Занятие №1 Философия и мировоззрение

Конспект по философии

Выполнил студент 1 курса
11-16 группы Суслова Анастасия

Занятие №1 Философия и мировоззрение

Автор Вопрос Булгаков С. Н. Свет невечерний. Созерцание и умозрение. Введение.-М.,1994, 413с. Прохоров М.М. В поисках нового мировоззрения. Н. Новгород,1992. 144с. Кравченко И.И. Политическая мифология // Вопросы философии.1999. №1 С. 43-49.
Сущность мировоззрения. Его структура и исторические типы. “Мировоззрение”- система представлений о мире, нас самих и обществе – как осознанных, так и неосознанных. (Стр. 14) Мировоззрение представляет собой большое полотно, куда мы вписываем самые разнообразные события и факты. Его так же можно уподобить объективу, через который мы пытаемся смотреть на мир, чтобы понять его. (Стр. 14) Мировоззрение - система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации. (Стр. 59)
У истоков философии: мифология и религия. Мифы это сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе.(Стр. 59) Мифу присуща активность, известная инициатива со стороны трансцендентного, которое хочет этой встречи, и в реальности этой встречи и заключается сила убедительности мифа. В мифе речь идет не об отвлеченных понятиях, но о самих реальностях. Содержание мифа всегда конкретно, речь идет в нем не о боге вообще и человеке вообще, но об определенной форме или случае определенного богоявления Подлежащее мифа, его субъект, может быть обозначено только «собственным», а не «нарицательным», родовым именем. Миф есть, или, вернее, должен быть, поэтому отрицанием всякого субъективизма или психологизма (Стр. 61-62) Миф есть синтетическое религиозное суждение. Мифу присуща своя особая достоверность, которая опирается не на доказательства, но на силу непосредственного переживания. ( Стр. 57) Миф так таковой, чистая мифологичность как таковая – отнюдь не должны быть, во что бы то ни стало принципиально религиозными. Так религия всегда живёт вопросами (мифами) о грехопадении, искуплении, спасении и др. Общий итог: миф не есть научное, и в частности примитивно-научное, построение, но живое субъектно-объектное взаимоотношение, содержащее в себе свою собственную, вне-научную, частно мифологическую же истинность, достоверность и принципиальную закономерность и структуру. (Стр. 120-121) Миф – это идеология утопии, её мировоззрение и интеллектуальный материал, превращённая форма деятельности, как и утопия. (Стр. 3) Мифология – средство социальной организации с соответствующими мифами(порядка, свободы справедливости и др.)(Стр. 16) Итак, миф – не просто неизбежная теневая сторона реальности. (Стр. 17)
Философия как мировоззрение. Философская. Научная и религиозная картины мира. В современном мире наука обладает чрезвычайно важным и авторитетным голосом. Она может гордиться целым рядом блестящих теоретических достижений, которые породили, в свою очередь, бесконечное множество технических результатов. Наука является одним из наиболее мощных и влиятельных голосов, к которым мы прислушиваемся, независимого от того, являемся мы учеными или нет, для нас чрезвычайно важно иметь представление о том, что такое наука, прежде чем мы предпримем попытку оценить, что говорит наука по конкретным интересующим нас вопросам. (Стр.123) Тот, кто поднимается по ступеням созерцания прекрасного, в конце концов, за пределами земного шара увидит «нечто удивительное по своей природе», а именно: что прекрасное существует вечно, не возникает и не уничтожается , не увеличивается и не увядает. ( Стр. 23) Сложная, динамически противоречивая природа бытия человека в мире односторонне выраженной старым материализмом, который относится к действию, как к объекту созерцания, не вовлеченному в практику преобразования. Отношение как выражение истинной природы человеческого отношения к миру. Таким образом, созерцание находится в субъекте, как формальное его свойство, подвергается воздействию объекта и получает представление о них. И человек как часть такого бесконечного мира несет на себе его печать, как субъект созерцания. Мир бесконечность (по мировоззрению), и человек тоже несет на себе печать этой бесконечности. (Стр. 23-28)

