Антропосоциогенез. Проблема антропогенеза.
Люди во всей сложности их качеств и взаимодействий являются продуктом антропогенеза, результатом всей целостности антропосоциогенетического процесса, а не нескольких эмпирически фиксируемых его обстоятельств.
Проблема антропогенеза является предметом философских и научных исследований на протяжении многих столетий. Однако, предыстория человечества до настоящего времени остается такой же загадочной и таинственной, как и возникновение жизни на Земле. Современные научные представления о становлении человека основаны преимущественно на гипотезах. По современным представлениям, ни труд как специфически человеческое воздействие на среду, ни язык как способ общения людей друг с другом, не могут существовать без наличия у «трудящихся» и «общающихся» субъектов рефлексивного сознания и относительно развитой индивидуальности, которые фиксируются уже на стадии пред-человека.
В настоящее время нет единой общепризнанной теории антропосоциогенеза. Существует несколько теорий, имеющих большее или меньшее количество своих сторонников.
В основе всех теорий антропогенеза лежит ответ на кардинальный вопрос философской антропологии – что такое человек, в чем его специфика как представителя живых существ на Земле? Насколько человек является принадлежностью природного (животного) мира и что в нем специфически человеческого?
В конце 20 века постепенно на смену религиозной теории антропогенеза приходят различные натуралистические теории.
Антропологи, рассматривая процесс антропогенеза, пытаются ответить на вопрос о недостающем «звене» в биологической эволюции человека от обезьяны. Философы стремятся понять причины и закономерности этого скачка.
Теории антропогенеза.
В современной философской антропологии признается факт эволюции человека от животных. В связи с этим рассматривается ряд вопросов, связанных с механизмом эволюционных изменений: определяется понятие естественного отбора, мутации, наследственных структур. Эволюционный подход в пониманию процесса антропогенеза не только не отвергается, но и получает дальнейшее развитие.
Но традиционная эволюционная теория не в состоянии объяснить неравномерность процесса эволюции, так называемые «скачки», в результате которых появляются принципиально новые, специфически человеческие качества, которых нет у животных, проявляется интеллект и развивается культура.
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Данная теория была ведущей натуралистической теорией в конце 19 – начале 20 века, особенно в Западной Европе. Согласно этой концепции, человечество относится к царству животных. Человек не более, чем необычный, возможно, случайный или побочный продукт естественных процессов.
Согласно теории Ч.Дарвина, человек – не более чем необычный, возможно случайный или побочный продукт естественных эволюционных процессов.
Естественно-научные теории антропогенеза. Со второй половины 19 в. стала общепризнанной точка зрения, согласно которой человек – это продукт биологической эволюции.
Для философии главным вопросом стал вопрос о том, каковы основные отличия человека от высокоорганизованных животных, т.е. каковы родовые качества человека и какие есть для этого научные доказательства.
Поведение животного представляет собой одну из форм функционирования его организма. Именно структура организма детерминирует потребности животных и программы их поведения. Всякое животное рождается на свет, уже имея определенный набор инстинктов, которые заранее обеспечивают его приспособленность к известным условиям обитания, но именно поэтому и ограничивают индивидуальные вариации поведения.
Поведение людей определяется действием других факторов. Все люди, живущие на Земле в течение, по крайней мере, 50 тыс. лет, относятся к одному и тому же биологическому виду Homo sapiens. Этот факт общепризнан. Но вопрос о врожденных формах поведения человека до сих пор остается нерешенным.
По мнению К. Маркса, человек может вести себя как представитель любого биологического вида. Кроме того, наблюдаются глубокие различия в поведении людей, принадлежащих исторически различным обществам или группам. Многообразные различия, которые существуют среди представителей вида Homo sapiens, свидетельствуют об индивидуальной вариативности поведения, неизвестной животному миру.
Генетические программы, определяющие инстинктивное поведение животных, фиксируются в молекулах ДНК. Главными средствами передачи «программы», определяющей поведение людей является язык, членораздельная речь и разнообразные формы поведения других людей, которые служат примером, образцом для подражания. Место «генетических инструкций» занимают социальные нормы поведения, место наследственности – преемственность социального и индивидуального жизненного опыта людей.
