Фёдор Иванович Тютчев (годы жизни)
Лирика Тютчева – страница не только в русской, но и в мировой поэзии. Глубочайшая страстность мыслящей человеческой личности (философствование). Тонкое поэтическое воссоздание мира.
Лирика его неповторима, но в этой своей уникальности мы видим отражение важнейших закономерностей русской жизни и русской поэзии. История поэтического наследия Тютчева, история вхождения его поэзии в руслит очень неравномерна, прерывиста и вместе с тем очень яркая. Можно сказать, что интерес к Тютчеву возникал в русском обществе, когда оно было в ситуации кризиса, перелома, в самые катастрофические моменты развития общества, когда старое уходило, а новое только появлялось. Имя Тютчева впервые появляется на страницах печати в пушкинском «Современнике» в 1836г., когда Тютчеву было 14 лет. В «Современнике» появилось 24 стихотворения.
40е годы как бы стирают память о Тютчеве. Добролюбов в своей статье об Островском «Тёмное царство» пишет статью о Тютчеве. И Тургенев в эти же годы. 70 – 80е годы – опять затишье. Новая волна чрезвычайного интереса начинает в 1905г., пишет статью Блок. И с этого момента начинается опять подъём интереса. Имя Тютчева и Блока стоят постоянно рядом.
«Глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями (стрела к Фету), но вопросами нравственными, интересами общественной жизни» (найди чья цитата и ваще полную найди).
Тютчев родился в Орловской губернии в имении Овстуг 23 ноября 1803г. Воспитатель с 9 до 16 лет – поэт, философ С.Е. Раич, младогегельянец, издатель «Галатеи», Ему Тютчев обязан знакомством с мировой литературой, особенно античной и итальянской.
В 1818г. поступает в МГУ, где сближается с историком Погодиным, Одоевским, в большинстве с любомудрыми. В центре – концепция самоопределения человека, его душа. Через Шеллинга Тютчев приходит к проблеме личности. Окончив универ, он переезжает в Петербург на службу, через пару месяцев – в Германию.
Самая главная идея, взятая у Шеллинга, – проблема соотношения воли человека, прав человека и мирового целого.
Человек мыслится как единство противоположностей, это тьма и свет, это частный человек, который обрёл волю, она бунтует в нём, и этот индивидуализм – и начало трагедии, потому что он стал частной единичкой рядом с огромным общим. Противопоставление воли и общего не стало для Тютчева пределом, но это – диалектика – основа его худож. сознания, диалектика была у него в крови.
С Мюнхена начинается дружба с Гейне.
(Островский)
«На всякого мудреца довольно простоты»
Комедия построена по модели «Горя от ума».
Как социальный психолог, Ост. показывает проявление нового политического содержания в психологическом преломлении – как политика внедряется в психологию. Он раскрывает природу каждого человека – экономическую, политическую и т.д.
Название комедии связано с умом, духом, идеологией. Ост. выводит целую галерею мудрецов. Композиция подчинена этому и строится как дуэты – каждая сцена выводит нового мудреца. Первый – Мамаев. Островский очень любит экспериментировать с татарскими именами и фамилиями. Он появл. в первом акте. По ремарке Мамаев – в годах, богатый человек, он особенно охотно рассуждает о своём уме и чужой глупости. Кучаев, один из его 30и племянников, замечает, что Мамаев считает себя самым умным.
Мамаев одержим страстью получать. С этой страстью и связаны его чудачества. Он ходит по объявлениям о продаже квартир, осматривает их – каждый раз новый повод поучить людей уму-разуму, сами квартиры ему не нужны.
Островский не ограничивается психологическими исследованиями чудачества – он открывает социальную природу.
Остр. в образе Мамаева создаёт тип консерватора, который тоскует по недавнему прошлому. При всей чудачности Мамаев, говорит Остр., очень опасен – прежде всего бессмыслицей своих суждений. И ещё одно – Мамаев очень активен. Остр. показывает, как быстро наступает глупость.
Во втором акте появл. новый мудрец. «Очень важный господин, Крутицкий». Перед ним заискивает даже Мамаев, о его покровительстве мечтает Глумов. Крутицкий – генерал, модель Скалозуба. «Болван совершеннейший».
Диалоги Крутицкого с Глумовым показывают, что Крутицкий покровительствует всем порокам, кроме свободомыслия.
За каждым диалогом – политический смысл. Житейская философия.
Ещё один важный аспект – что Крутицкий выступает мудрецом и в культуре. О том, как ему видится репертуар в театре – для каждого соц. слоя отдельный. «Для дворян – трагедии, для простого народа – продажу сбитня дозволить». Крутицкий не только вызывающе глуп, но этот консерватизм, наступление на разум, стало в рус. обществе нормой.
В конце второго акта – третий мудрец, балаболка, хвастун, представитель либерального дворянства, Иван Иваныч Городулин. Уже в имени – спешка. Первые слова, которые он говори: «Ветром, которые у меня в голове». Появляется как фразёр. Это не просто фразёр и светский фат – и тут очень важна общественная подоплёка. У него 4 выхода, и всякий раз он появляется неожиданно, как вихрь. Остр. показывает, что Городулин потихоньку скупает речи Глумова и обещает взамен выгодное место.
