Понятие науки. Критерии научности
Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.
Наука — творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их воспроизводства
Научное познание – высокоспециализированная дейтельность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их эффективного использования.
Таким образом, основные стороны бытия науки — это: 1. сложный, противоречивый процесс получения нового знания; 2. результат этого процесса, т.е. объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся органическую систему; 3. социальный институт со всей своей инфраструктурой: организация науки, научные учреждения и т. п.; нравственность науки, профессиональные объединения ученых, финансы, научное оборудование, система научной информации;4. особая область человеческой деятельности и важнейший элемент культуры.
Выделяют 6 критериев научности знаний:
1. системность знания - научные знания всегда имеют систематический, упорядоченный характер; 2. целевой - всякая научное знание является результатом поставленной научной цели; 3. деятельностный - научное знание всегда выступает итогом деятельности ученых по реализации поставленной научной цели; 4. рационалистический - научное знание всегда основывается на разуме (в традициях Востока утвердился приоритет интуиции как сверхчувственного восприятия действительности); 5. экспериментальный - научные знания должны быть подтверждены экспериментально; 6. математический - к научным данным должен быть применим математический аппарат.
Знания, накопленные людьми, имеют 3 уровня: обыденный, эмпирический (опытный) и теоретический (уровень научного знания). Результатом научной деятельности являются научные знания, которые в зависимости от содержания и применения подразделяются на: 1. фактологические - представляют собой набор систематизированных фактов объективной действительности; 2. теоретические (фундаментальные) - теории, объясняющие процессы происходящие в объективной действительности;
3. технико-прикладные (технологии) - знания о практическом применении полученных знаний; 4. практически прикладные (праксеологические) - знания об экономическом эффекте, получаемом в результате применения научных достижений.
Основные особенности и признаки научного познания: 1. Основная задача — обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных, законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной признак науки, основная особенность. 2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, является важной отличительной чертой научного познания. 3. Существенным признаком научного познания является его системность, т. е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов, их описание и обобщение доводится до уровня их включения в систему понятий, в состав теории. 4.Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается —осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. 5.Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания — объективность, устранение неприсущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации «чистоты» его рассмотрения. 6.Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства, воспроизводства новых знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, химические формулы и т. п. Научное знание не просто фиксирует свои элементы в языке, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала — важный показатель (критерий) научности. 7.В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее. Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя такихидеальных средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика и др. 8.Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеют логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.
Кроме названных, в современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, такие как формальная непротиворечивость знания, его опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т. д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.
Формами научного знания являются: научные понятия, программы, типологии, классификации, гипотезы, теории.
Научное предположение, выдвигаемое для устранения ситуации неопределенности, называется гипотезой. Это не достоверное, а вероятное знание. Истинность или ложность такого знания нуждается в проверке. Процесс установления истинности гипотезы называется верификацией. Гипотеза, подтвержденная экспериментально, называется теорией.
4. Структура науки, идеалы и нормы научного познания.Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе об общения реальных фактов в их взаимосвязи, чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению. Научное познание – высокоспециализированная дейтельность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их эффективного использования. Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. Последняя выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно — в совокупности специфических своих элементов.
С точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научного познания, последнее включает в себя4необходимых компонента в их единстве: а)Субъект науки б)Объект (предмет) в)Система методов и приемов, данной науки обусловленных своеобразием их предметов.г)Свой специфич, язык – естеств.,и искусственный (знаки, символы).
В научном познании следует различать такие элементы его структуры: а) фактический материал, из эмпирического опыта; б) результаты первоначального его обобщения в понятиях и других абстракциях; в) основанные на фактах проблемы и научные предположения; г) «выраст-щие» из них законы, теории, е)социокультурные, ценностные и мировоззренческие основы; ж) методы, нормы научного познания; з) стиль мышления и некоторые другие элементы.
Идеалы и нормы научного познания - совокупность определенных концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе ее развития. Их функция - организация и регуляция процесса научного исследования, ориентация на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных результатов. При переходе на новый этап научного исследования кардинально меняются его идеалы и нормы. Стиль мышления, выполняет в научном познании регулятивную функцию, носит многослойный, вариативный и ценностный характер. Различают классический, неклассический и современный стили научного мышления.
Философские основания науки выражают филос-ие идеи и принципы, котор содерж-я в дан-й науке и дают самые общие ориентиры для познавательной деятельности.