Занятие №3 Структура философского знания



Автор Вопрос Булгаков С.Н. Трагедия философии. Очерк первый. Типы философских построений // Булгаков С.Н. Соч. в 2 т. Т. 1. – М.,1993, 335 с. Зеленов Л.А. Система философии.- Н. Новгород ННГУ,1991. 128с. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20, 21.
Понятие философии. Предметное и проблемное поле философии. Та или иная философия хозяйства, устанавливающая предпосылки политической экономики отнюдь не создаётся в ней самой, ни есть результат научного исследования, но привносится в науку, хотя затем предпринимает тот или иной характер его выводов. Поэтому проблема философии хозяйства, или, лучше совокупность этих проблем приобретает не только обирфиософский, но и специально-экономический интерес. (Стр. 79) «Философия - это концептуальное мироосвоение, система концепций, как абстрактно-теоретических учений.» СТР. 63 «Философия – универсальная форма осмысления действительности, а когда философ жизни понимает ограниченность традиционной философии, он по 11-му тезису Маркса становится и ее преобразователем». СТР. 75 «Философия представляет собой не только систему заний, но и систему оценок" СТР. 78   Философия понимается естественным благословием в виду того, что тайны мира и Бога раскрываются логически через развитие мышления. Предмет философии – исследование всего многообразия принципов взаимоотношения человека и мира в их всеобщих характеристиках. (Стр. 109)
Основные разделы философии: диалектика, онтология, гносеология и др. Скептицизм есть своего рода абсолютная философия. Он противоречит самосознанию разума, его серьезности, настойчивости и неотступности или его неизбежной проблематике. Разум не может быть поражен скептическим гниением, ибо свои силы и свои стремления он сознает. (Стр. 5-6)   Диалектика – метафизика в данной типологической разграничимости в препятствие методологической философской концепций. Для меня материализм есть основа знания человеческой сущности и человеческого знания, но он для меня не то чем он является для физиолога, для естествоиспытателя. В тесном смысле, например для Молжениша, и чем он не может не быть для них сообразно их точке зрения и их специальности, то есть он для меня не само задание. Идя назад, я целиком с материалистами; Идя вперёд, я не с ними.
Многообразие философских направлений, течений и школ «Делаются отчаянные попытки вырваться из заколдованного круга солипсизма, в то же время в нем оставаясь, спасти и утвердить "предмет познания", оставаясь на почве гносеологического субъективизма. Метафизический диагноз всего этого характерного заболевания гносеологизмом один: отрыв ипостаси от сущности, субъекта от объекта. Гносеологическое же его выражение оказывается многообразно и притом ведет к неожиданностям. С одной стороны, разумеется, идут споры об урегулировании гносеологического субъекта со стороны его содержания, т. е. категорий и познавательных форм, "чистой логики" и "чистого сознания", a priori познания. С другой стороны, делаются попытки определить самый "предмет познания", его a posteriori. При этом оказывается возможным чистый и последовательный имманентизм, который неизбежно вырождается в субъективный панлогизм: esse = percipi. Мир и предмет познания неизбежно при этом превращается в облака грез, между которыми тщетно ищется твердая почва объективности, с отчаянными усилиями преодолеть солипсизм (Шуппе и его школа). Но наряду с этим делаются отчаянные попытки преодолеть всякую "данность" и растворить предмет в логическую категорию, в познании оставить только a priori, выбросив affizierende Dinge во "тьму кромешнюю" психологизма, чтобы, конечно, фактически все время питаться ими. Это делает Коген, который хочет победить мир, "предмет познания" представив делом самого же "чистого", "научного познания". Поэтому для такого неокантианства (у Когена) решающим и вместе роковым вопросом является выведение первоэлементов мысли, соответствующих ощущениям и как бы толчкам от вещей в себе в учении Канта... Другим путем к достижению той же самой цели - сделать субъект безобъектным и тем доставить торжество "идеализму" - направилось фрейбургское течение, Виндельбанд - Риккерт, которые точку опоры ищут не в панкатегоризме и панметодизме, но в использовании связки.» (Стр. 55-56)   Высший вопрос всей философии об отношении мышления к бытию, духа и природе, имел свои нормы, стало быть, не в меньшей степени, чем религия, в ограниченных представлениях людей природа династий. Философы разделились на 2 больших лагеря, сообразно тому, как отвечали на этот вопрос. Те которые утверждали, что дух существует прежде природы, и которые , следовательно, в нашем счёте, так или иначе признавали соответствие мира, а у философов, например у Гегеля сотворение мира принимает ещё более запутанным и нелепый вид, чем в христианстве.

Занятие №10 Проблема бытия

Наши рекомендации