Онтология как раздел философии
Философия (определение, предмет изучения, происхождение)
Философия – это любовь к мудрости (с греч. филео – люблю, София - мудрость).
Философия – это совокупность знаний о мире и месте человека в нём, об отношениях между человеком и миром.
Философия – это наука о всеобщих закономерностях, которым подчиняется как бытие (т.е. природа и общество), так и мышление человека (т.е. процесс познания).
Предмет философии – это проблема, связанная с историей развития самой философии и определение предмета философии зависит от ряда различных факторов, например таких как: определенная позиция автора; социально-политические условия.
Взгляды на предмет философии:
1) Наука о наиболее общих законах мироздания (о мире как целом)
2) Познание, свободное от догм, но не достигшее научной точности
3) Изучение не мира самого по себе, а отношения человека и мира
Формы мировоззрения - это такая система взглядов, которая органически включается в жизнь человек, в нормы его мышления и поступков.
1) Мифологическое мировоззрение – это своеобразное видение мира, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существующим, идеальное с реальным, невозможное с возможным, желаемое с действительным.
2) Религиозное мировоззрение, в отличии от мифологического делит действительность на два мира: сверхъестественный и естественный, разделяет знание и веру, утверждает первенство сверхъестественного, духовного начала над естественным бытием.
3) Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на природу, общество и человека.
Философия в отличие от других наук, религии, искусства не ограничивается одним предметом и сферой деятельности и пытается охватить весь мир.
Философию можно определить как специфическую форму, которая пытается различными способами охватить, описать и понять в наиболее общих чертах мирозданье и человека.
Структура философии (основные разделы)
Структура философии: философская антропология; социальная философия; эстетика; логика; онтология; гносеология; этика; история философии; аксиология; философия и методология науки; философия права; философия культуры; философия истории.
Основные разделы философии: онтология (метафизика) - учение о бытии; гносеология (эпистемология) – учение о знании; этика (аксиология) – учение о благе и ценностях.
1) Онтология - раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего; иногда отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как её основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия.
Метафизика - философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия; иногда употребляется как синоним слова «философия» или сближается с понятием «онтология».
2) Гносеология - теория познания, раздел философии, изучающий природу и возможности знания, его предпосылки, средства, и условия достоверности.
Эпистемология - теория познания; синоним слова «гносеология», употребляемый в английском и французском языках.
3) Этика - раздел философии, изучающий мораль как сферу высших ценностей и долженствования и нравственность как сторону жизнедеятельности человека и форму общественного сознания.
Аксиология - учение о ценности, философская дисциплина, изучающая характеристики, структуру и иерархии ценностного мира, его онтологический статус и способы познания, природу и специфику ценностных суждений.
3. Функции философии:
1) Мировоззренческая – рационально-теоретический способ ориентации в мире как следствие обобщения, интеграции всех видов человеческой практики и культуры.
2) Гносеологическая - оценка принципиальных возможностей познания разработка учения о характере и закономерностях познавательного процесса.
3) Методологическая - разработка теории поисковой деятельности, ее принципов, способов, норм.
4) Социальная - гармонизация общественных отношений на гуманитарных основаниях.
5) Аксиологическая – утверждение социально-удостоверенных ценностей, стандартов, идеалов, регламентирующих многообразие общественных и личных отношений.
6) Гуманистическая – сверхзадача философии – показать «каким» надо быть, чтобы быть человеком (И.Кант).
Основные функции:
1) Мировоззренческая – выработка средств мировоззренческой ориентации человека; выработка системы взглядов на объективный мир, и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
2) Методологическая - выработка системы принципов и
способов теоретической и практической деятельности; выработка методологических принципов исследования в области частных наук.
Онтология как раздел философии
Онтология - раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего; иногда отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как её основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия.
Метафизика - философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия; иногда употребляется как синоним слова «философия» или сближается с понятием «онтология».
Бытие – это философская категория, в которой фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и его самого со своим сознанием.
История понятия «бытие»:
1) Древняя Индия - впервые понятие «бытие» (сат) в сопоставлении с понятием «небытие» (асат) упоминается в древнеиндийском философском тракте «Ригведа».
2) Древний Китай - в древнекитайской философии сторонники учения об инь и янь выдвинули положение о пяти первоэлементах мироздания: это – металл, дерево, огонь, вода и земля.
3) Древние славяне - В «Велесовой книге», бытие представлено тремя субстанциями. Это – Явь, т.е. мир видимый, материальный, или реальный мир, Навь – мир нематериальный, или потусторонний мир мертвецов, и Правь – истина и закон Сварога, которые управляют всем миром. После смерти человека его душа покидает Явь и попадает в Навь. Там она странствует до тех пор, пока не достигает Ирия, или Рая, где живут Сварог, сварожичи и предки руссов.
4) Древняя Греция - у древних греков термин «бытие» использовался в практике элейской школы. Парменид доказывал, что бытие непрерывно, однородно и неподвижно, оно не содержит в себе никакого небытия и воспринимается только мыслью. Этим самым Парменид подчеркивал постоянную текучесть чувственного мира, его неустойчивость и невозможность познания вечно ускользающих моментов бытия.
5) Средние века - слово «библия» - древнегреческого происхождения. На языке древних греков «библос» означало - «книги». В наше время мы называем этим словом одну определенную книгу, состоящую из нескольких десятков отдельных религиозных произведений. Внешне Библия представляет собой книгу, объемлющую свыше тысячи страниц. Она состоит из двух частей: Ветхий Завет и Новый Завет.
6) Немецкая классическая философия - Гегель понимал бытие как «…исчезающее бытие", что происходило в "небытие", переходит в «бытие», а из «бытия» в «небытие», в результате чего все в мире является становлением. Но становление это уже более богатая категория, характеризующая бытие, и последнее является предпосылкой становления.
Выводы: бытие - это философская категория; история бытия продолжительна; бытие существует физически и психически; бытие человека уникально, неповторимо; бытие – это чистая мысль.
Онтологические направления:
1) Материализм - направление в философии, признающее первичность материи и, считающее сознание свойством материи, т.е. вторичным по отношению к ней.
Формы материализма: наивный (созерцательный) (представители: Фалес, Гераклит, Демокрит, Эпикур и Лукрецкий Кар), метафизический (представители: Ф.Бэкон, Б.Спиноза, Д.Локк, П.Гольбах, М.Ломоносов, Л.Фейербах), диалектический (представители: К.Маркс, Ф.Энгельс, И.Дицген, Г.Плеханов, В.Ленин).
2) Идеализм - направление в философии, исходящее из первичности духа, идеи, сознания, вторичности материи, природы, бытия.
Формы идеализма: объективный - принимают за первичное
некую идею вообще, безликий разум, который они называют «абсолютной идеей», «мировой волей» (представители: Платон, Лейбниц, Гегель, Шеллинг), субъективный - принимают сознание субъекта, чувствующего и мыслящего «Я», а затем уже из человеческого сознания выводят природу и на этом основании так или иначе отрицают существование предметов реального мира и объективный характер законов его развития (представители: Беркли, Юм, Фихте, Мах, Авенариус).
3) Дуализм - берет на себя двойные (гетерогенные) обязательства о природе существования, как она относится к духу (сознанию) и материи.
Типы: субстанциальный дуализм утверждает, что сознания и материя (тело) — принципиально различные субстанции с независимым существованием; пропетивный дуализм предполагает, что онтологическое различие заключается в различиях между свойствами сознания и материи; предикатный дуализм заявляет о несводимости ментальных предикатов к физическим предикатам.