Основные теории антропогенеза

№ п/п теория Главная идея
1. Теологическая (христианство, ислам) Человек – главное и любимое творение Бога, созданного по его воле и подобию.
2. Эволюционная (К.Ламарк, Ч. Дарвин Т. Де Шарден) Человек сформировался в процессе эволюции.
3. Деятельно-трудовая (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) Человек сформировался в процессе и под влиянием трудовой деятельности.
4. Панспермизм Человек имеет космическое происхождение.
5. Символическая теория Э.Кассирера Человек сформировался благодаря своей способности обозначать символами явления идеального и материального мира.
6. Психоаналитическая теория З.Фрейда Человек – это неожиданный продукт эволюции, появившийся благодаря действию биологических инстинктов.
7. Биолого-психологическая теория Б.Ф.Поршнева Человек – продукт эволюции особого вида древних людей (гоминидов).

Таблица 2.

Человек – это …

определение автор
Политическое животное Аристотель
Существо разумное, обладающее самосознанием, моральное и свободное мыслители Нового времени.  
Мыслящая вещь Рене Декарт
Что же это за химера - человек! Какая невидаль, какое чудовище, какой хаос, какое поле противоречий, какое чудо! Судья всех вещей, бессмысленный червь земляной, хранитель истины, сточная яма сомнений и ошибок, слава и сор вселенной" Блез Паскаль
тайна Ф.М. Достоевский
Самый таинственный и сбивающий с толку объект П. Тейяр де Шарден
Человек - это курьезное происшествие природы Бертран Рассел
Символическое животное Э.Кассирер
Совокупность способностей и влечений Животное, использующее орудия труда Голограмма Вселенной Современная философия

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Дайте определение понятия «человек».

2. Дайте определение понятия «антропосоциогенез».

3. Охарактеризуйте суть философской проблемы антропосоциогенеза.

4. Назовите теории антропосоциогенеза, их главные идеи.

5. Назовите факторы, влияющие на процесс антропосоциогенеза.

6. Охарактеризуйте проблему биологического и социального природы человека.

7. Что означает в современной философии понятие «природа человека»?

8. Назовите свойства человека, которые признаются специфически человеческими.

9. Дайте определение понятия «антропосоциогенез».

10. Охарактеризуйте проблему соотношения духовного и телесного в природе человека.

11. Охарактеризуйте целостное понимание человека в философии.

12. Почему проблема человека стала предметом исследования одной из самостоятельных философских наук? Как называется эта наука?

Задания в тестовой форме

1. Сложный многофакторный процесс становления человека в условиях социальной среды называется

а) антропогенез

б) антропосоциогенез

в) социализация

г) эволюция

6. Процесс исторического развития человека называется

а) антропогенез

б) антропосоциогенез

в) социализация

г) эволюция

7. Обозначение философской проблемы, выясняющей, имеются ли у человека биологически запрограммированные протосхемы, определяющие его поведение на социальном уровне

а) антропосоциогенеза

б) биосоциальной сущности человека

в) биологическое в человеке

г) социальное в человеке

10.Обозначение теории социальной природы человека, сторонники которой утверждают, что человек формируется как человек только в условиях общества – это

а) биологическое в человеке

б) социальное в человеке

в) проблема антропосоциогенеза

г) биологическая сущность человека

11. Понятие, обозначающее совокупность природных качеств человека, способных видоизменяться под влиянием социокультурной среды – это

а) задатки

б) тело

в) телесность

г) генотип

12. «Человек – творение Бога» - главная идея теории антропогенеза

а) теологической

б) символической

в) психоаналитической

г) деятельно-трудовой

13.«Человек сформировался в процессе и под влиянием трудовой деятельности» - это главная идея теории антропогенеза

а) теологической

б) эволюционной

в) психоаналитической

г) деятельно-трудовой

14.«Человек как особое существо сформировался благодаря своей способности обозначать символами (речь, ритуалы и т.п.) предметы, явления мира и возникающие между ними отношения» - это главная идея теории антропосоциогенеза

а) теологической

б) символической

в) психоаналитической

г) деятельно-трудовой

15.Поиск единого основания всех проявлений человека является главной задачей

а) философской антропологии

б) социобиологии

в) генетики

г) этики

17. «Человек – это политическое животное», - сказал

а) К.Маркс

б) А.Шопенгауэр

в) М. Шелер

г) Аристотель

18. Обозначение философско-антропологической проблемы специфических качеств человека – это