В большинстве современных антропологических, этнографических и социальных теорий специфичное для человека нормативно-преемственное программирование поведения называется культурой. Культура с детства осваивается индивидом, будучи заданной ему другими представителями человеческого рода и играет решающую роль в определении человеческих поступков.
Материалистический подход к пониманию антропогенеза. Превращение животных (гоминидов) в людей не могло быть неким мгновенным, одноактным событием. Неизбежно должен был существовать длительный период становления человека (антропогенеза) и становления общества (социогенеза). Это две стороны единого по своей природе процесса – антропосоциогенеза, длившегося в течение 3 – 3,5 млн. лет.
Деятельно-трудовая теория антропосоциогенеза. Для объяснения процесса антропосоциогенеза Ф.Энгельсом была создана теория, в которой главным фактором антропогенеза признавался труд. Эта теория подчеркивает роль труда в процессе становления человека.
Главным фактором антропогенеза как формирование человека из обезьяны является создание первых орудий труда, начало совместной трудовой деятельности, на основе которой развивается членораздельная речь, интеллект.
«Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии – вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им жизненные средства – шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им жизненные средства, люди косвенным образом производят и саму свою материальную жизнь» (К.Маркс, Ф.Энгельс. Избр.соч. в 9 т. Т. 2. с. 15).
Социальное невозможно без производства. Только там, где существует производство (постоянно возобновляющийся процесс труда), может быть место обществу – социокультурному объединению людей.
Общественное существо есть обязательно существо производящее. Производство – не просто отличительный, но основополагающий признак Homo sapiens. Материальное производство есть преобразование природных объектов. Это материальное творчество. Именно наличие элементов материальной культуры служит простейшим и вместе с тем надежнейшим свидетельством присутствия человека внутри какого-то временного периода или пространственного ареала.
Понятие «предметно-практическая деятельность» в марксистской философии означает материальное производство как творчество, в котором воплощены различные физические и духовные способности человека.
Разум, самосознание, свобода, по Марксу, - это абстрактные характеристики человека, в основе которых лежит предметно-материальная деятельность.
Теория М.Моргана в антропологии полечила название концепции «осознанного вреда». Согласно этой теории, по мере увеличения объема мозга и овладения орудийной деятельностью животные предки человека «умнели», научались сопоставлять и обобщать факты и вследствие этого пришли к пониманию пагубных последствий кровосмесительных (близкородственных) связей. В страхе перед произведением «дегенеративного потомства» они заключили своего рода «первоначальный общественный договор», запрещавший близкородственные половые связи. Современные исследования антропологов, изучавших примитивные общества, не обнаружили такой логической связи в представлениях людей их составляющих, и даже связи между половым актом и рождением детей.
Теория вселенской эволюции Тейяра де Шардена. В данной теории антропогенез рассматривается как одна из стадий эволюции мира. В ходе эволюции из неорганического мира возникает органический и, как одна из его ступеней – мыслящий организм в его новой среде обитания. Т. Де Шарден выделяет следующие стадии эволюции: преджизнь (литосфера), жизнь (биосфера), мысль (ноосфера), сверхжизнь (точка «Омега»).
Т. Де Шарден считал, что движущей силой эволюции является является целеустремленное сознание. Эволюция – это одушевленный процесс, «ортогенез». Все движение эволюционного процесса направлено в сторону конечной цели – пункта «Омега», который служит для него символическим обозначение Христа.
Символическая теория Э. Кассирера. Согласно этой теории, под влияниемряда факторов (радиация, космическое излучение и др.) в наследственном аппарате человека произошли мутации, что привело к отчуждению человека от природного мира. Человек становится «негативно свободным» - утратив естественную для него среду обитания, человек оказывается в другой среде, к которой он не приспособлен, не имеет навыков выживания. Физическое несовершенство влечет поиск способов и средств существования, это, в свою очередь, влечет развитие речи, создание оружий труда, оружия. Следствием этого становится формирование религии и культуры. Человек вышел за рамки видовой генетической программы. В этом проявилась его «особость» - он сумел преодолеть собственную природную ограниченность и выжить.
