Тема 4. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
1. Возрождение – переходная эпоха между Средневековьем и Новым временем.
2. Новое время – эпоха философов - учёных.
3. Французское Просвещение.
Эпоха Возрождения, или Ренессанс – своеобразный водораздел между средневековьем и Новым временем. В истории философской мысли это была переходная эпоха. Она проявила себя прежде всего в идее свободного человека, продолжив античную традицию его познания. Формируется антропоцентризм как тип философского мировоззрения. В центре внимания философии уже не Космос, не Бог, а живой и деятельный человек. Широко распространяется идея титанизма как всесилия и всемогущества человека, который стал рассматриваться как венец эволюции жизни на Земле, творец собственного счастья и судьбы. В Италии возникает гуманизм – широкое идейное течение, провозгласившее человека высшей ценностью и целью общества.
В натурфилософии эпохи Возрождения доминировал пантеизм как компромисс между религией и нарождавшейся точной наукой в лице естествознания. Суть пантеизма состоит в идее растворения Бога в природе. Это попытка уравнять в правах естественное и сверхъестественное. Бог – внутри природы, а не вне её. В рамках этого мировоззрения Н.Кузанский развивал идею целостности, бесконечности и динамичности окружающего мира. Человек – микрокосм, наиболее совершенное творение Бога и Природы. Бог – как бы всеобщий архитектор, внесший в природу порядок и красоту. Человек тоже может создавать новую реальность – мир культуры – с помощью геометрии, арифметики, музыки и иных форм знания и опыта. Итальянский учёный Д. Бруно полагал, что природа есть бог в вещах, она чувствительна, одушевлена. Этот мир, в котором живёт человек, является всего лишь одним из возможных миров. Земля и солнце – рядовые небесные тела во Вселенной. Идея Бруно, а множественности миров и бесконечности вселенной подрывала основной религиозный догмат о единственности этого мира, разрушала авторитет религии и церкви.
Следует подчеркнуть, что в это время имела место весьма тесная связь философии и искусства. То была «эпоха гигантов» в литературе (Эразм Роттердамский, Франческо Петрарка, Данте Алигьери и др.), в живописи (Рафаэль, Тициан и др.), в скульптуре (Микеланджело). Яркими именами была представлена и естественнонаучная мысль эпохи Возрождения: Н. Коперник. Леонардо да Винчи, Галилео Галилей, И. Кеплер и другие. В науке постепенно стала утверждаться гелиоцентрическая система мира, полагавшая солнце центром видимой части мироздания. Начиная с этой теории, естествознание постепенно стало освобождаться от теологической картины мира.
Как было подчеркнуто выше, Возрождение явилось переходной эпохой. Философия здесь начинает выходить из под жесткого диктата религии и церкви, обретая светский характер. Борьба между религией и философией проявилась в форме пантеизма как конкретно-исторического мировоззрения. В социальных учениях того времени также присутствовал дух эпохи. Зарождение раннего капитализма вызвало к жизни утопический социализм (Т. Мор, Т. Кампанелла и др.) с его идеей коммунистического общества. Формирование первых буржуазных государств дало импульс политическим учениям (Н. Макиавелли), теории «естественных» прав человека (Г. Гроций и др.). Важно и то, что философия Ренессанса проповедовала не только идею свободы человека, но и всестороннего (универсального) развития каждым индивидом своих сущностных сил и способностей.
Новое время, начавшееся в XVII в., стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европе капитализма как истого способа производства, эпохой быстрого расширения науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась как огромный механизм, а человек – как инициативный и деятельный работник.
Основной темой в философии Нового времени стала тема познания. Сложились два крупных течения (эмпиризм и рационализм), по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания. Сторонники эмпиризма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк и др.) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Наиболее обстоятельно такая позиция была изложена в творчестве Ф. Бэкона, автора известного тезиса «Знание – сила». Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент и др.). Он известен также и разработкой научного метода индукции, исследованием противоречий процесса познания. Что касается философии, то она представлялась ему опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включали самого человека.
Сторонники эмпиризма призывали во всем опираться на данные опыта, человеческой практики. Они отстаивали свой основной тезис: «Нет ничего в разуме, чего не было до этого в ощущениях человека».
Напротив, сторонники рационализма утверждали, что основным источником достоверного знания является разум, понятийное понятие человека (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.). Основателем рационализма считается Декарт, автор крылатого выражения «Подвергай все сомнению!». Он явился также и создателем дедуктивного метода научного познания. Философ считал, что во всем надо полагаться не на веру, а опираться на достоверные выводы и ничто не принимать за окончательную истину. Проделывая долгий путь от самых общих положений к частным выводам, науки постигают, таким образом, великую и таинственную «книгу мира». Познание – это как бы разворачивание тех интеллектуальных сил, которыми обладает человек.
Наряду с позитивной оценкой возможностей познания, в XVII в. возрождается и философский агностицизм, отрицавший возможность познания мира человеком. Он проявил себя, прежде всего в творчестве Д. Беркли и Д. Юма, полагавших, что человек в своей жизни познает всего лишь «мир явлений», но не способен проникнуть в глубину вещей, дойти до знания законов окружающей природы.
