Тема 25. ФИЛОСОФИЯ А.ШОПЕНГАУЭРА
1. Иррациональная философия XIX века.
2. А. Шопенгауэр - представитель иррационализма XIX века.
Методические указания
Первый вопрос контрольной работы должен включать в себя общую характеристику философского иррационализма середины XIX века. Покажите, почему на смену господствовавшему до сих пор рационализму приходит иррационализм (Введение в философию: Учебник для вузов. 4.1. - М., 1989. С. 293-296; Философский словарь. - М., 1998) как умонастроение данной эпохи и философское направление. Иррациональная философия выступала как система различных направлений и школ. Назовите их в своей работе и кратко охарактеризуйте (Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997. С.210-214; 218-219).
Второй вопрос полностью посвятите творчеству немецкого философа Артура Шопенгауэра, который является одним из первых представителей "философии жизни". Здесь необходимо показать главное в его философской концепции - примат воли над разумом в онтологическом плане (с помощью философского словаря отработайте понятие "онтология"). Шопенгауэр вместе с Кьеркегором и Нищие отбросил вещную онтологию, истоки которой были заложены еще в античности, и предложил свою, весьма оригинальную и иррациональную. Обратите внимание на толкование философом воли: по его мнению, именно воля составляет сущность личности, которая независима от разума, воля - это слепое хотение, неотделимое от человека, и т.д. Постарайтесь раскрыть не только волюнтаризм его учения, но и глубокий пессимизм и скептицизм (Современный философский словарь. - М., 1996.С.83-34; Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов - М., 1999. С Л 67-171; Философский энциклопедический словарь. - М., 1983).
Литература
Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 270-272.
Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.1. С. 282-314.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. ~ М., 1997. С. 112-115.
Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.
Рассел Б. История западной философии. - М., 1993.
Современная западная философия: Словарь. - М., 1991.
Современный философский словарь /Под общ.ред. В.Е.Кемерова. - М., 1996.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.167-171.
Сумерки богов: Хрестоматия. - М., 1989.
Философский словарь. - М., 1998.
Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.
Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. - Л., 1991.
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - М., 1994.
Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. - М., 1995. С. 279-294.
Тема 26. ФИЛОСОФИЯ Ф. НИЦШЕ
1. Ф. Ницше о переоценке ценностей.
2. Учение о сверхчеловеке.
Методические указания
В начале первого вопроса необходимо остановиться на направлении "философия жизни", ярким представителем которого был немецкий философ Ф. Ницше. Оно (вторая половина XIX- нач. XX в.) старается постичь культуру и ее функции в современном мире. Понятие "жизнь" - центральное в этом направлении и оно призвано заменить собою философское понятие "бытие" (Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997. С.112-115; Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. — М., 1994. С. 271-275;Философский словарь. - М., 1998;), которое слишком статично и противоположно "жизни" - вечному движению и становлению.
Далее в этом же вопросе перейдите к аксеологии и этике (с помощью философского словаря разберитесь в названиях этих философских дисциплин) в учении Ф. Ницше. Следует особо обратить внимание на то, как он трактует многие нормы морали и христианские догматы (Ницше Ф. Утренняя заря. - Свердловск, 1991; Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. - М., 1995. С. 325-335). Согласно Ф. Ницше, в основе "морали господ" должна лежать свобода от всяких моральных норм и обязанностей, а это, в свою очередь, делает их сильными, волевыми. Подумайте над его фразой: "Бог умер!" Кого предлагает философ на место Бога? (Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - М.} 1997. С.276-277).
Второй вопрос работы вытекает из первого и продолжает его. Проанализировав критику христианства и его ценностей, перейдите к ницшеанскому учению о человеке. В произведении "Так говорил Заратустра" (Сумерки богов. - М., 1990) им изложена проблема жизни и смерти. Человек должен быть независим от любого авторитета и даже умирать, по Ницше, он должен свободной смертью. Однако свободная жизнь и свободная смерть — не для человека обычного, живущего обычной жизнью, а для того, кто смог преодолеть самого себя, то есть для Сверхчеловека. Следует иметь в виду, что термин Ф. Ницше "воля к власти", "воля к мощи" не имел никакого политического смысла, а, скорее всего, означал силу инстинкта жизни, волю к самоопределению. Своего Сверхчеловека он наделяет гармонией - в нем сочетаются физическая сила и совершенство, высший интеллект и духовность.
В заключении контрольной работы необходимо обратить внимание на то, что "философия жизни" была направлена против рационализма, оторванного от жизни, на критику христианских догматов, убивающих инстинкт жизни; всему этому она противопоставляла волю к жизни, волю к могуществу человека.
Литература
Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. - М., 1997.С.245-249.
Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 134, 172-174.
Канке В.А. Философия. Исторический и ситематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997. С. 112-115.
Ницше Ф. Избранные произведения. - М., 1992.
Ницше Ф. По ту сторону добра и зла //Вопросы философии.-1989. -N5. - С. 15-22.
Ницше Ф. Утренняя заря. - Свердловск, 1991. С. 291-304.
Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.
Рассел Б. История западной философии. - М., 1994.
Современная западная философия: Словарь. - М., 1991. С. 211-214, 327.
Спиркин А. Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999.С.174-178.
Сумерки богов: Хрестоматия. - М., 1990.
Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. - М., 1995. С. 325-335.