Таким образом, ослабление инстинктивной программы повлекло изменение самого способа человеческого существования. Бытие человека, все его формы приобретают символический характер. Только в человеческом интеллекте наличествует как реальность, так и возможность. Человек обладает символическим мышлением, в котором на стадии первобытности символ наделяется магической или физической силой. Таким образом, человек в процессе антропогенеза формируется как символическое животное.
Биолого-психологическая теория антропогенеза Б.Ф. Поршнева. Согласно этой теории, человеческий род неоднороден. «Человек разумный» - это лишь особая разновидность рода, обладающая специфическим свойством – сознанием. Человек ведет свою историю от особой ветви животного – «сверх-животного». Прачеловек не занимался хищничеством и жил в гармонии с природой.
В ходе эволюции этот вид разделился на два подвида: «хищник-людоед» и «жертва». Это стало поворотным пунктом в эволюции животного мира, для которого не характерно поедание своих сородичей. Возможные «жертвы» хищников, не имея физических средств защиты, превосходящих противников, вынуждены были искать и использовать другие средства. Ими стали интеллект и речь. Чтобы сохранить себя, «жертвы» вынуждены были усложнять взаимодействие. Нейролингвистической основой этого процесса стало чувство страха, вызвавшее невротизацию организма (психофизиологический стресс). Сфера бессознательного под прессом страха оказалась способной к своеобразным мутациям.При этом происходила так называемая «ультрапарадоксальная инверсия процессов центральной нервной системы», при которой положительный раздражитель вызывает торможение, а отрицательный – возбуждение. Это негативное, патологическое и гибельное явление для животного превратилось в опору принципиально новой формы торможения, ставшей у человека положительной нормой его высшей нервной деятельности. Следствием этого стала активизация деятельности мозга.
Процесс развития человека от пралюдей, согласно теории Б.Ф. Поршнева состоит из следующих стадий:
1) палеоантропы-хищники («суперживотные»), поедавшие себе подобных и имевшие предельно низкое развитие мышления;
2) «хищники – суггесторы», успешно имитирующие действия палеоантропов, но не способные противостоять психическому давлению последних;
3) «жертвы» - диффузный вид, среди представителей которого формируется «человек разумный», не имеющий средств психологической защиты от воздействия палеоантропов;
4) неоантропы – результат дальнейшей эволюции диффузного вида в направлении разумности.
Психоаналитическая теория З.Фрейда. В основе данной теории антропогенеза лежат идеи эволюционной теории К. Ламарка, главная из которых – идея о том, что движущей силой эволюции является «обновляющее устремление», а также идея амбивалентности психики. З. Фрейд считал, что человек обладает свойством, которого нет ни у одного другого животного. Но это качество не является принадлежностью природы человека, оно возникает в ходе эволюции рода неожиданно, но не бессмысленно, т.к. в самой природе человека заложена способность к возникновению новых свойств. Таким свойством является совесть.
Совесть возникает как результат осознания «первородного» греха, совершенного людьми, который состоял, по Фрейду, в убийстве детьми своего первобытного отца. Согласно психоаналитической теории З.Фрейда, человеком движут два основных инстинкта – половой (сексуальный, инстинкт созидания) и инстинкт смерти (инстинкт разрушения). Половой инстинкт привел к соперничеству отца и детей, что повлекло убийство, а затем раскаяние и возникновение совести. Таким образом, по Фрейду, произошло рождение человека из животного.
В теории З. Фрейда решающим фактором антропогенеза является преступление. Совершив коллективное преступление, пралюди организовались в экзогамный род, что ознаменовало начало социальной жизни и содействовало дальнейшему становлению человека.
Важнейшая черта антропогенеза – это его комплексный характер.
Анализ сформировавшихся к концу 20 века концепций антропогенеза показывает невозможность разрешения проблемы антропогенеза человека на основе исследования только биологической (природной) составляющей его сущности.