Научн. картина мира — целостная сист. представл-ий об общих св-вах и закономер-ях действ-ти, построенная в результ-е обобщ и синтеза фунд-ых науч понятий и принц-в.
С середины XX в. активно начала формироваться особая область философских изысканий, стремящаяся объединить все эти дисциплины в комплексное, системное, всестороннее исследование — философию науки.
Идеалы и нормы научного познания -совокупность внутринаучных ценностей, методологич-х и др.требований, установок,которые организуют, направляют/и/оценивают/сам/ход/и/результаты/научного исследования- научное знание на каждом конкретно/историческом этапе развития науки. Основные/функции идеалов и норм научного познания=организационная и регулятивная. Они призваны/ориентировать научные исследования на более эффективные пути, способы и формы достижений научных результатов. Среди идеалов и норм науки выделяют три уровня: 1) собственно познавательные идеалы и нормы; 2) социальные нормативы, которые определяют роль науки в общественной жизни; 3)специфически предметные идеалы и нормы,где установки первого и второго уровня конкретизируются применительно к конкретной науке (в математике отсутствует идеал экспериментальной проверки теории, а/для опытных наук он обязателен); для биологии идеи эволюции выражаются методом историзма, а в физикек этому методу не прибегают. Познавательные идеалы и нормы науки имеют сложную организацию, вкоторой выделяют следующие формы: а) номы и идеалы объяснения и описания; б) нормы и идеалы доказательности и обоснованности знания;в)нормы и идеалы организации и построения знания. Ихописывают следующие категории: научная истина, научное доказательство,научная эффективность,критерии научности знания,научная теория, научное объяснение, научное понимание и др. Второй уровень идеалов и норм научного исследования представлен исторически изменчивыми установками,которые характеризуют стиль мышления,доминирующий в науке на определённом этапе её исторического/развития. Первый и второй уровень идеалов и норм науки образуют аксиологический фундаментисторического типа науки (древневосточная, античная, средневековая,новоевропейская,классическая,неклассическая,постнеклассическая.При переходе на новый исторический/этап развития науки/кардинально меняются её/идеалы и нормы
Структура науки имеет 3 базовых блока ее основ: 1) идеалы и нормы науч-го познания, 2) научн картина мира, 3) философские основы. Блоки формир-ся под влиянием филос-их идей. В самой общей форме результаты познават-ой деят-ти фиксируются в философских категориях, которые наряду с общим стилем мышления и системой ценностей обеспеч-ют вхождение научного знания в систему культуры.
Наука происходит из неспециализированного, повседнев-го знания, что существовало и сущ-ует в 3 основ-х формах: 1) рецептивного, технического знания, которое может быть частично специализированным для искусства, ремесел, торговли, мелкого производства, 2) протонауки, т.е. подготовительного этапа становления науки, сущность которого заключается в сборе фактов, установлении связей между явлениями природы и т.д., 3) псевдонауки, т.е. совокупности убеждений и действий, которые похожи на научные методы представления знаний.
Преобразование повседневного знания в науку осуществляется при условии выполнения 3 правил: 1) прежде чем решать вопрос о сущности того или иного явления или процесса, надо выяснить экспериментально его реальные параметры и формы существования, 2) для математического моделирования явлений и процессов необходимо, чтобы они были представлены в количественных измерениях, 3) не только опыт,но и собственные научные утверждения, выводы, обобщения могут использ-тся при создании научной теории.
Развитие любой отрасли науки имеет 4фазы: 1я начинается с возникновения «зародышевых» работ, 2я характеризуется «взрывным» ростом информации и начальным ее благоустройством и оформлением, 3я связана с приходом в эту отрасль науки широкого круга ученых и практическим использованием результатов, 4я характеризуется насыщением знания, отрасль исчерпывает себя, основные идеи переходят в учебники,пособия,справочную литературу.
Научное знание - многообразное и многоуровневое. Существуют 3 основные разновидности науки. В рамках каждой отделились определенные отрасли, дисциплины, отдельные науки (физик., химия, биол., истор., логика и т.п.). Существуют также комплексные науки, предмет которых находится на пересечении различных областей знания: астрофизика, бионика, биохимия, кибернетика и т.д.. Сущ-ют также классификации наук, где отдельную отрасль составляют экономические науки. Каждая отрасль по глубине проникнов-ия в сущность объекта исследов-ия имеет несколько уровней (фундамент-ые, поисковые, прикладные, конструкторские разработки) и 2 основных уровня научного познания (эмпирический и теоретический).