Проблема системной организации в биологии
История культуры показывает смену различных познавательных моделей, доминирующих на разных исторических этапах. Для античности была характерна биоморфная познавательная модель живого организма по аналогии с которой мыслился весь космос. В средневековье – семиотическая познавательная модель, в соответствии с которой мир рассматривался как книга, как текст, который надо прочесть, расшифровав его. Новое время привело к становлению механистической познавательной модели, к взгляду на мир и природу как на сложный механизм. XX век привел к становлению новой, системной познавательной модели, что привело к изменению онтологических, гносеологических, аксиологических установок и ориентаций как в науке, так и в деятельности человека. Переход к созданию «общей теории систем» отражает общие изменения в социально-культурной атмосфере эпохи, новые проблемы, возникшие во второй половине XX в. Биология стала отказываться от доминировавших ранее организменных подходов, ориентированных на познание как суборганизменных, так и надорганизменных закономерностей. Традиционный организменный стиль мышления в биологии был потеснен новым, популяционным мышлением. Настоятельным требованием времени стала задача разработки методов познания сложных объектов как систем. Возникла проблема общефилософского осмысления и обоснования этих методов, проблема разработки общеметодологической концепции. Идея системности и системный подход стали ведущими методологическими ориентирами в науке второй половины XX века, основоположником этого подхода является австрийский ученый Л. фон Берталанфи, рассматривавший организмы как организованные явления. Общая теория систем основывается на синтезе научного знания посредством выявления схожести законов, установленных в разных областях научного анализа природы и общества. Эта теория решает те же задачи, что и диалектика, но использует другой категориально-понятийный аппарат, а также опирается на достижения кибернетики, термодинамики неравновесных процессов и других наук. Теория систем дает возможность углубить и конкретизировать диалектическую концепцию развития. При разработке принципа системности в биологии была поставлена задача исследовать различные гносеологические подходы в биологии, изучить их место, роль и функции в процессе познания биологических объектов. Принцип системности в биологии ведет к объединению разных теоретических идей, таких, как: идеи теории организации и теории эволюции, а также установлению путей их синтеза. Системный подход в современной биологии выражает процесс движения познания от исследования единичных, частных явлений, к постижению единства многообразия биологического целого. Концепция системной организованности дает возможность по- новому подойти к проблеме уровней организации живого, к определению критериев их выделения. Выяснение внутренних механизмов структурной организованности биологических объектов, наследственности, изменчивости позволяет конкретизировать тенденции и закономерности эволюционного процесса, характер взаимодействия различных факторов эволюции. Все острее выявляется необходимость дополнения популяционного подхода к анализу эволюционных процессов подходом экологическим, необходимость создания единого системного эколого-эволюционного подхода, что возможно лишь только на основе принципа системности. Синтез эволюционных и экологических идей может способствовать решению таких стратегических задач и проблем, как: стабилизация и воспроизводство природных ресурсов, создание управляемых высокопродуктивных биогеоценозов, создание замкнутых экологических систем и др. Только на основе учета эколого-эволюционной целостности природных объектов можно избежать негативных последствий волюнтаристского, несогласованного с объективными законами вмешательства в природу. Системный подход актуален в современную эпоху, он продолжает развиваться, порождая новые методологические ориентации, что проявилось и в становлении новой коэволюционной познавательной модели, и в становлении синергетики как одной из разновидностей теории системности. Ярким примером этого процесса служит, например, системная теория эволюции Е. Янча – концепция системной самоорганизации природы, в которой тесно связаны идеи коэволюции и самоорганизации. Принципы и процессы самоорганизации материальных систем, неравновесные и нелинейные процессы, протекающие в открытых системах, изучает синергетика. Если традиционная наука в изучении явлений делает акцент на замкнутые системы, обращая внимание на устойчивость, линейность, однородность, порядок, то синергетический подход акцентирует внимание на неупорядоченность, неустойчивость, неравновесность, нелинейность, многовариантность и т.д. Основоположниками синергетики стали западные ученые Г. Хакен, И. Пригожин, Г. Николис, отечественные ученые Ю.А. Урманцев, С.П. Курдюмов и др. Стирая грани между физическими, химическими и прочими процессами, синергетика исследует общие механизмы самоорганизации природы, нелинейные системы которой ведут себя как живые существа. Современное развитие биологии связано с расширением использования методов не только естественных наук, но и гуманитарных дисциплин. С одной стороны, идет «гуманитаризация» биологии, при которой методы, теории гуманитарных дисциплин используются для анализа живых объектов, а с другой стороны, происходит «биологизация» социокультурного знания. Ярким примером этого процесса является появление во второй половине XX века новой междисциплинарной дисциплины биоэтики, которая при решении и обосновании моральных коллизий, возникающих в ходе научных исследований, ориентируется на достижения современной биологии и медицины. Цель биоэтики заключается в рациональном анализе нравственных проблем, относящихся к биомедицине, таких, как: эвтаназия, клонирование человека, трансплантация органов и тканей, аборты, суррогатное материнство, генная инженерия и др. Биоэтика предполагает выработку этических ориентиров, основанных на ценности человеческой личности и прав человека, базирующихся на рациональной основе и научной методологии. Многие проблемы биоэтики смыкаются с идеями традиционной эволюционной этики, объясняющей происхождение, природу и назначение нравственности с позиций биологического эволюционизма, разработанного Г. Спенсером. Биоэтика является важным элементом кодекса поведения, регулирующего соотношение свободы научного творчества ученого и определенных этических ограничений в области генетических исследований человека.
Глава 8.