Метафизика Аристотеля
«Теоретическая» философия (отдельная от практической, «поэтической» и логики) состоит у Аристотеля из трёх разделов: 1. Теология или «Первая» (основная) философия», которая именуется также «метафизикой»; 2. Математика; 3. Физика.
Метафизика – это учение Аристотеля о причинах и началах бытия и знания, о том, что такое истинное бытие само по себе.
Трактат о метафизике, состоящий из 14 книг, – важнейшее из сочинений Аристотеля по теоретической философии. Это изложение «первой философии» не является одним цельным произведением, оно не закончено самим Аристотелем. Трактат о метафизике представляет собой, скорее всего, компиляцию, составленную после его смерти из разных черновых работ, отрывков и заметок, относившихся к метафизическому отделу его системы. Эта компиляция составлена довольно плохо, порядок её 14 книг слабо систематизирован.
Аристотель - автор трактата «Метафизика». Голова статуи работы Лисиппа
Само название «Метафизика» никак не связано с сущностью данного раздела философии Аристотеля. При составлении собрания его трудов вышеупомянутый трактат был случайно поставлен после сочинений Аристотеля о естествознании – и слово «метафизика» буквально означает просто «трактат, следующий за отделом о физике». Однако это лишённое конкретного философского значения слово затем укоренилось в научной терминологии, став общепринятым обозначением самых общих основ мировоззрения, главных исходных начал системы любого мыслителя.
Одна из главнейших тем «Метафизики» – рассмотрение взаимной связи между идеальным и материальным. Аристотель опровергает учение Платона об идеях, как самостоятельных сущностях, отдельных от чувственных вещей, и доказывает, что «идея» только форма, в которой материя становится отдельным предметом, и что материя принимает форму по действию третьего принципа, который называется у Аристотеля движением.
Согласно «Метафизике» Аристотеля, форма дает предмету действительное существование, а материя предмета заключает в себе лишь возможность его существования. Так например статуя – это действительный предмет, однако пока не была дана форма материалу, из которого сделана статуя, он только имел способность, возможность быть статуей, но не был ею в действительности. Переход от возможности к действительности Аристотель называет в «Метафизике» возникновением. Итак, форма – действительность, материя – возможность. Лишь когда возможное становится действительным, то есть когда бесконечная и бесформенная материя получает определенность, принимает форму, материя становится конкретным явлением, и только тогда мы можем познавать ее. В природе материи лежит влечение принимать форму. Форма – это лежащий в материи принцип, влекущий ее к тому, чтобы приобрести действительное существование, или, по терминологии «Метафизики» Аристотеля, форма – энтелехия материи; переводя материю из возможного существования в действительное, энтелехия становится движением. Движение – та деятельность, посредством которой возможное становится действительным, материя становится определенным предметом с определенными качествами.
Движение, согласно «Метафизике», – процесс непрерывный и бесконечный, но не безначальный; понятие о движении требует, чтобы мыслимо было нечто неподвижное, как начало движения и причина его. Аристотель вводит понятия о трех разных классах существующего: существует нечто движимое, но не движущее, это материя; существует нечто движущее и движимое, это природа; существует нечто движущее, но не движимое, это бог. Первая причина всякого движения – бог, существо нематериальное, не имеющее частей, находящееся вне пространства, неподвижное; словом, он безусловная деятельность, чистая энергия. Но безусловной деятельностью может быть только чистое мышление. Потому в «Метафизике» Аристотеля бог – абсолютно деятельное мышление, он существо абсолютно живое, первый источник всякой жизни. Предметом деятельности этого абсолютного мышления может быть только высочайшее и совершеннейшее, то есть только само оно. Таким образом, в боге совпадают мышление и предмет мышления.
Эта спокойная неизменность мышления, предмет которого оно само, это нераздельное единство мышления и предмета мысли составляет абсолютное блаженство бога. Учение «Метафизики» Аристотеля о божественном мышлении – первая попытка построить теизм на научной аргументации; до Аристотеля представление о боге имело только религиозное основание, а в «Метафизике» мысль о боге, как о самосознательной личности, выводится путем последовательных умозаключений из основных положений философской системы. Аристотель говорит о боге как о личности, имеющей самосознание. Но деятельность этой личности состоит, по учению «Метафизики», только в теоретическом самосозерцании. Никакой практической деятельности эта личность не имеет, потому исчезает и понятие о ней как о личном существе, остается только божественный разум, единственную деятельность которого составляет мышление о самом себе, не оживленное никаким изменением, никаким развитием. Впрочем, бог, по «Метафизике» Аристотеля, все-таки первая причина движения вселенной; находясь вне вселенной, он сообщает ей с её периферии непрерывное равномерное круговое движение. А так как материя имеет влечение получать форму, которая приобретается посредством, движения, то бог – абсолютная цель вселенной. Вселенная стремится к божеству, но оно само относится к этому стремлению бездейственно.
