Специфика религиозного мировоззрения

Понятие мировоззрения, его структура и исторический характер. Виды мировоззрения.

Религиозное мировоззрение, его основные характеристики. Виды религиозного мировоззрения. Представление о добре и зле, идея бога.

Мировоззрение – система идей о мире, человеке и их взаимоотношениях. Основным стержневым элементом мировоззрения является идеал, который выражает конечные цели нашей деятельности, общие требования личности, класса либо какого-то сообщества. Идеал выражает должное и желаемое в сфере экономической, социальной и политической жизни общества. По своей природе мировоззрение является социально-классовым феноменом или явлением, которое объединяет людей в некоторую группу, класс определяет их содержание и направление их развития. Поэтому существует классовый подход к пониманию природы мировоззрения. Оно является научным, а не идеологическим. Исходя из классовой теории мировоззрения в социальной науке, выделяют исторические формы мировоззрения, или исторические формы общественного сознания, которые направлены на адекватное отображение общественного бытия или социальной жизни человека:

− мифологическое сознание

− религиозное сознание

− философское сознание.

Специфика мифологического мировоззрения

Мифологическое сознание является первой формой существования и развития общественного и индивидуального сознания человека. Каждый человек начинает свое сознание с мифологического, т. к. это специфическая форма обыденного сознания (всегда основывается на обыденной жизнедеятельности человека). Мифология возникла как результат выделения человека из мира природы и является результатом или формой существования нашего внутреннего мира. В основе лежит фундаментальное противоречие между добром и злом. Зло – это первая историческая форма осознания взаимоотношения человека с окружающим миром. Чтобы понять специфику мифологического мировоззрения, надо определить понятия добра и зла, которые являются краеугольными факторами мифологии. Зло – весь окружающий мир, который противостоит человеку или коллективу, на который направлена деятельность человека. Добро – первичный коллектив, состоящий из предков, потомков и живущих в данное время людей. Эти люди связаны абсолютным принципом («родственник родственнику принципиально не может нанести зла» - основной принцип мифологического мировоззрения).

Фундаментальные характеристики мифологического сознания.

1. Мифологическое сознание по своей природе антагонистично, раскалывает мир на 2 противоположности (мы и они) и служит средством для поиска «козлов отпущения».

2. Мифологическое мировоззрение по своей природе является несистемным, оно никогда не выделяет времени, и мифологическое действие всегда происходит только в пространстве.

3. Мифологическое мировоззрение по своей природе синкретично. Оно не разделяет мир на сферы бытия: божественный, человеческий и природный мир.

4. Миф не знает содержания, он полностью отождествляется со знаком, т. е. считается, что всё что присутствует в мифе реально. Мифология всегда удваивает мир (из действительности делает виртуальность).

5. Мифологическое сознание не требует веры и в этом заключается главный недостаток, порок мифологии.

6. Мифология не отвечает на вопрос «почему?», она не исследует причин. Главный мифологический вопрос: «Как относится к данному событию? Что делать с ним?»

7. Мифология – идеология человека-победителя. Она знает один тип человека – герой.

Функции мифологии в жизни человека и общества.

1. Объединительная: мифология определяет нашего общего предка.

2. Определяет цель развития данного коллектива, общности. Дает идеал, к которому все должны стремиться.

3. Дает примеры поведения.

4. Самое главное: мифология создала субъективный мир: любая мифология углубляет окружающий мир, она вносит в него элементы духовного начала.

5. Остановила время и тем самым сформировала внутреннюю жизнь человека, положив основы понимания семьи, рода, нации.