Четвёртый мудрец – помещица, дворянка Софья Игнатьевна Турусина (пустозвон в словаре Даля). У неё есть свой колорит: набожная, лицемерная, ханжа, но с замашками стареющей светской львицы. Заключает в себе разновидность умонастроения. Крутицкий – её поклонник в молодости, и он выводит её на чистую воду, рассказывая, какой она была до того, когда стала ханжой.
Нет ни одного положительного героя – мир как бы после поражения. На роль Чацкого, который нужен, встаёт Глумов. Молодой, удачливый, умный, весёлый, сценически эффектный, он на протяжении 4 актов из 5 делает блестящую карьеру. Даже произошедшие его падения в 5 акте (его дневник выкрадывает Мамаева, влюблённая в него) не меняет ситуации.
Образ Глумова на сцене стал вызовом привычному образу восторженного реформатора или молодого либерального чиновника. Образ Глумова многослойный, сложный. Репутацию простака и тихони присваивает герой-авантюрист. В 5 акте дневника он оборачивается неподкупным желчным Чацким. Но его речи и записи уже дышат неуважением к человеку вообще. В характере Глумова не просто зыбкое соединение Молчалина и Чацкого, а в истории его показано духовное падение, предательство самого себя.
Говоря об этих пьесах, можно добавить: в этот период для всех пьес очень характерно усиление сатиры. Это ведёт к двойной характеристике, усилению драматизма каждого характера.
В пьесе «Бешеные деньги» опустившийся Глумов – искатель бешеных денег. Намеченная всеми жертва – человек, приехавший с большими деньгами из провинции в столицу. Но из Василькова Остр. не делает положительного героя. Савва Геннадьевич Васильков. Фамилия – и василёк, и Василиск.
Вторая тенденция в пьесах: Остр. снимает авантюру в сюжетах и переводит всё в обыденный план.
«Волки и овцы»
Остр. переводит эту пьесу в эстетику реалистического материала. Сохраняя многие внешние черты героини, Остр. нашумевшую реальную историю делает сюжетом, в кот. выявляет типичные характеры, кот. были очень показательны для характеристики русской жизни.
Последний период творчества Остр.
Конец 70х – середина 80х годов
Кризис народничества. Ситуация всеобщего кризиса, которой Остр. противопоставлял свою просветительскую идею, связанную с надеждой на саму природу человека.
Наряду с сатирой усиливается идеализация нравственного начала. Появляется целый ряд образов героинь, которые вошли в историю рус. театра как национальные характеры. В отл. от предыдущего периода, когда его интересовали формы развития национ. сознания, то сейчас – противоречие между красотой, идеалом и страшной реальностью. Все последние пьесы, хоть называются комедиями, в театр вошли как драмы. Тема нравственной красоты и её гибели – стержневая, доминантная. Названия теперь не пословицы, а – символы.
«Последняя жертва»
Молодая вдова Юлия Тугина приносит в жертву своему возлюбленному Дульчину всё своё состояние. В первой редакции она погибает, во второй она выходит замуж за старого купца Пребыткова.
«Невольницы»
Наиболее остро конфликт красоты и пошлого мира получает развитие в «Бесприданнице». Бесприданница Лариса, одна, противостоит всему практическому миру – там богатые купцы, которые буквально разыгрывают её в орлянку. Остр. делает акцент на глубине этого разрыва.
Амбициозный чиновник Карандышев, жених Ларисы. Остр. показал, что гибель красоты – не случайность.
Только в 4м явлении первые слова Ларисы такие: «Я всё за Волгу смотрела. Как там хорошо на той стороне».
В основе композиции – непрекращающийся поединок.
У Остр. в 80е годы волнуемый его вопрос о влиянии обстоятельств на личность акцентируется на самом моменте поединка.
«Таланты и поклонники»
С первого действия состоянием конфликта пронизана вся пьеса. Здесь – талантливая девушка, играющая в театре, красавица Саша Негина.
По-прежнему Остр. занимает психология человека самой среды.
«Не от мира сего»
Вместе с тем Остр. занимает массовидный герой.
В последних пьесах особенно тщательно Остр. разрабатывает приём скрытого психологического анализа. Ремарки о тишине, молчании. Эти паузы, многоточия – свидетельства затаённых чувств, которые нельзя высказать. В пьесах появл. очень много символов: выстрел в Бесприданнице, цепи там же.
Был очень сильный лирико-поэтический момент, связанный с верой Остр. в нравственные основы.
Николай Алексеевич Некрасов
Гг.
По словам Чернышевского Некрасову суждено было стать в поэзии создателем совершенно нового периода.
Лирика Некрасова, конечно, немыслима вне традиции русской поэзии до Некрасова. У Пушкина Некрасов усваивает гуманный пафос, метод объективного реалистического изображения в поэзии, через Пушкина в первую очередь – движение к пониманию исторической и социальной природы личности. Рядом с Пушкиным нужно назвать Лермонтова – негодующий обличительный пафос, энергия стиха, интонационная поэтика и повышенная национальность. Обязательно надо назвать Кольцова – через Кольцова Некрасов овладел тайной народной поэзии и темами пафоса крестьянского труда. Вместе с тем лирика Некрасова – совершенно новый этап. Это диктовалось личной жизнью. Всей жизнью он был связан с русским освободительным движением 40 – 50х годов. 3 статьи Достоевского в «Дневнике писателя». Именно Некрасов с Григоровичем сделали проекцию Достоевскому.
1. любовь к народу