Пантеистическую направленность имели взгляды Б. Спинозы, утверждавшего, что природа есть причина самой себя, всех протекающих в ней процессов. По мнению философа, Бог не стоит над природой, а является ее внутренней причиной. Знание достигается разумом, и оно является первейшим условием свободной деятельности человека.
Немецкий философ Г. Лейбниц подчеркивал духовный характер мира. Основой мироздания являются некие монады как единицы бытия, придающие миру разнообразие и вместе с тем гармонию. Большой вклад в развитие точных наук и философии Нового времени внес И. Ньютон. Сформулированный им закон всемирного тяготения имеет не только естественнонаучное, но и философское значение. Следует отметить, что в XVII в. широкое распространение получило так называемое «юридическое» мировоззрение. В его рамках развивалась, во-первых, теория «общественного договора» (Г. Гоббс). Она объясняла происхождение государства добровольным соглашением людей во имя собственной безопасности. Во-вторых, это мировоззрение исповедовало идею «естественных» прав человека (на свободу, на собственность и др.), которые якобы даны ему от рождения. «Юридическое» мировоззрение выражало умонастроения молодой буржуазии как класса, сформировавшегося в Новое время.
В развитие социальных учений Нового времени в XVIII в. особый вклад внесло французское Просвещение. Просветители (Ш. Монтескье, Ф. Вольтер, Ж. Ж. Руссо и др.) идейно подготовили Великую французскую революцию 1789 – 1793 гг. Многие из французских просветителей были убежденными атеистами, другие искренне верующими людьми, но все они воспринимали реальную церковь как символ невежества и мракобесия, тормоз развития общества. Поэтому девиз Вольтера (деиста по философским убеждениям). «Раздавите гадину!» (церковь) стала лозунгом эпохи, предопределив юридическую норму отделения церкви от государства. По убеждению просветителей, общественный прогресс возможен лишь при помощи разума, права, науки и образования. Грядущее общество непременно станет воплощением разумности и цивилизованности. Что же касается человека, то он является природно-социальным существом и способен к бесконечному развитию и совершенствованию своей деятельности. Однако частная собственность делает людей неравными, порождает зависть и вражду между ними. Следовательно, новое общество надо создавать на основе социального равенства и справедливости, солидарности между людьми. Просветители стояли на позициях исторического оптимизма, а их идеалом была республика как форма народовластия.
Значительный вклад в учение о сущности и природе человека, путях его воспитания внесли такие последовательные французские материалисты XVIII в., как Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и Ж. Ламетри. Они подчеркивали, что человек является прежде всего продуктом окружающей его среды. Следовательно, для изменения нравов людей необходимо в первую очередь изменить обстоятельства их жизни, общественные отношения как мир человека. Эта идея просветителей являлась в последующем одним из источников возникновения и формирования классической марксистской философии, в которой была теоретически обоснована идея коммунистического общества.
Вопросы для самопроверки:
1. Как и почему изменился тип философского мировоззрения в эпоху возрождения?
2. Почему в философии Нового времени тема познания становится основной?
3. В чём суть спора между эмпиризмом и рационализмом?
4. Какой вклад внесло французское Просвещение в развитие социальных учений нового времени?
Различие понимания научного метода у сторонников эмпиризма и рационализма (XVII-XVIII вв.) Проблема познания вообще и проблема научного метода в частности – в центре внимания философии Нового времени. Философы XVII-XVIII вв. неоднократно фиксировали внимание на том, что надо найти истинный метод науки, найти те первопринципы ума, с которых начинается построение истинной философии, а затем всех других наук. При поисках нового «суперметода» и произошло разделение философов на сторонников эмпиризма (эмпиро - опыт) и рационализма (рацио - разум) | ||
Метод | Сторонники | Содержание |
Эмпиризм «Нет ничего в знании, чего ранее не содержалось бы в ощущениях» | Френсис Бэкон (основоположник эмпиризма), Джон Локк и др. | Единственный источник знания – опыт. Содержание всех знаний человека или человечества, в конечном счете, сводится к опыту. В душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Поскольку ощущения нас могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств. Знание должно идти от частного, опытного (экспериментального) к обобщению и выдвижению теорий. Это – индуктивный метод движения ума; наряду с экспериментом он и есть истинный метод в философии и других науках. |
Рационализм «Я мыслю, следовательно, существую» (Р. Декарт) | Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц | Опыт основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Лишь в самом Разуме, в самой нашей душе, есть интуитивно ясные и отчетливые идеи. По правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести возможность существования Бога, природы и других людей. В разуме человека содержится, безотносительно всякого опыта, ряд идей. Они возникли без ощущений, до ощущений. Развивая заложенные в уме идеи, можно получить истинное знание о мире. Основу истинного метода надо искать в самом уме. Мышление основано на интуиции и дедукции. |