Вопрос 30. русская философия хх в.
Основные направления русской философии конца XIX – ХХ вв.
· философия «золотого века» (религиозная философия, космизм);
· естественно-научная философия;
· советская философия;
· философия русского зарубежья.
В целомдве ее основные черты:
· сильное влияние советской традиции (например, материализм, формационный подход к истории);
· обновление, объединение ее различных направлений (советской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближение к мировой философии.
Философия «золотого века» конца XIX и ХХ вв.
«Золотым веком» духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. – 10-х годов ХХ в. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии. Представителями религиозной философии были Булгаков, Трубецкие, Франк и другие.
С.Н. Булгаков выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую «экономическую» Церковь. Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении. Выступал сторонником идеи Божественного предопределениясудьбы человека и ответственности человека перед Богом после смерти.
Философия космизма.
Космизм – направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое. Представителями были Вернадский, Циолковский, Чижевский.
В.И. Вернадский – крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы. По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера – сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Она постоянно расширяется. Биосфера постоянно переходит в ноосферу.
Циолковский был сторонником идеи вечности, несотворимости, неуничтожимости материи. В основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы – атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел. Разрушаясь, тело не исчезает, а распадается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму.
Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути живой и жизнь – неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации.
Чижевский создал уникальную и оригинальную философскую систему космической биологии. Суть: развитие жизни на Земле проходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы играет Солнце.
Свои идеи Чижевский старался выразить стихами, художественными произведениями. Философия на Западе была признана оригинальной, но имеющей под собой научную почву.
Естественно-научная философия.
Имена: Сеченов, Менделеев, Ковалевский.
Основными направлениями естественно-научной философии были:
· материалистическое;
· социально-политическое.
Они рассматривали бытие с точки зрения естественных наук – химии, биологии, физики, медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и различие веществ в зависимости от внутреннего строения атома и конфигурации атомов. Социально-политическое направление было представлено творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные ученые рассматривали общество как единое целое, развитие которого происходит по объективным законам.
Советская философия.
Начиная с 20-х гг. ХХ в. и до начала 90-х гг. ХХ в. русская философия развивалась как советская.
В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии. Большое влияние оказало философское творчество В.И. Ленина.
3 этапа развития:
1917 – 30-е гг. – время дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;
30-е – 50-е гг. – период полной идеологизации, превращения Ф в служанку официальной власти;
50-е – 80-е гг. – время возрождения самостоятельной советской философии.
Основные направления:
· проблема гносеологии;
· проблема сознания;
· проблема идеальности;
· проблема культуры;
· проблема философских методов.
Имена: Бухарин (проблемы сознания, психики); Богданов (теория систем – «тектология»); Гумилев (вопросы истории); Асмус (широкий круг исследований); Лотман (общество, философия)..