Пейзажная лирика А.С. Пушкина
Человек и стихия в лирике А.С. Пушкина
Невозможно себе представить русскую литературу, да и вообще национальную культуру, без одного из величайших поэтов девятнадцатого века – А.С. Пушкина. Круг тем, к которым обращался поэт, весьма разнообразен. Его волновали многие проблемы действительности. Отсюда и широта образов, и красочность создаваемых картин.
Тема человека и стихии является программной в творчестве поэта, потому что на протяжении всей своей жизни он не раз обращался к этому вопросу.
Чаще всего стихия является неотъемлемой частью жизни лирического героя, поскольку передает его душевное состояние. Поэт восхищается этой удивительной божественной силой, считая ее схожей с человеком:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Для Пушкина природа очень символична. Она одушевлена, автор чувствует духовное единение с ней, поэтому он принимает любое ее состояние:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Стихия капризна и непредсказуема, хотя важно заметить, что в создании образа автор не прибегает к сложным синтаксическим конструкциям, ярким эпитетам, метафорам. Поэт обращается к сравнениям, которые очеловечивают стихию, делают ее живой и разнообразной. Лирический герой чувствует связь с бурей, несмотря на то, что она противопоставляется «ветхой лачужке».
На мой взгляд, описание природы у Пушкина не является основной задачей. Для него важнее эмоциональный настрой. Ведь он позволяет лучше понять переживания человека, являющегося, по-моему, все же основным действующим лицом. Естественно, что стихия становится носителем особой силы, которая не подчиняется окружающей действительности, а живет по своим законам. Такова Нева в «Медном всаднике».
Данное произведение, как ни одно другое, рисует силу и мощь стихии, противостоящей миру человеческому. Автор пытается осмыслить величие и противоречивость «божьей стихии», которая всего лишь на время была закована «в береговой гранит волею Петра». Несмотря на то, что река уж давно была покорена, она все еще остается дикой, неприветливой и суровой:
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя, вешни дни, ликует.
Натура царя деятельная, непокорная року, он является достойным противником природе. Что же касается Евгения, то Пушкин сделал его незащищенным, он предстает перед читателем как существо, доступное стихии. Герой поэмы становится напрямую зависимым от нее:
…И грустно было
Ему в ту ночь, и он желал,
Чтоб ветер выл не так уныло
И чтобы дождь в окно стучал
Не так сердито…
Таким образом, без сомнения можно говорить о том, что А.С. Пушкин считает природную стихию той силой, которая проникает в жизнь человека, даже несмотря на его нежелание, сопротивление. Автор убежден в том, что между человеком и подобной силой есть некая, внешне незаметная связь. Она настолько прочна, что люди становятся зависимыми. Очень часто человек испытывает страх и благоговение перед такой силой, ибо в своем буйстве она так сильна, что сметает все живое на своем пути. Такова природа в «Медном всаднике».
Естественно, что неумение объяснить подобные явления приводят к тому, что человек вынужден связывать природу с потусторонними силами. В своих произведениях Пушкин не раз облекал стихию в фантастические образы. Достаточно вспомнить стихотворение «Бесы», где сильная метель, временами переходящая в ураган, ассоциируется с игрой нечистой силы.
А.С. Пушкин очень часто обращался к образам стихии в большей степени в своих романтических произведениях. Ведь море, ветер, неконтролируемая природа являются символами свободы, вольной жизни, вольного существования. Я думаю, что именно отсюда у лирического героя возникает желание стать частью этой силы.
Творчество Пушкина без сомнения можно считать особой эпохой в русской литературе. Он стал новатором как в прозе, так и в лирике. Многие темы, к которым обращался поэт, актуальны и по сей день.
Пейзажная лирика А.С. Пушкина
Лирика А. С. Пушкина очень разнообразна. Поэт затрагивал в своем творчестве многие темы: любви, дружбы, свободы. Очень важна в поэзии Пушкина тема природы, пейзажная лирика.
Интересно, что природные зарисовки у Пушкина – это не просто фон для мыслей и чувств лирического героя. Пейзаж помогает поэту раскрыть важные философские темы, показать единство законов Вселенной, ведь природа – неотъемлемая часть жизни каждого человека, занимающая важное место в его мыслях и чувствах. Поэтому пейзажные зарисовки присутствуют у Пушкина в стихотворениях, посвященных совершенно различной тематике.
