Сер 60-х-сер 70-х гг – новый этап.
Сказалась эволюция писателя и пореформенное время. Пьесы условно разделим на 3 группы:
1. Пьесы о «горячем сердце»: Горячее сердце, Лес, Снегурочка. Их объединяет по форме близость к народ комедиям, богаты сказочным элементом, воплощают народ идеалы, но очень точны в хар-ке соц реалий.
2. Пьесы – сцены из жизни среды, их иногда называют «жанр». Затухает фабула, больше всего интересуют нравы. Даль дает одно из определений – нравы – духовный быт. Изучает сдвиги в психологии самой массы. Пучина, Шутники, Не было ни гроша, да вдруг алтын, Трудовой хлеб, Не все коту масленица.
3. Антидворянские, антибуржуазные сатирические комедии: Бешеные деньги, Волки и овцы, На всякого мудреца довольно простоты.
Раскрытие нового качественного содержания в сознании массы, показать процессы пробуждения сознания и разные его варианты.
Отметить сложность этого процесса, потому 2 важные худ тенденции: усиление сатиры (гротеск, народ творчество, гротеск способ типизации) и углубление психологического анализа.
«Горячее сердце», кон 1868 года. Напечатано в 69 г, в Отечес записках. Масштабная пьеса. Имеет черты национального комического эпоса. Чз 10 лет после Грозы, действие там же. В Грозе – эпос драматический, в Сердце – комедия. Это связано с изменившимся временем, это не просто противостояние старших и младших, не просто кризис старших, а полная победа молодых над самодурами. Торжество народ идеала нравственности. Развязка – утверждение превосходства людей угнетенных. Темное царство в фарсовых формах, гротескное преувеличение. Купец Павлин Павлинович Курослепов. Дочь Вольница – падчерица. Женат на женщине, у кот есть свой предмет- приказчик. Буквальная выключенность из жизни. Рядом с ним – городничий, фигура почти бытовая, его служебная деятельность дает возможность погрузиться в гротеск – Серапион Мордарьич Градобоев. Хлынов – тоскующий от безделья богатый барин, он играет в разбойники: ловит людей. Автор вводит различные формы народного театра: отношения мачехи и падчерецы, сдатие жениха в солдаты, мотив исполнения желаний, светопреставления, игры в разбойники. Обыкновенно, при изображении самодуров. В изображении Параши место занимает песня.
«Лес», 1871.Театральная пьеса, 2 героя – Счастливцев - комик и Несчастливцев - трагик. Му героями разыгрывается спектакль жизни, конфликт резко обозначен. Помещица Раиса Павловна Гурмыжская с рабочим ящиком на руке. 2 ее сосед: Милонов Евгений Аполлоныч, другой – солдат, оба тоскуют по недавно ушедшему времени. Др партия – актеры, кот постоянно пересекают все рус пространство. Рядом с ними милая бедная родственница Аксюша, кот любит Петра Восьмибратова, купеческого сына. Но его отец не хочет его отдавать.
Тема прозы жизни – вырубленные деревья и поэзия сердца – густой лес. Соединяется трагическое и комическое. Заглавие амбивалентно. Сразу вспоминаем Кольцова, нравств сила, место, куда убегают несчастные разбойники. О лесе говорят, что его вырубают и покупают.
«Снегурочка», 1873. Утопия. Этическая проблематика. Тат в любви, но познала.
Пьесы-сцены.
«Не все коту масленица», 1871 год, Отечес записки. Рецензент сказал, что опять самодурство. Анненский: чувство наслаждения, поучающий, а не пошлый комизм, язык – просто музыка. Островский отвечает: не мудреный сюжет, чтобы заняться отделкой внешности до оконченности.
Называет «сцены из московской жизни», подчеркивается обыденности предмета изображения. Проблема сознания общества. Интрига незамысловатая: богатый в годах купец Ахов сватается к дочке овдовевшей купчихи Агнии, у кот есть свой предмет – бедный родственник Ахова Ипполит, кот не может жениться, ибо денег нет. Пугает Ахова - грозится зарезаться. Получает 15 тыс и женится на Агнии. Дело не в фабуле, а в точности изображения быта, показа как в простом человеке идут процессы. Именно Агния подталкивает Ипполита к движению.
«Не было ни гроша, да вдруг алтын», 1872. Тема скупого рыцаря. Герой Крутицкий, кот впроголодь держит свою семью. Есть только одна ветхая шинель на всю семью. Она была забита деньгами. Мотив бедности и денег.
«На всякого мудреца довольно простоты», 1868.Каждый первый номер года Современника или Отечественных записок открывался пьесой Островского. Пьеса получила самые разнообраз жанр определения: политическая комедия, памфлет, соц комедия. Сатира, общ проблемы. Время в самой пьесе – 66-68 годы – время контрреформ. Пьесы оказалась злободневной как свежая газета. Один из героев – Мамаев говорит Глумову помнить….ьдро..что??
