Влияние свидетельствования и психотехник на чувства и эмоции
Четвертый этап психоэнергетической дисциплины нагуализма во всех отношениях является переходным. На этом этапе завершается весьма важный период «очищения тоналя» и трансформации его механизма, что значительно облегчает психоэнергетическую саморегуляцию в дальнейшем. Если раньше, до того, как мы произвели описанную здесь работу, жизнь в основном заключалась в пассивном воспроизведении поведенческой модели, внушенной родителями и средой, то на данном уровне мы чувствуем, что наша личность начинает действительно меняться. Это уже не разговоры о том, как можно было бы стать другим. Это – реальные изменения в настоящий момент времени.
Свидетельствование кардинально меняет характер реагирования на внешние стимулы, и мы не можем это игнорировать. Психотехнический опыт, накопившийся за несколько лет работы, позволил сформировать в сознании фигуру безупречности. Позиция свидетеля устранила ту ментальную, психологическую и рефлексивную дистанцию, которая неминуемо возникает, когда мы пытаемся создать новый образ себя с помощью множества психологических и психотехнических приемов. Ведь психотехнология заменяет живой опыт – именно по этой причине она не всегда бывает эффективна. Мы трансформируем собственную психику на полчаса или на час, а потом возвращаемся в свое обычное состояние. Из состояния свидетеля тоже можно вернуться, хотя это сделать немного сложнее.
Побывав свидетелем собственной безупречности, практик приобретает незаменимый опыт отождествления с тем состоянием, ради которого он так тяжело трудился. Каждый раз ему все труднее выйти из состояния безупречности и проще оставаться в нем. Шаг за шагом вы все больше отождествляете себя с новым способом восприятия, типом реакции, с определенной психоэмоциональной моделью. Теперь вы относитесь к безупречности не как к совокупности чьих-то рецептов на тему «как правильно жить, воспринимать и реагировать», а как к части собственного опыта, который лишь по недоразумению временами вам недоступен. Это вселяет уверенность и позволяет иначе относиться к себе в момент кризиса, когда вы небезупречны и переживаете угнетающие эмоции, которые раньше казались неизбежными. Теперь мы знаем, что переживать течение жизни можно иначе. Это не душеспасительные беседы, а персональный опыт.
Я бы сказал, что практик, успешно освоивший четвертый этап дисциплины, в целом становится спокойнее. Это не значит, что он нашел психологическое «убежище». Наоборот, ему известно, что никакого «убежища» не существует. Но где-то внутри собственной психоэнергетики практик обретает Силу, с помощью которой он может опереться на самого себя в трудный момент. Это обстоятельство значительно меняет характер человека. Он – быть может, впервые – чувствует свою самодостаточность.
Конечно, это достижение не может сразу стать стабильным состоянием Силы и уверенности. Энергетический тонус человеческого существа пульсирует, в результате чего за каждым подъемом и просветлением следует спад. Но всякий раз, если вы продолжаете упорно и регулярно заниматься дисциплиной, этот спад будет короче, а подъем – содержательнее, интереснее, дольше.
Неделание также влияет на характер чувств. С одной стороны, воспринимаемая нами область внешнего мира обретает давно забытую «свежесть и новизну». Мир время от времени становится ярким, почти неузнаваемым. Мы сталкиваемся с перцептивными иллюзиями разного рода. Возникает ощущение, что стоит приложить совсем небольшое усилие – и внутренний диалог остановится. Периоды подобного «просветления» чаще всего происходят после очередной сессии психотехнических занятий.
Также неделание способно значительно изменить некоторые аспекты поведения практика – те, в которых ранее участвовали реактивные последовательности или автоматизмы. Разрушение привычного делания тех или иных элементов поведения могут изменить отношение к ним, привести к переоценке привычных ценностей, что, как правило, вызывает удивление близких людей и нежелательные расспросы. Практик должен быть внимателен и по мере возможности избегать подобных реакций со стороны окружающих. Излишний интерес к тому, что с вами происходит, приведет к негативным последствиям – за внутренними изменениями начнут пристально наблюдать, и вы утратите необходимое чувство уединенности. «Стирание личной истории» – не только традиция, о которой нам поведал Кастанеда. Это еще и особенно востребованный в данных условиях психологический комфорт, когда практик может позволить себе час или два часа ежедневно заниматься «странными» – для других – вещами: созерцать разнообразные предметы, шагать по улице, ритмично дыша, и многое другое.
Кроме того, эффекты свидетельствования и неделания, усиливая друг друга, вызывают у практика целую гамму все еще фрагментарных, но уже отчетливых ощущений, генерируемых его энергетическим телом. Время от времени мы начинаем ощущать определенные участки поля, окружающего физическое тело. Чаще всего это – область, окружающая солнечное сплетение, или район вокруг головы. Иногда мы можем ощущать энергетические потоки, которые перемещают Силу внутри организма (в конечностях либо в туловище).
Можно ощутить полевые «сгустки» вокруг различных областей тела либо внутри него. Как правило, «сгустки» являются концентратами психофизиологической энергии. Они возникают в тех местах, где энергия постоянно излучается и не успевает рассеиваться своевременно. Если вы много двигаетесь, это – суставы, если много едите, это – печень. Энергетические «сгустки» могут указывать и на проблемные области тела – в том случае, если телесная дисфункция сопровождается нарушением энергетического метаболизма, как это чаще всего и бывает.
Этап 5