Факторы антропосоциогенеза (предметно-практическая деятельность, социальные и нравственные нормы, речь и др.).
«Только благодаря труду, благодаря приспособлению к все новым операциям…человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини» (Ф.Энгельс).
Создаваемые трудом отдельные анатомо-физиологические изменения необходимо повлекли за собой в силу естественной взаимозависимости развития органов и изменение организма в целом. Таким образом, возникновение и развитие труда привело к изменению всего физического облика человека, к изменению всей его анатомо-физиологической организации.
Основу для возникновения трудовой деятельности составил постепенный переход к вертикальной походке, зачатки которой отчетливо наблюдаются даже у существующих в настоящее время человекообразных обезьян, и формирование в связи с этим особо подвижных, приспособленных для схватывания предметов передних конечностей, все более освобождающихся от функции ходьбы. Это объясняется тем образом жизни, который вели животные предки человека.
Еще одним фактором развития трудовой деятельности стала общественная форма существования человеческих сообществ – социальность человека. Появление труда было возможно только у тех животных, которые жили целыми группами и у которых существовали достаточно развитые формы совместной жизни, хотя эти формы были далеки от самых примитивных форм человеческой, общественной жизни. Как показывают исследования Н.Ю. Войтониса и Н.А. Тих, проведенные в Сухумском питомнике, в стаде обезьян существует уже сложившаяся система взаимоотношений и своеобразной иерархии с соответственно весьма сложной системой общения. Эти исследования показали, что, несмотря на всю сложность внутренних отношений в обезьяньем стаде, они все же ограничены непосредственно биологическими отношениями и никогда не определяются объективно-предметным содержанием деятельности животных.
Существенной предпосылкой труда служило также наличие у высших представителей животного мира развитых форм психического отражения действительности.
Совокупность этих условий сформировали ту ситуацию, в которой в ходе дальнейшей эволюции смогла возникнуть трудовая деятельность и основанное на нем человеческое общество.
Тема 4.2. Проблема личности в философии
На лекции рассматриваются следующие вопросы:
1. Индивид-индивидуальность-личность. Генезис личности.
Социализация личности. Автономность и целостность личности.
2. Мировоззрение личности. Идеалы, интересы, ценностные ориентации. Ду
ховная личность. Деградация личности.
3. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека.
4. Проблема ценности и смысла жизни человека. Смысл и ценность жизни –
основание выбора жизненного пути человека.
5. Проблема свободы, ответственности и необходимости в жизни человека.
ГЛОССАРИЙ
Альтруизм – философское понятие, характеризующее одну из форм общественного поведения человека, осуществляемого ради пользы других.
Духовность - это синтез мировоззренческих представлений, убеждений; интегрирующий, системообразующий фактор, обеспечивающий целостность человека.
Идеал - образец, норма, представление о высшем итоговом совершенстве, высшая цель стремлений. В современной аксиологии идеалом называют высшее благо, в соответствии с которым создается иерархия ценностей.
Индивид– понятие, обозначающее отдельного человека как представителя человеческого рода.
Индивидуальность – понятие, обозначающее неповторимое своеобразие совокупности качеств отдельного человека.
Личность– это устойчивая система социально значимых характеристик индивида как члена того или иного общества или общности.
Необходимость – философская категория, обозначающая существенную связь явлений, то, что при определенных условиях обязательно должно произойти.
Ответственность– результат человеческого поступка, касающийся самого субъекта.
Свобода –философская категория, характеризующая сущность человека и его существование и обозначающая возможность человека мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.
Свобода воли – понятие, означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности.
Социализация –процесс формирования личности в условиях социальной среды.
Экзистенция(от лат. ex(s)istento – существую) – центральное понятие экзистенциализма, которое обозначает способ бытия человека путем погружения в мир, поиска смысла человеческого бытия и переживания состояний любви, заботы, страха, отчаяния и т.п.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Каково соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»?
2. Что такое «социализация»?
3. Какое значение для развития человека имеет социализация?
4. Как понимается в философии проблема жизни, смерти и бессмертия человека?
5. Назовите основные подходы к пониманию бессмертия человека.
6. Какова взаимосвязь понятий «свобода», «ответственность» и «необходимость»?
7. Охарактеризуйте проблему свободы человека.
8. Охарактеризуйте проблему ценности жизни человека.
9. Охарактеризуйте философское понимание духовной личности.
Задания в тестовой форме обучающего типа
1. Понятие, обозначающее всеобщие, присущие всем людям качества и способности – это
а) индивид
б) индивидуальность
в) личность
г) человек
2. В современных философских концепциях человек рассматривается как
а) биопсихосоциальное существо
б) творение высших сил
в) представитель природного мира
г) главная тайна мироздания
3.Устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека как члена общества в философии обозначается понятием
а) индивид
б) индивидуальность
в) личность
г) субъект
4. Неповторимое своеобразие природных и социальных характеристик отдельного человека (внешность, характер, привычки и т.д.) обозначается понятием
а) индивид
б) индивидуальность
в) личность
г) субъект
5. Процесс формирования личности в условиях социальной среды – это
а) антропосоциогенез
б) эволюция
в) социализация
г) эволюция
Ситуационные задачи и практические задания
1. Современный английский философ Бертран Рассел писал: «Душа человека – сплав бога и зверя, арена борьбы двух начал: одно – частичное, ограниченное, эгоистическое, а другое – всеобщее, бесконечное и беспристрастное». Охарактеризуйте понимание сущности человека Б.Рассела.
2. Древнекитайский мудрец Лао Цзы в своей книге «Дао Дэ Цзин» писал: «Мудрый человек…не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других». Какие закономерности жизни человека отражены в этом высказывании?
Литература
Основная:
1. Волкогонова, О.Д. Основы философии: Учебное пособие. / О.Д. Волкогонова, М.Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2008. - 480 с.
2. Горелов, А.А. Основы философии: учеб. пособие: Рекомендовано ФГУ "ФИРО". - 8-е изд. стер.- М.: Издательский Центр "Академия", 2010. - 256 с.
3. Стрельник, О.Н. Основы философии: учебник для ссузов / О.Н. Стрельник. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 312 с.
4. Философия. Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: Юрист, 2006 - 506 с.
5. Хрусталев, Ю.М. Основы философии. / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 308 с.
Дополнительная:
1. Губин, В.Д. Философия: учебник. – Москва.: Проспект, 2011. – 336 с.
2. Гуревич, П.С. Основы философии. Учебное пособие. - М.: Издательство КНОРУС, 2011. – 480 с.
3. Кузнецов, В.Г., Кузнецова, И.Д., Момджян, К.Х., Миронов, В.В. Философия. Учебник для вузов. — М.: Высшее образование, 2009. – 519 с.
4. Марков, Б.В. Философия. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2009 – 432 с.
5. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000 — 2001.
6. Философия: учебник / [В. Д. Губин и др.] ; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 625 с.
7. Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина - М,: Проспект, 2011. – 711 с.
8. Хрусталев, Ю.М. Философия. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
Интернет-ресурсы: базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. Научный электронный архив Академии естествознания http://www.econf.rae.ru/category/
2. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
3. Образовательный сайт на правах электронного учебника.
http://www.filosofia-totl.narod.ru/
4. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru
5. Национальная философская энциклопедия. Словари. http://terme.ru/
6. Сайт о философии. http://intencia.ru/FAQ-5.html
7. Философский портал. Библиотека. http://www.philosophy.ru
8. Русский гуманитарный Интернет-университет http://www.i-u.ru/biblio/
9. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/
Информационный блок