Лекция 2. ТЕМА. ФИЛОСОФИЯ эпохи Возрождения.
Краткое содержание. Социально-экономические и политические основы философии Возрождения. Гуманизм и индивидуализм - главные тенденции в философии Возрождения. Неоплатоники. Натурфилософия.
Ключевые понятия и термины: гуманизм, индивидуализм, антропоцентризм, неоплатоники, натурфилософия, макиавеллизм, утопия, реформация, гелиоцентрическая система мира.
Лекция 3. Тема. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Краткое содержание. Особенности современной западной философии. Постклассическая философия. Философия позитивизма. Постпозитивизм. Философия прагматизма. Аналитическая философия. Феноменология. Экзистенциализм. Философская антропология. Философия психоанализа. Философская герменевтика. Постмодернизм.
Ключевые понятия и термины: религиозное развитие, постклассическая философия, пессимизм, нигилизм, «сверхчеловек», позитивизм, философия науки, мехизм, прагматизм, аналитическая философия, трансцендентность, феноменология, экзистенциализм, «бессознательное», психоанализ, архетип, герменевтика, постмодерн.
Лекция 4. Тема. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Краткое содержание. Проблема происхождения общества. Материальное производство. Духовная подсистема. Политическая подсистема. Государство, признаки, функции. Формы государства. Политика. Понятие цивилизации. Типы цивилизации.
Ключевые понятия и термины: общество, собственность, духовная деятельность, информация, коммуникация, индивидуальное сознание, общественное сознание, обыденное и теоретическое сознание, идеология, общность, социальная группа, народность, нация, состояние, классы, государство, политика, цивилизация.
4. Структура учебной дисциплины «философия»
Названия разделов и тем | Количество часов | |||||||||||
дневная форма | заочная форма | |||||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | |||||||||
л | с | пр | инд | с.р. | л | с | лаб | инд | с.р. | |||
Содержательный модуль 1. Философия древних времен. | ||||||||||||
Тема 1. Введение. Философия, ее предмет и функции. | ||||||||||||
Тема 2. Мифология. Философия Древнего Востока. | ||||||||||||
Тема 3. Античная философия | ||||||||||||
Содержательный модуль 2. Философия Средневековья, Нового и Новейшего времени. | ||||||||||||
Тема 4. Средневековая философия. | ||||||||||||
Тема 5. Философия эпохи Возрождения. | ||||||||||||
Тема 6. Философия Нового Времени. | ||||||||||||
Тема 7. Философия эпохи Просвещения. | ||||||||||||
Тема 8. Немецкая классическая философия. Марксизм. | ||||||||||||
Тема 9. Современная западная философия. | ||||||||||||
Тема 10. Современная западная философия (продолжение) | ||||||||||||
Содержательный модуль 3. Структура философского знания. | ||||||||||||
Тема 11. Онтология | ||||||||||||
Тема 12. Гносеология. | ||||||||||||
Тема 13. Философия природы | ||||||||||||
Тема 14. Философская антропология | ||||||||||||
Тема 15. Праксеология. | ||||||||||||
Тема 16. Социальная философия. | ||||||||||||
Тема 17. Культура и ее функции | ||||||||||||
Тема 18. Философские проблемы глобализации | ||||||||||||
Всего часов |
Темы семинарских занятий
№ п/п | Название темы | Количество часов |
| Введение. Философия, ее предмет и функции | |
| Мифология. Философия Древнего Востока. Античная философия. | |
| Античная философия. | |
| Философия Нового времени. | |
| Современная западная философия. | |
| Социальная философия | |
| Культура и ее функции. | |
| Философские проблемы глобализации. | |
ВСЕГО |
ТЕМЫ практических занЯтий
Практические занятия согласно учебному плану не предусмотрены.
