Оптимальное переживание и состояние «потока»
Оптимальное переживание – более высокое состояние сознания, связанное с эмоциями (и вниманием), характерное для лучших моментов нашей жизни: это переживания, во время которых или после которых мы испытываем чувство глубокого удовлетворения, трепет или счастье и забываем обо всем остальном. Эмпирические исследования показывают, что люди достигают такого состояния «потока», когда в сознании есть определенный порядок: внимание устойчиво сосредоточено на достижении важной, трудной цели, есть внутренняя мотивация достичь этой цели ради нее самой и достаточно навыков и ресурсов как раз для того, чтобы достичь этой цели. Когда мы стремимся к таким целям, то на какое‑то время забываем обо всем остальном, в том числе о времени и о самих себе; мы полностью поглощены действиями, необходимыми для достижения цели. В некоторой степени интенсивные переживания «потока» подобны состоянию самадхи , где самосознание исчезает и мы испытываем чувство единства с объектом внимания. Как и в медитации, в состоянии «потока» важна роль контроля внимания:
Уильям Джеймс… однажды написал: «Мое переживание зависит от того, на что я соглашаюсь обращать внимание». Это – революционная мысль. То, что мы замечаем и на что обращаем внимание, и является нашим переживанием; это и есть наша жизнь. У нас ровно столько внимания, сколько необходимо для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире; важнее всего – как и куда мы хотим его вкладывать. Чтобы войти в состояние потока, внимание должно быть полностью направлено на ту задачу, которую мы выполняем… Нужно взять под контроль то, на что мы обращаем внимание, – в каком‑то смысле взять под контроль содержание своего сознания, мгновение за мгновением. Управлять своим сознанием – значит управлять качеством своего переживания (Lyubomirsky, 2007, p. 184).
Чтобы достичь состояния потока, навыки, которыми мы обладаем, и проблемы, с которыми мы сталкиваемся, должны быть сбалансированы, должны соответствовать друг другу. Если сложность проблемы превышает наши навыки, это вызывает беспокойство и страх неудачи; если же задача слишком проста, мы теряем мотивацию и нам становится скучно.
Разные люди входят в состояние «потока» в разных ситуациях. Одни входят в это состояние, когда занимаются спортом – скалолазанием, виндсерфингом, спускаются с горы на лыжах или играют в бадминтон. Другие – когда рисуют, поют, музицируют или играют в театре. Состояние «потока» не требует никаких особых усилий; в него можно войти, даже играя с собакой или с детьми, во время увлекательного разговора с интересным человеком, танцуя в ночном клубе или путешествуя пешком по сельской местности.
Если мы невнимательны к своему переживанию, то нам трудно отрефлексировать, что вводит нас в состояние «потока», а что – нет. Многие входят в состояние «потока», когда работают, ведь именно на работе нам приходится использовать все свои навыки и решать интересные задачи. Однако многие говорят, что им больше нравится ничего не делать: скажем, просто лежать на диване у телевизора, хотя исследования показывают, что такое времяпрепровождение очень редко приводит к состоянию «потока» и не приносит счастья; гораздо чаще оно вызывает скуку или депрессию, потому что не побуждает решать какие‑то проблемы или использовать какие‑то навыки.
Состояние «потока» само по себе иногда может привести к негативным последствиям, ведь порой оно связано с зависимым поведением – компьютерными играми, «серфингом» в Интернете, азартными играми и т. д. При этом человек может потерять осознание времени и самого себя; начинает пренебрегать другими сторонами жизни и хочет лишь одного – пребывать в захватывающем состоянии потока. Если человек не может осуществлять волевой контроль над собственным поведением и не в состоянии остановиться или заняться чем‑то другим, если его неудержимо тянет к деструктивной деятельности, это уже не состояние «потока», а зависимость.
Переживая здоровое, не вызывающее привыкания состояние «потока», мы можем улучшить качество своего осознанного переживания, а тем самым и субъективное качество своей жизни. Поток помогает нам оставаться активными участниками жизни, преодолевать изоляцию или отчуждение; мы наслаждаемся тем, что делаем (а не считаем это скучным или обременительным); мы испытываем ощущение контроля и личной эффективности. Наиболее интенсивное переживание «потока», так называемый «суперпоток», граничит с мистическим переживанием абсолютной трансценденции (Luybomirsky, 2007), и поэтому, субъективно, может быть одним из самых важных позитивных и осмысленных переживаний в жизни.
Эйфория бегуна
Более высокое состояние сознания, которое иногда возникает во время длительного бега, называется эйфорией бегуна. Его феноменальные особенности близки к состоянию «потока» и переживанию самадхи . Это понятно, ведь как и некоторые формы медитации, длительный бег связан с повторяющимися, регулярными, длительными ритмичными паттернами действий и дыхания. Как и действия, чаще всего вызывающие состояние «потока», это сложная, но приятная деятельность, связанная с физической активностью, где осознание и действия могут слиться воедино. При эйфории бегуна рефлексия или аналитическое мышление исчезают и субъективное переживание растворяется в «здесь и сейчас». Могут возникнуть интенсивные чувства чистого счастья, потери ощущения времени, единства с природой, внутренней гармонии, безграничной энергии и парения, растворения в пространстве. В то же время снижается осознание окружающего мира и чувствительность к физическому дискомфорту или боли. Подобное состояние может возникнуть не только при беге, но и во время другой длительной физической активности.