Общее понятие и основные проблемы постпозитивизма.
Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм (вторая половина – конец ХХ в.). Поппер и Кун..
Позитивизм отходит от приоритетности логического исследования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки. Главная цель постпозитивизма – исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания, а развития научного знания.
Основные вопросы, интересующие постпозитивистов:
· как возникает новая теория?
· как она добивается признания?
· каковы критерии сравнения научных теорий?
· возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий?
Постпозитивизм смягчает свое отношение к философии в целом, к проблемам познания.
По мнению постпозитивистов, нет жесткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифицируемые (метафизические, ненаучные) проблемы из философии. Наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания. Развитие науки есть процесс смены связанных между собой теорий, который обусловлен самими правилами исследования.
Можно выделить основные проблемы современного постпозитивизма:
· проблема фальсификации (следует ли отказывается от научной теории в целом при обнаружении в ней одного или нескольких ложных фактов);
· проблема правдоподобия научных теорий (по каким критериям проверить правдоподобность);
· проблема рациональности;
· проблема соизмеримости научных теорий (по каким критериям выяснить соизмеримость теорий);
ВОПРОС 34. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера).
ВОПРОС 35. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Камю, Хайдеггера).
Экзистенциализм— направление философии, главным предмет изучения - человек, его проблемы, трудности.
Экзистенциализм основан Сьореном Кьеркегором. как направление философии начал зарождаться еще в середине XX в., а в 20-е — 70-е годы XX в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.
Актуализации и расцвету экзистенциализмав 20-е — 70-е гг. XX в. способствовали следующие причины:
• нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;
• бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку;
• опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, экологическая катастрофа);
• усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах);
• распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность;
• бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом.
Проблемы экзистенциализма:
•уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд;
• противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;
• проблема отчуждения человека (общество, государство, подавляющие его "Я");
• проблема одиночества, заброшенности человека;
• проблема бессмысленности жизни;
• проблема внутреннего выбора;
• проблема поиска человеком своего как внутреннего "Я", так и внешнего — места в жизни.
Почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов — сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами познания — и почти не уделяет внимания человеку, растворяет с его внутренним миром, переживаниями во всеобщих, абстрактных вопросах?
Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое"Я".
Философом были выделены понятия:
• неподлинное существование— полная подчиненность человека обществу, "жизнь со всеми", "жизнь как у всех", без осознания своего "Я", уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания;
• подлинное существование— выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы.
Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхождении к подлинному существованию человек проходит три стадии:
• эстетическую (человек "плывет по течению" и стремится только к удовольствию);
• этическую (человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг);
• религиозную (человек осознает свое призвание, внешний мир не имеет для него особого значения, человек "несет свой крест", превозмогая все страдания и внешние обстоятельства).
Лучшими представителями экзистенциализма XX в. были:
• Карл Ясперс;
• Жан-Поль Сартр;
• Альбер Камю;
• Мартин Хайдеггер.
1. Карл Ясперс("Психология мировоззрений"):
· Человек обычно живет "заброшенной", не имеющей большого смысла жизнью — "как все". При этом он не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает скрытых способностей, подлинного "Я". Однако в особых случаях истинная натура выходят наружу. Это пограничные ситуации— между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с высшим бытием.
· Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансценденции — к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта.
• Человек осознает себя через так называемые "шифры" трансцедентального:эротику, секс; единство себя с собственным внутренним миром; свободу; смерть — конечность бытия.
2.Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра — проблема выбора.
• "Для-себя-бытие" - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через "для-другого-бытие" — различные взаимоотношения с другими людьми.
• Важнейшее условие жизни человека, ее "стержень" — свобода.
• Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе. Но не простом выборе, а в жизненно важном, судьбоносном (экзистенциальном), когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации). Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед.
• Вся жизнь — цепочка различных "маленьких жизней", отрезков разного бытия, связанная особыми "узлами" — экзистенциональными решениями. Например: выбор профессии, выбор супруга, решение пойти на войн.
• Свобода человека абсолютна. Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу.
• Проблема ответственности.Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя.
• Единственное, за что человек не может отвечать, — это за свое собственное рождение.
3. Альбер Камю сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни.
• Жизнь человека в сущности бессмысленна.
• Большинство людей живет мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понимают, что впереди — смерть, Ничто. Смертны все! Жизнь человека - абсурд.
• 2 главных доказательства абсурдности жизни:соприкосновение со смертью — при соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, теряет свою актуальность и кажется бессмысленным; соприкосновение с окружающим миром, природой — человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой.
• В итоге смысл жизни -не во внешнем мире (успехах, делах), а в самом существовании человека.
4. Мартин Хайдеггерзанимался разработкой самих основпонимания и задач философии экзистенциализма.
• Экзистенция - бытие, к которому человек сам себя относит; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее.
• Бытие человека происходит в окружающем мире ("бытие в мире").
• "бытие в мире"состоит из: "бытия с другими"; "бытия самого себя".
• "Бытие с другими" засасывает человека, направлено на его обезличивание, превращение в "такого, как все".
• "Бытие самого себя" одновременно с "бытием с другими" возможно только при отличии "Я" от других.
• Человек, желая остаться самим собой, должен противостоять "другим", отстаивать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен (главная проблема).