Ценность человеческой жизни.
Проблема ценности человеческой жизни является, главным образом, предметом исследования этики и аксиологии.
В древнекитайской этике ценность человеческой жизни во многом определялась идеалом внутренней свободы, который получил развитие в учениях ранних конфуцианских и даосских мыслителей.
Этика Аристотеля утверждала независимость моральных норм от политических обстоятельств. В ней даются практические рекомендации, как достичь счастья и осмысленности жизни. Аристотель отмечал, что одни считают счастьем добродетель, другие – рассудочность, третьи – известную мудрость. Счастье Аристотель рассматривает как высшее и прекрасное благо, которое доставляет удовольствие.
В древнегреческой философии возникло направление эвдемонизм (от греч. «блаженство»). Представители этого философского направления рассматривали счастье как мотив и цель всех человеческих стремлений, при этом счастье понималось как достижение блаженства, переживание удовольствий, причем не только чувственных, но и духовных.
Человек, как и другие живые организмы, живет общей жизнью со Вселенной. Существенное отличие жизни человека заключается лишь в способе и мере участия в этой жизни. По мнению Вл.Соловьева, отличие человека от других живых существ состоит в том, что человек сам оценивает свое участие в мировом процессе, он осознает ценность жизни.
Жизнь каждого человека единственна, уникальна, неповторима. Жизни после смерти с точки зрения науки не существует. И это, по мнению ряда современных отечественных философов (Д.И. Дубровский, П.С. Гуревич и др.) придает ей особую ценность.
Но человек не только ценит жизнь, любит ее и стремится сохранить, но и способен разрушать, уничтожать жизнь.
Ценность жизни одного человека определяется другим(и) иногда настолько низко, что уничтожение ее становится не только возможным но и желаемым, необходимым. Причины этого различны. Это может быть различие в социальном положении, которое служит основой для оценки жизни людей, принадлежащих к «низшим» слоям общества, как более низкой или имеющей цену такую же, как жизнь животного. Это наблюдалось в истории человечества неоднократно: парии в Древней Индии, рабы в Древней Греции и Риме, крепостные в России и т.д. Причиной может быть разница в миропонимании, идеологии, религиозных представлениях. Например, первые христиане в глазах язычников были достойны смерти, так как придерживались других представлении об устройстве мира и его законах, а, следовательно, разрушали устройство жизни (прежде всего ее духовную сферу), признаваемое язычниками.
В традиционной медицинской этике отношение к ценности человеческой жизни выражено в основных этических нормах профессиональной деятельности медика. Главные этические нормы и требования медицинской деятельности определены были еще во времена Античности и отражены в работах Гиппократа («Клятва», «Закон», «О благоприличном поведении» и другие). Жизнь человека была провозглашена явлением, которое следует сохранять, прилагая все возможные усилия.
Гуманисты эпохи Возрождения провозгласили жизнь человека высшей ценностью, существующей в мире.
В современном обществе наблюдается конфликт ценностей человеческой жизни. На уровне общественного сознания ценность человеческой жизни падает, а на уровне индивидуального сознания – возрастает. Это имеет свои причины: для общества – это легкость воспроизводства «человеческого материала», для личности – рост индивидуального самосознания, расширение прав личности, осознание права распоряжаться своей жизнью и здоровьем.
Новейшие биомедицинские технологии открывают связь между достижениями в области биологии и медицины и ценностью человеческой жизни, затрагивая не только биологическую, но и социальную, духовную составляющие жизни человека.
Падение ценности человеческой жизни проявляет себя особенно ярко, как это ни парадоксально, в технологиях, обеспечивающих воспроизводство человеческой жизни. Заготовка «запасных» зигот и их последующее уничтожение является условием процедуры искусственного оплодотворения. Показатели пренатальной диагностики, свидетельствующие о серьезных нарушениях в развитии плода, являются основанием для искусственного прерывания беременности.
Возможности современной медицины позволяют манипулировать сроками и качеством человеческой жизни, что, по мнению многих философов, создает угрозу для жизни всего человеческого рода. Этико-философские проблемы пересадки органов и тканей человека, репродуктивные и генные технологии, проблема эвтаназии и биомедицинских экспериментов затрагивают такие вопросы, как что есть жизнь человека? Каковы критерии ее начала и окончания?