ТЕМЫ ЛАБОРАТОРНыХ ЗАНЯТий
Лабораторные занятия согласно учебному плану не предусмотрены.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1. | Введение. Философия, ее предмет и функции | |
2. | Мифология. Философия Древнего Востока. | |
3. | Античная философия. | |
4. | Средневековая философия. | |
5. | Философия эпохи Возрождения. | |
6. | Философия Нового времени. | |
7. | Философия эпохи Просвещения. | |
8. | Немецкая классическая философия. Марксизм. | |
9. | Современная западная философия | |
10. | Современная западная философия | |
11. | Онтология. | |
12. | Гносеология. | |
13. | Философия природы | |
14. | Философская антропология. | |
15. | Праксеология. | |
16. | Социальная философия | |
17. | Культура и ее функции. | |
18. | Философские проблемы глобализации. | |
ВСЕГО |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Индивидуальные задания занятия согласно учебному плану не предусморены.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Лекции по дисциплине проводятся с использованием демонстрационного сопровождения, которое содержит значительное количество рисунков, схем, таблиц, наглядного материала. С целью активизации учебно-познавательной деятельности студентов при изложении теоретического материала применяются активные методы обучения, которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а в первую очередь на творческое, производительное мышление: проблемные лекции, имитационно-моделирующие занятия, обсуждения дискуссионных вопросов.
Семинарские занятия проводятся с помощью учебных словесных методов (рассказ, беседа и др.), эвристического, репродуктивного, иллюстративного и продуктивного методов. Именно, последний является наиболее эффективным, и проходит четыре главных этапа:
· создание проблемной ситуации;
· анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач;
· решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки;
· проверка решения проблемы.
Методы контроля
Методы контроля являются наиболее эффективными способами определения результатов учебно-познавательной деятельности студентов. Предусмотрены следующие виды методов контроля знаний студентов:
· устный;
· письменный
· дифференцированный
· текущий
· итоговая межсессионная аттестация
· экзамен.
Критерии оценки знаний студентов
«Отлично» (пять баллов): студент (ка) имеет систематизированые, глубокие и прочные знания по всем разделам учебной программы по философии, в частности, знает предмет и категориальный аппарат, особенности, структуру и основные задачи философского знания; фактологию и методологию философии, основные этапы истории мировой и отечественной философии, наиболее известных авторов философских систем, предоставляет развернутую характеристику, классифицирует и раскрывает специфику философских концепций, теорий и направлений, дает им аналитическую оценку и соотносит с историческим периодом (эпохой) на основе научной периодизации истории, раскрывает современные тенденции развития философской мысли, исторические формы связи философии и культуры, толерантно относится к различным мировоззренческим системам, использует философские идеи как средство анализа культуры, определяет основные тенденции современного развития гуманитаристики и экстраполирует их на философию; умеет в письменной и устной форме правильно, логично и аргументировано представлять результаты умственной деятельности; делает обоснованные выводы и обобщения; точно использует научную терминологию (в том числе на иностранном языке), в совершенстве владеет инструментарием учебной дисциплины (методами комплексного анализа, техникой информационных технологий), умеет эффективно использовать их в постановке и решении научных и профессиональных задач; полно и глубоко усвоил (ла) основную и дополнительную литературу по философии; способен (на) творчески решать сложные проблемы в рамках учебной программы; использует научные достижения других дисциплин; творчески самостоятельно работает на семинарских занятиях; показывает высокий уровень культуры исполнения заданий.
«Хорошо» (четыре балла): студент (ка) имеет достаточно полные и систематизированные знания по учебной программе по философии, в частности, знает предмет и структуру дисциплины, категориальный аппарат, основные этапы истории мировой и отечественной философии, наиболее известных авторов философских систем, знаком с теориями, концепциями и направлениями философии и соотносит их с историческим периодом (эпохой), раскрывает современные тенденции развития философской мысли, толерантно относится к различным мировоззренческим системам; правильно излагает учебный материал; делает аргументированные выводы; использует научную терминологию; владеет инструментарием учебной дисциплины, умеет его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; способен самостоятельно решать типовые задачи в рамках учебной программы по философии; усвоил рекомендованную программой основную и дополнительную литературу; ориентируется в теориях, концепциях и направлениях философии, дает им сравнительную оценку; качественно и самостоятельно работает на семинарских занятиях, показывает высокий уровень культуры исполнения заданий.
«Удовлетворительно» (три балла): студент (ка) имеет достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта высшего образования по учебной программе дисциплины «философия»; в достаточной степени воспроизводит учебный материал; делает выводы без существенных ошибок; проявляет понимание необходимой научной терминологии умеет использовать инструментарий учебной дисциплины для решения стандартных (типовых) задач в рамках учебной программы по философии; частично обработал рекомендованную учебной программой основную литературу; ориентируется в базовых теориях, концепциях и направлениях философии; вероятно работал на семинарских занятиях; имеет допустимый уровень культуры исполнения заданий.