Физика Аристотеля
Физика – третий раздел «теоретической философии» Аристотеля (два других – метафизика и математика). Он излагается в одноименном трактате («Физика»), состоящем из 8 книг и содержащем очерк учения Аристотеля о природе. Возникновение и исчезновение предметов, все изменения, которым подвергается материя, основаны, согласно Аристотелю, на законах движения; оно – бессмертная жизнь природы в пространстве и времени. Цель этого процесса природы постепенное расширение владычества формы над материею, расширение и совершенствование жизни.
По разнице впечатлений, которые производят на чувства материальные предметы, Аристотель, основываясь на противоположностях теплого и холодного, сухого и влажного, перечисляет в своей «Физике» четыре основных вещества («стихии»). Вещество теплое и сухое – огонь (теплота); вещество теплое и влажное – воздух; холодное и влажное – вода; холодное и сухое – земля. По разнице направлений движения, Аристотель принимает две его разновидности: движение вверх («к границе мира») и движение вниз («к центру мира»). Причина этой разницы та, что одни тела тяжелы, а другие легки. В соответствии с этим каждая из стихий имеет свое «естественное место»: огню и воздуху по их внутреннему принципу свойственно двигаться вверх, а земле и вода – вверх. Представления о силе тяжести в «Физике» Аристотеля нет, оно возникло лишь в Европе Нового времени.
В каждом сложном теле соединены все четыре стихии; перемены в пропорциях сочетания этих стихий производят то, что тела возникают и исчезают. Кроме прямолинейного движения вверх или вниз «Физика» Аристотеля признаёт и ещё один вид – круговое перемещение; оно совершеннейший вид движения, потому что оно принадлежит вселенной в целом и составляет природу эфира, вечного, неизменного, бесстрастного существа, непричастного борьбе стихий; этот эфир – единственное материальное существо, имеющее божественную природу.
Устройство вселенной, по Аристотелю, обусловливается отношением эфира к стихиям и взаимными отношениями стихий. Вселенная составляет одно целое, одну систему. Она имеет форму шара; в этом шаре движутся небесные тела, тоже имеющие шарообразную форму. Они двинутся в стройном порядке по концентрическим кругам, которые расположены один над другим.
Земля, составляющая центр вселенной, имеет форму шара, как мы видим по очертанию её тени и лунным затмениям; другое доказательство шарообразности земли то, что все тела имеют стремление собираться к центру. Границу вселенной в «Физике» Аристотеля образует небо – живое существо, состоящее из эфира. Своим вечным круговым движением, видимым при наблюдении за звездами, оно сообщает такое же движение и вселенной. Это движение небо получает от первой движущей причины, действующей на внешнюю окружность его. Кроме этого общего движения вселенной есть особенные движения небесных тел и стихий, обусловленные их природою. Стройность всех движений во вселенной, по мнению Аристотеля, неопровержимо свидетельствует о наличии в мире божественного провидения.
Небо, по теории, развиваемой Аристотелем в «Физике», состоит из нескольких концентрических сфер. Одна из них – звездное небо – резко отличается своими свойствами от других сфер, составляющих планетную систему. Движение звездного неба неизменно круговое, и число светил на звездном небе очень велико; потому оно самая божественная часть вселенной. Звезды этого неба, согласно Аристотелю, – вечные, блаженные существа, чья природа несравненно выше человеческой; свободные от всяких перемен и страданий, они ведут блаженнейшую жизнь. Система планет, к числу которых принадлежат солнце и луна, тоже свободна от перемен и страданий и тоже имеет божественную природу. Но её движение не чисто круговое, и орбиты планет имеют косое положение.
Область небесных светил, неизменного бытия и неизменного кругового движения соответствует в «Физике» Аристотеля тому, что народное верование греков называло царством бессмертных богов. Но и земной мир, находящийся под солнцем и луною, имеет в себе некоторые элементы вечного движения. Оно создаётся в нем бесконечным круговоротом возникновения и исчезновения, вечностью видов смертных сущест