Специфика религиозного мировоззрения

Марк Тейлор пишет: «религиозное сознание возникает из разлагающейся мифологии, когда разрушаются принципы: родственник не может нанести вред родственнику, разрушается община, человек может быть уверен только в себе самом. Основным противоречием религиозного сознания является противостояние между добром и злом. Под добром понимается сам индивид, который противостоит всеобщему мировому злу. Жан Поль Стюар : «Как может выжить человек во всеобщем океане зла?». Ответ один: нужно заручится поддержкой некого мирового начала, которое может нейтрализовать зло. Мировое начало – бог, природа которого - делать добро. В религиозном мировоззрении человек выступает в единстве с мировым началом – богом. Истинная человеческая деятельность – деятельность по воссозданию связей или соотношений с богом.

Религиозное мировоззрение – деятельность человека или общества, стремящаяся восстановить некую духовную связь с абсолютом, для продолжения и определения своей жизни.

Фундаментальные характеристики религиозного мировоззрения:

1. Религиозное мировоззрение всегда индивидуально. Именно религия определяет и формирует нашу индивидуальность, потому что областью деятельности человека является его внутренний мир, а не окружающая действительность.

2. Рел.мировоззрение знает лишь один тип мировоззрения; тип страдающего индивида, деятельность которого полностью подчинена очищению внутреннего мира через страдание.

3. Рел.мировоззрение отрицает мифологическое в том, что вводит сферы бытия, возводит непреодолимые границы.

4. Религия впервые вводит в действие фактор времени. Она признает только внешнее время.

5. Рел.мировоззрение существует и развивается на основе принципа гилозоизма – перенесение индивидуальных качеств человека на природные и сверхприродные объекты.

6. В отличие от мифологии религия может существовать через акт веры.

7. Религиозное мировоззрение всегда догматично в своей основе и по своей природе интуитивно.

8. Религиозное знание иллюзорно, так как основным предметом деятельности человека является не воздействие на окружающий мир, а воздействие на мировое начало – бога.

В зависимости от того, что понимается под мировым абсолютом: бог/свое сущностное «я»/личность/нация/класс/вещь в виде священной реликвии, все религиозное мировоззрение подразделяется на 3 формы:

− эгоцентрическое сознание

− социоцентрическое сознание

− космоцентрическое

Эгоцентрическое – стремление индивида восстановить утраченную связь со своим сущностным «я», со своей внутренней системой ценностей, человек всегда живет по принципу: внутри я лучше, чем говорят другие. Человек всегда знает, когда он делает зло, а когда добро. При созидании зла у нас возникает внутренний стресс, в основе которого возникает вопрос о ценности своего сознания. Эгоцентрическое сознание – это внутренняя деятельность человека, в основе которой лежит стремление утвердить свою индивидуальность, это работа нашей самооценки, которая не допускает девальвации нашей личности.

«Самооценка- это последний бастион нашей личности. Разрушив самооценку, мы уничтожаем нашу личность». Эгоцентрическое мировоззрение – это всеобщее мировоззрение, это форма нашего индивидуального спасения.

Социоцентрическая модель – стремление человека или части общества создать или восстановить духовную связь с неким социальным абсолютом, в основе которого лежит стремление дополнять до некой целостности свои недостающие силы, ресурсы.

Социоцентризм – культ личности, стремление человека подражать социальным идолам. Это форма не всеобщего, а индивидуального самосознания.

Космоцентрическое мировоззрение – стремление человека и общества восстановить утраченную связь с мировым абсолютом, творцом вселенной. В зависимости от того, что понимается под богом, есть три типа:

· Теоцентрическое сознание – бог-творец вселенной (христианство, иудаизм ,и т.д

· Панте…. – бог «размывается» в природе (буддизм)

· Атеистическое – вместо бога мы ставим человека

· Религия направлена на развитие духовного мира, но в нашем мире оно многозначно и проявляется в трех формах, описанных выше.

Особенность религиозного сознания, прежде всего, в том, что оно направлено на формирование вида, конкретного индивида. Религиозное мировоззрение знает только один тип личности – страдающая личность, главная значимость бытия которого – собственное духовное развитие через страдания, сопереживания.

Наши рекомендации