«Неудовлетворительно» (два балла): студент (ка) имеет фрагментарный, недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта высшего образования по учебной программе дисциплины «философия»; неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях изучаемой учебной дисциплины; неумение использовать научную терминологию, слабое владение инструментарием учебной дисциплины, работа под руководством преподавателя на семинарских занятиях, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач; наличие в ответе существенных логических ошибок; низкий общий уровень культуры ответа.
«Неудовлетворительно» (один балл): у студента (ки) отсутствуют знания (компетенции) в рамках образовательного стандарта высшего образования по учебной программы дисциплины «философия»; он (она) отказывается от ответа, не является на экзамен без уважительной причины.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
• наглядные пособия и раздаточный материал по каждой теме занятия;
• темы рефератов, докладов, сообщений;
• задания для самостоятельной работы студентов;
• вопросы для самоконтроля студентов;
• интернет-ресурсы.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Аблеев С.Р., Скамницкая Г.П. Введение в историю философии / С.Р. Аблеев, Г.П. Скамницкая. - М., 2004. -272 с.
2. Асмус В.Ф. Античная философия: [Учеб. Пособие] / В.Ф. Асмус. - Изд. 3-е, доп. - М.: Высшая школа, 2005. - 451 с.
3. Бычко А.К., Бычко И.В., Табачковський В.Г. История философии: [Учебник] / А.К. Бычко, И.В. Бычко, В. Табачковський. - М.: Просвещение, 2001. - 408 с.
4. Василенко И.А. Политическая философия: [Учеб. пособие] / И.А. Василенко. - М.: Гардарики, 2004. - 239 с.
5. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. - М.: Наука, 1998. - 520 с.
6. Волкогонова А.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: [ученик] / А.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. - М.: Форум, Инфра-М, 2008. - 480 с.
7. Гаджиев Н.С. Введение в политическую философию / Н.С. Гаджиев. - М. Логос, 2010. - 531 с.
8. Гриненко Г.В. История философии: учебник / Г.В. Гриненко. - М. - 3-е изд, испр. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 689 с.
9. Губин В.Д., Стрелков В.И. Философия истории / В.Д. Губин, В.И. Стрелков. - М.: МОДЭК, 2010. - 456 с.
10. Гуревич П.С. Человек. Обществоведческий курс / П.С. Гуревич. - М.: «Дрофа», 1995.
11. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия: [учебник] / А.Г. Данильян, В.М. Тараненко. - Х.: Прапор, 2005. - 496 с.
12. Иконникова Г.И., Лавриненко В.Н., Ратников В. П., Сидоров М. М. Философия: ученик / Г.И. Иконникова, В.Н. Лавриненко, В. П. Ратников, М.М. Сидоров. - М.: Юристъ, 2008. - 512 с.
13. История мировой философии: учеб. пособие / А.И. Алешин, К.В. Бандуровский, В.Д. Губин [и др.]; под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. - М.: Изд-во АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. - 494 с.
14. История философии / Под ред. А.С. Колесникова. - СПб: Изд-во Питер, 2010. - 656 с.
15. Калмыков В.Н. Философия: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / В.Н. Калмыков. -3-Е изд., Испр. и доп. - Минск: Вышэйшая школа, 2010. -431 с.
16. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия [учебник] / А.С. Кармин, Г.Г Бернацкий. - СПб. : Издательство ДНК, 2007. - 536 с.
17. Кохановский В.П., Жаров Л.В., Яковлев В.П. Философия: Конспект лекций: учебное пособие / В.П. Кохановский, Л. Жаров, В.П. Яковлев. - Изд. Пятый. - Ростов-на-Дону., 2003. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 192 с.
18. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебное пособие. / С.Э. Крапивенский. - М. ООО «ТК Велби», 2003. - 256 с.
19. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. - М. Инфра-М, 2009. - 528 с.
20. Лавриненко В.Н. Философия: Учебник / В.Н. Лавриненко. M.: Юристъ, 2007. - второй изд., Испр. и доп. - 520 с.
21.Мотрошилова Н.В.История философии: Запад-Россия-Восток (3-е изд. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шичалина, 2000. - 480 с. – (Кн. 1: Философия древности и средневековья)
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15416&mode=DocBibRecord.
22. Назаров В.И. Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие. / В.И. Назаров. - М.: Гардарики, 2004. - 320 с.
23. Орлов С.В. История философии: учеб. пособие / С.В. Орлов. - СПб. и др.: Питер, 2006. - 192 с. - (Краткий курс).