Так, в «Деревне» (1819) раскрывается тема свободы и рабства. Пушкинская деревня — это не какой-то исключительный «пустынный уголок», здесь
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде Невежества убийственный Позор.
Во второй части стихотворения поэт расширяет «географические» границы своих размышлений: если в первой части речь идет о конкретной деревне, в которой поэт обрел «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (в пейзаже-панораме легко угадываются окрестности Михайловского), то во второй части создается предельно обобщенный образ русской деревни. Картина деревенского «лона счастья и забвенья» в первой части «Деревни» напоминает обычный идиллический пейзаж. Но идиллия, оказавшись всего лишь иллюзией свободной и счастливой жизни, отменяется второй частью стихотворения.
Поэтическим итогом размышлений Пушкина-романтика о свободе, о надеждах и разочарованиях, связанных с нею, стало стихотворение «К морю» (1824). Море, как и океан, стихия, буря, гроза, шторм, в романтической лирике Пушкина всегда ассоциировалось со свободой. И в этом стихотворении «свободная стихия»- емкий символ.
Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа. Это очеловеченная «свободная стихия», близкая душе поэта-романтика и почитаемых им «гениев». Море - это и символ человеческой жизни, которая может «вынести» куда угодно, к любой «земле».
Поэт размышляет о море в трогательные и горькие минуты прощания. Море — «друг», своенравный и гордый, призывающий и требовательный, ропщущий. Пожалуй, это единственный верный и преданный друг, с которым поэту жаль расставаться.
Морская стихия и могущество человеческого духа Пушкиным сопоставлены, но не отождествлены. Именно в душе человека скрыт источник свободы, которую он несет в мир. Прощаясь с морем, поэт обещает хранить верность свободе. Но его понимание свободы стало иным: он убедиля, что свобода — благо, неугодное тиранам.
Стихотворение «На холмах Грузии...» — яркий психологический эскиз состояния поэта, передающий импульсивную смену его чувств и настроений. Элегическое начало, в котором грусть и легкость, светлая печаль кажутся столь созвучными состоянию вечной, засыпающей природы, сменяется «моментальной фотографией» пробуждения бурного чувства — чувства любви:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою…
Не умиротворенность ночи, а немолчный шум Арагвы, о котором сказано во втором стихе, созвучен любовному порыву, выраженному во второй части стихотворения. Сердце поэта вновь во власти воспоминания о далекой возлюбленной.
Яркая картина преображения поэта создана в стихотворении «Осень» (1833). Последние строфы стихотворения — акт творческого самосознания поэта. Здесь перед нами «тайное тайных » его души — процесс творчества. Он начинается тогда, когда поэт видит картины осенней природы. Он впитывает ее красоту и тленность:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
Параллели между тем, что происходит в природе, и состоянием души человека нередки в пушкинской лирике (стихотворения «19 октября», «Зимнее утро», 1829).В каждом времени года поэт открывает для себя что-то личное. Зима, весна, лето, осень — это как бы страницы «календаря его души».
Таким образом, природа в творчестве Пушкина наделена глубоким философским смыслом. Ее вечные законы поэт рассматривает как глубочайшую мудрость мира. В стихотворении «Вновь я посетил…» Пушкин описывает свои впечатления от посещения Михайловского, где он провел в ссылке два года. Мысли поэта обращаются к прожитому, он печально размышляет о себе и о времени.
Вновь посетив столь знакомые места, поэт почувствовал мудрость этого «общего закона» - вечного обновления и торжества жизни. Он воплощается в его стихотворении в центральном образе трех сосен.
Скромная природа стала для поэта могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения. Пушкин приветствует рождение новой «зеленой семьи». Ему радостно думать о том, что он неотделим от природы. На душе у лирического героя хотя и печально, но светло. Поэтому он так открыто смотрит в будущее.
Таким образом, пейзажная лирика играет важную роль в творчестве Пушкина. С ее помощью поэт решает многие вопросы, волнующие его, глубоко и ярко раскрывает их в своих поэтических строках - тему жизни и смерти, свободы, любви, дружбы, предназначение человека и поэта.