а) сущность человека

б) природа человека

в) биологическое в человеке

г) социальное в человеке

19. Согласно современному диалектико-материалистическому подходу к решению проблемы человека, социальная среда для формирования специфических качеств человека

а) является необходимым условием

б) не оказывает никакого влияния

в) является негативным фактором

г) влияет на всех по-разному

21. Способность к трудовой деятельности признается главным отличительным качеством человека в теории

а) теологической

б) символической

в) психоаналитической

г) деятельно-трудовой

23.Способность человека к творчеству, по современным представлениям,

а) является природной особенностью человека

б) формируется в условиях социальной среды

в) проявляется только у отдельных индивидов

г) формируется специальными методами воспитания

24. «Изменяя условия социальной среды, можно сформировать личность с любыми качествами» - это главная идея при подходе

а) социологизаторском

б) биологизаторском

в) теологическом

г) психологическом

26. Впервые в истории философии проблему человека обозначил как предмет философии

а) Сократ

б) Р. Декарт

в) М.Шеллер

г) И. Кант

29. Высказывание «Сущность человека… есть совокупность всех общественных отношений» отражает понимание человека в теории

а) марксизм

б) фрейдизм

в) эволюционизм

г) экзистенциализм

30. Попытки согласовать данные генетики, этологии, эволюционной биологии и других разделов биологии с целью сформировать научные представления о социальном поведении человека предпринимают представители

а) марксизма

б) неофрейдизма

в) социобиологии

г) дарвинизма

31. «Главной движущей силой поведения человека являются биологические инстинкты, действие которых, как правило не осознается самим человеком» - эта идея является главной в понимании человека в теории

а) символической Э.Кассирера

б) психоаналитической З.Фрейда

в) деятельно-трудовой К.Маркса

г) эволюционной Ч.Дарвина

Ситуационные задания

1. Макс Шелер писал: «Человек-естественный есть животное. Он не развился из животного царства, а был, есть и всегда останется животным». Основываясь на современных философских представлениях о человеке, назовите, какой фактор должен воздействовать на «человека-естественного», чтобы он превратился в человека?

2. Рене Декарт сказал о человеке: «Человек есть мыслящая вещь». Какое качество человека оно выделил как главное, ведущее в своем определении?

3. Современный английский философ Бертран Рассел писал: «Душа человека – сплав бога и зверя, арена борьбы двух начал: одно – частичное, ограниченное, эгоистическое, а другое – всеобщее, бесконечное и беспристрастное». Охарактеризуйте понимание сущности человека Б.Рассела.

4. Древнекитайский мудрец Лао Цзы в своей книге «Дао Дэ Цзин» писал: «Мудрый человек…не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других». Какие идеи даосизма содержатся в основе этого высказывания?

Литература

Основная

1. Волкогонова, О.Д. Основы философии: Учебное пособие. / О.Д. Волкогонова, М.Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2008. - 480 с.

2. Горелов, А.А. Основы философии: учеб. пособие: Рекомендовано ФГУ "ФИРО". - 8-е изд. стер.- М.: Издательский Центр "Академия", 2010. - 256 с.

3. Стрельник, О.Н. Основы философии: учебник для ссузов / О.Н. Стрельник. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 312 с.

4. Философия. Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: Юрист, 2006 - 506 с.

5. Хрусталев, Ю.М. Основы философии. / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 308 с.

Дополнительная

1. Губин, В.Д. Философия: учебник. – Москва.: Проспект, 2011. – 336 с.

7. Гуревич, П.С. Основы философии. Учебное пособие. - М.: Издательство КНОРУС, 2011. – 480 с.

Кузнецов, В.Г., Кузнецова, И.Д., Момджян, К.Х., Миронов, В.В. Философия. Учебник для вузов. — М.: Высшее образование, 2009. – 519 с.

10. Марков, Б.В. Философия. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2009 – 432 с.

Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000 — 2001.

Философия: учебник / [В. Д. Губин и др.] ; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 625 с.

20. Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина - М,: Проспект, 2011. – 711 с.

Хрусталев, Ю.М. Философия. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

Интернет-ресурсы: базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Научный электронный архив Академии естествознания http://www.econf.rae.ru/category/

2. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

3. Образовательный сайт на правах электронного учебника.

http://www.filosofia-totl.narod.ru/

4. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

5. Национальная философская энциклопедия. Словари. http://terme.ru/

6. Сайт о философии. http://intencia.ru/FAQ-5.html

7. Философский портал. Библиотека. http://www.philosophy.ru

8. Русский гуманитарный Интернет-университет http://www.i-u.ru/biblio/

9. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

Информационный блок

Наши рекомендации