24. Основы онтологии: Учеб. пособие / Под ред. Ф.Ф. Вяккерева, В. Иванова, Б.И. Липский, Б.В. Маркова. - СПб. : Издательство С.-Петербургского университета, 1997. - 280 с.
25. Соколов В.В. Философия как история философии: учебник / В.В. Соколов. - М.: Академический Проект, 2010. - 848 с.
26. Философия. Учебник. Под общей ред. Ю.А.Харина, Мн.: ТетраСистемс, 2006. - 448 с – (8-е изд).
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=12831&mode=DocBibRecord
27.Философия. Учебник. Под общ. ред. В. В. Миронова, М.: Норма, 2005. - 928 с.
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=10766&mode=DocBibRecord
Дополнительная:
1. Адлер А. Понять природу человека / А. Адлер. - СПб., «Академический проект», 2000. - 106 c.
2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди / Л.Н. Баткин. - М.: РГГУ, 1995. - 448 с.
3. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой / П.П. Гайденко. – М.: ПЕР СЭ; СП.: Университетская книга, 2000.- 456 с.
4. Глобальное сообщество. Картография постсовременном мира. / Руководитель проекта и отв. ред. А.И. Неклесса / Московская школа геоэкономических и социальных исследований. - М., 2002. - № 9. - С. 12-14.
5. Грани глобализации: трудные вопросы современного развития. - М.: Альпина Паблишер, 2003. - 592 с
6. Григорян Б.Г. Философская антропология: критический очерк / Б.Г. Григорян. - М.: Наука, 1982. - 156 с.
7. Грядовой, Д.И. Философия. Структурный курс основ философии: Учебное пособие / Д.И. Грядовой – М.: Щит-М, 2009 – 356 с.
8. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы / Л.И. Гумилев. - М.: Экопрос, 1993. - 544 с.
9. Жильсон Э. Философия в средние века / Э. Жильсон. - М.: Культурная революция, 2010. - 678 с.
10. Жучков В.А. Из истории немецкой философии XVIII века. Предклассического период (От вольфовской школы к раннему Канту). - М.: ИФ РАН, 1996. - 261 с.
11. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков / В.Т. Звиревич. - М.: Академический проект, 2004. - 416 с.
12. Зотов А.Ф. Западная философия XIX века / А.Ф. Зотов. - М.: Высшая школа, 2005. - 781 с.
13. Зотов А.Ф. Современная западная философия / А.Ф. Зотов. - М.: Высшая школа, 2001. - 784 с.
14. Ильенков Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. - М.: Политиздат, 1991. – 464 с.
15. Ильин В.В. Теория познания: эпистемологии / В.В. Ильин. - 2-e изд., Испр. - М.: Либроком, 2011. - 389 с.
16. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) ./ М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
17. Кассирер Э. Философия Просвещения / Э Кассирер // Пер. с нем. В.Л. Махлина. Научный редактор: Е.Н. Балашова. - М. «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 400 с.
18. Кун Т. Структура научных революций: Сб .: Пер. с англ. / Т. Кун.-М. : ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. - 288 с.
19. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1982. - 624 с.
20. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии / Г. Майоров. - М.: Мысль, 1979. - 433 с.
21. Общество и природа: исторические этапы взаимодействия. - М., 1981.
22. Философы Греции. Основы основ: логика, физика, этика / Сост. В.В. Жаль. - Х.: Эксмо-Пресс, Фолио. - 1999. - 1053 с.
23. Шохин В.Н. Школы индийской философии / В.Н. Шохин. - М.: Восточная литература, 2004. - 413 с.
24. Штекль А. История средневековой философии / А. Штекль. - СПб: Либроком, 2011. - 314 с.
25. Язык и интеллект. Сборник. / Пер. с англ. и нем. / Сост. и вступ. ст. В.В.Петров. -Перевод С англ. Ю.М. Мешенина. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 416 с.
Интернет-источники:
1. Национальная философская энциклопедия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://terme.ru/
2. Философский портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.philosophy.ru
3. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru
4. Федеральный портал «Российское образование»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/
5. Электронная библиотека по философии: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://filosof.historic.ru
6. Электронная гуманитарная библиотека: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumfak.ru/
7. Britannica: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - www.britannica.com
8. Stanford Encyclopedia of Philosophy: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://plato.stanford.edu/
9. The Internet Encyclopedia of Philosophy (IEP): [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iep.utm.edu/