надприродой, гармонизация человеческой личности. 5. Гуманистическая.
Доказательства в науке. В строгом смысле, доказательством является только дедуктивное доказательство, индукция же носит вероятностный характер. В любой науке одна сумма высказываний доказывается с помощью других высказываний, а они, в свою очередь - с помощью третьих, третьи – с помощью четвертых и т.д. Неизбежно мы дойдем до пункта, где некоторая совокупность суждений принимается без доказательства, т.е., как правило, носит интуитивный характер. В качестве доказательства не является универсальным эмпирическое подтверждение, которое не гарантирует истинность знаний и даже его научность. Пример: допустим, из некоторого основания A выведено следствие B. Далее следствие B подтверждается. Отсюда не следует что A истинно – оно может быть как истинным, так и ложным. Пример из обыденной жизни: если идет дождь (высказывание A), то на улице мокро (высказывание B). Допустим, на улице мокро, но это вовсе не значит, что идет дождь. На улице мокро может быть и по другим причинам (проехала поливальная машина или растаял снег).
Законы науки. Все законы науки носят характер общих суждений. Любой закон можно записать в общем виде в такой форме: P(x), где х – объекты определенного типа. Для того чтобы подтвердить эмпирически истинность суждения, нужно проверить, удовлетворяют ли свойству P объекты ,… и т.д. Процедура эмпирического обоснования истинности закона носит бесконечный характер. Пример: система Птолемея давала достаточно хорошее предсказание солнечных затмений. Допустим, что затмение действительно имеет место, но это не значит, что система Птолемея истинна.
Формы познания Бытия (по Алексееву).
Познание – это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности. Знание– результат познания.
Особенность философии в том, что она накапливает знание о собственном предмете разными, подчас противоположными, путями. Чаще всего в философии выделяют 6 направлений, по которым может происходить процесс познания действительности:
1. Научный подход – естественнонаучные дисциплины. Критерии научности знания – следующие:
1.1 Объективность. Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых «самих по себе», как «вещи в себе».
1.2. Рациональность. Принцип достаточного основания. В научном знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это содержание истинно.
1.3. Эссенциалистская направленность. Нацеленность на воспроизведение закономерностей объекта. (приписывание некоторой сущности неизменного набора качеств и свойств).
1.4. Системность знания. Не просто упорядоченность, а упорядоченность по осознанным принципам.
1.5. Проверяемость. Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику.
2. Идеологический подход – обществоведческие дисциплины.
Идеология – отражение общественного бытия сквозь призму социально-групповых или классовых интересов. Идеология всегда отражает интересы части общества, ее главный принцип – не принцип объективности, а принцип партийности. Партийность – это определенность социальной позиции субъекта.
3. Гуманитарный подход – гуманитарные дисциплины.
В философии нельзя обойтись без гуманитарной составляющей, играющей здесь важнейшую роль.
4. Художественный подход – искусство.
Ряд особенностей искусства, отличающих его от научных дисциплин.
4.1. Личностный характер познания.
4.2. Природа искусства отражательно-выражательная.
4.3. Искусство – образное освоение действительности. Здесь превалирует индивидуальное, единичное.
4.4. Искусство направлено на постижение эстетического в самой действительности.
4.5. В искусстве велико значение синтетического начала.
В философии эмоциональный заряд в целом меньше, чем в искусстве, но по сравнению с естественными науками все же достаточно значителен, чтобы ставить вопрос о том, является ли философия также и искусством.
5. Трансцендентный подход – сверхприродное познание в философии.
Трансцендентное – понимается, как выходящее за пределы возможного (в принципе) опыта, лежащее за границами человеческого сознания.
По Канту: «Трансцендентный» - тот, который преступает границы возможного опыта и который недоступен теоретическому познанию, но может быть познан верой – Бог, душа и т.д.
Основные методы трансцендентного познания:
5.1. Медитация – умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности.
5.2. Мистика, если под ней понимать «нечто загадочное, непонятное, необъяснимое».
5.3. Философская вера. Это результат философского трансцендирования с включенными в него элементами – медитацией и мистикой.
6. Житейский подход - обыденное знание в философии.
Содержание философского знания включает в себя установку здравого смысла с его ориентацией на познание ближайших причин явлений, их познание и применение в повседневной практике.
Вопрос 7. Общество как предмет философского исследования. Специфика социального познания. (Билет №7, вопр1)
Социальная философия занимается познанием социальной действительности. В строгом смысле слова любое познание, поскольку оно протекает в обществе, является социальным. Кроме того, человек, являющийся субъектом познания, - существо социальное. Но в философской литературе понятие "социальное познание" употребляется для того, чтобы разграничить знания об обществе и знания о природе, поскольку социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания природных процессов и явлений. Социальному познанию можно дать следующее определение: "Познание людьми законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей, называется социальным познанием". Основная задача социального типа знания - анализ общественныхпроцессов и выявление в них закономерных явлений.
Специфика социальной философии, ее функции:
1)гносеологическая функция (исследование и объяснение наиболее общих закономерностей и тенденций развития общества в целом); 2) методологическая функция (выступает как общее учение о методах познания социальных явлений); 3)интеграция и синтез социального знания (установление всеобщих связей социального бытия; 4)прогностическая функция социальной философии (создание гипотез об общих тенденциях развития социальной жизни и человека); 5)мировоззренческая функция (социальная философия связана с понятийным объяснением социального мира); 6)аксиологическая или ценностная функция (содержит в себе оценку исследуемого объекта); 7)социальная функция (призвана выполнять двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению); 8)гуманитарная функция (должна способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивной цели жизни).
Основная задача социальной философии - раскрыть сущность общества, охарактеризовать его как часть мира, отличающуюся от иных его частей, но связанную с ними в единый мировой универсум.