Общество захлебнуло равнодушие, индефферентизм. Общество будто устало. Сознание находится в самом тяжелом положении. Осн конфликт не в классовом антагонизме, а о состоянии ума, продаже его. Вся пьеса ориентирована на Горе от ума. Пьеса обличительная, сатирическая, разные варианты совр мудрости. Новость то, что в пьесе не нашлось ни одного положительного персонажа. Глумов мимикрирует му Чацким и Молчалиным. Критик Ник Языков написал статью «Бессилие творческой мысли». Приводит сравнение с Салтыковым-Щедриным.
На всякого мудреца довольно простоты.
Первый мудрец – Нил Федосеевич Мамаев, появляется в первом акте. Мамаев – богатый барин, рассуждает о своем уме и о чужой глупости. Курчаев – один из его 3 племянников. Одержим страстью поучать, ходит по объявлениям о продаже квартир – повод поговорить и научить уму-разуму.
Не ограничивается психолог исслед-ми чудачества, а открывает их соц природу.
В образе Мамаева – тип консерватора, кот тоскует по прошлому, очень опасен бессмыслицей своих суждений, кот вводится в норму, эталон. Он очень активен – наступление глупости на общество.
Во вором акте Крутицкий, очень важный господин, перед заискивает даже Мамаев. Действие комедии развивается как восхождение Егора Глумова. Крутицкий – генерал, роль Скалозуба, появляется резко, краток, категоричен и груб. Крутицкий мыслит себя как воспитатель молодежи. Воюет со студентами, либералами, пишет трактаты о вреде реформ вообще, об улучшении нравственности в молодом поколении. За каждым разговором – целая житейская философия. Он выступает мудрецом и в культуре – говорит о театральном репертуаре для каждого соц слоя – свой. Не только вызывающе глуп.
К кон второго акта появляется 3 мудрец – представитель либерального дворянства Иван Иванович Городулин. Фразер и фат. Глумов использует его пустозвонство, пишет ему речи. Автор показывает, что Городулин раскупает речи Глумова, обещает взамен выгодное место.
Софья Игнатьевна Турусина – 4-й мудрец, есть свой колорит: набожная, лицемерная, ханжа с замашками светской львицы, впала в суеверие. Воплощает разновидность умостроения. Крутицкий – ее поклонник в молодости.
Нет ни одного положительного героя. Роль Чацкого захватывает Егор Дмитрич Глумов, молодой, удачливый, веселый, на протяжении 4 актов совершает стремительную карьеру. Ведет интригу: Маша и Мамаева. Его падение в 5 акте: вечерами он ведет дневник, дает оценки, мамаева выкрадывает дневник, кот потом они читают вслух. Образ Глумова – вызов привычному образу восторженного реформатора, многослойный образ, демонстрирует молчалинскую природу. Его мать развивает эту линию.
Репутация простака и тихони присваивает герой-авантюрист. В пятом акте он на мгновение оборачивается неподкупным Чацким, но его речи и записи уже дышат неуважением к человеку вообще, не просто соед-е начал Молчалина и Чацкого, но дух падение, предательство самого себя.
По-прежнему, для автора важно показать саму человеческую природу, соотношение с народным началом.
Бешеные деньги. Усиление сатиры. Усиление драматизма каждого характера – удвоение. Васильков – искатель бешеных денег. Савва Геннадьич Васильков.
Островский снимает исключительные обстоятельства, переводит в обыденное, показывает драму обыденного.
Волки и овцы.Берет сюжет реальный, но снимает исключительность ситуации. Помещица пытается получить наследство купчихи. Реалистическая эстетика. Историю делает сюжетом, где выявляет типический характер явлений.
(лекции от Марины закончены, дальше мои – видимо, про Помяловского, а потом про Островского, что тоже в конце есть у Марины)
До романа ОД появились 2 повести Помяловского: «Мещанское счастье» и «Молотов». Он до Базарова выводит 3х разночинцев (4й – сам повествователь). Их судьбы оказываются совершенно несостоятельными, и к каждому из них приклеивается ярлык – что это за человек и что это за судьба. Сын слесаря, получивший образование в семье профессора, - действующее лицо, проходящее через оба романа. Молотв ведёт себя как типичный дворянский тургеневский герой. (Пропущено про 2х персонажей). Третий персонаж – Череванин – художник, скульптор, очень талантливый человек. Он родился, как и Помяловский, в районе Питера Малая Охла, здесь автобиографический момент. Талантливый человек, но его разъедает пессимизм, он страдает от ощущения трагической обречённости, это гамлетовское начало, как у Базарова. Им противостоит повествователь. Он как публицист разговаривает с читателем, делает комментарии, направляет и т.д.