Прочитайте стихотворение Юрия Левитанского «Зачем дураку море».

Подарили дураку море. Он потрогал его, пощупал. Обмакнул и лизнул палец. Был солёным и горьким палец. Тогда в море дурак плюнул. Близко плюнул. Подальше плюнул. Плевать в море так интересно. Дураку это даже лестно.

Но устал он. И скучно стало. Сел дурак на песок устало. Повернулся спиной к прибою. Сел в лото играть сам с собою. То выигрывает, то проигрывает, На губной гармошке наигрывает. Проиграет дурак море!

А зачем дураку море?

К чему глух персонаж стихотворения? Против чего направлена сатира поэта___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Темы теоретических сообщений (рефератов)

1. Концепции возникновения сознания.

2. Сознание и бессознательное.

3. Функциональная асимметрия мозга и особенности восприятия мира человеком.

4. Проблема эвтаназии в современной биоэтике.

5. Иметь или быть? Проблема «подлинного» и «неподлинного» бытия.

6. Искусственный интеллект: возможности создания и отличие от сознания человека.

Тема 2.3 Учение о познании (гносеология)

Основные понятия и термины

Абсолютная истина -полное,исчерпывающее знание о действительности,котороевыступает лишь как цель научного познания. абсолютным истинам относятся сведения, которые правильно отражают те или иные свойства исследуемых объектов и не могут быть опровергнуты с дальнейшим развитием науки, а также твердо установленные частные факты и знания о свершившихся событиях.

Агностицизм(греч.agnostos -непознаваемый)-учение,согласно которому человек неспособен познать сущность вещей., не может иметь достоверное знание о них.

Вещь в себе -в философии И.Канта сущность предмета,которая не может быть познана.Вещь для нас -в философии И.Канта явление,которое воспринимает человек и котороеможет быть им познано.

Истина(объективная истина)-адекватное отражение объекта по-знающим субъектом,знание, содержание которого не зависит от познающего субъекта.

Относительная истина -неполнота знаний,их незавершенность знания,содержаниекоторых может быть уточнено или пересмотрено дальнейшим развитием науки.

Познание -общественно-исторический процесс человеческой деятельности,которыйнаправлен на отражение объективной действительности в сознании человека, «вечное, бесконечное приближение мышления к объекту» (В.И. Ленин).

Практика(греч.praktikos -деятельный)-сторона предметной деятельности,характеризующаяся изменением и преобразование природы и общества.

Скептицизм(греч.skeptikos -рассматривающий,критикующий)-философская концепция,высказывающая сомнение в возможности достижения объективной истины.

Вопросы для самоконтроля.

1) Преемственность в развитии научного знания и научные революции .

2) Соотношение чувственного, эмпирического и рационального. Теоретическое в научном познании.

3) Законы науки, способы их открытия и обоснования.

4) Знание и вера.

5) Характеристика познавательных способностей человека.

6) Специфика познавательной деятельности.

7) Созерцательная и деятельная концепции познавательного отношения действительности.

8) Дискуссия о познаваемости мира в истории философии и сегодня.

9) Объективные и субъективные условия познания.

10) Что такое истина? Критерии истины.

11) В чем различие между заблуждением и ложью?

12) О соотношении монизма и плюрализма.

13) Истина и польза.

14) Научная деятельность и ее роль в жизни общества.

15) Формы научного познания.

16) Место творчества в научном познании.

Упражнения и задачи

1. Заполните схему: укажите виды познанияи приведитепо примеруна каждый из видов познавательной деятельности человека

Виды познания

Прочитайте стихотворение Юрия Левитанского «Зачем дураку море». - student2.ru

2. Цельюпроцессапознания являетсяполучение истинногознания.Однакофилософия довольно давнопоставила перед собой проблему истины.

- В чем суть данной проблемы?

- Приведитепримерыразличныхвидовистин(относительной,прагматичной, конкретной и др.).

- Каким образом систиной связаны ложьи заблуждение? В чем разница между этими явлениями.



 
 
 
 
 
 
 
 
   
  "А"   "1"    
  А. "Человек - мера всех вещей" (Протагор)   1.Сенсуализм    
  Б. "Подлинные истины вообще неизменны..., так что нелепо представлять себе правильность познания, зависящего от времени и реальных перемен" (Е. Дюринг).   2. Рационализм    
  В. "Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и представляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов" (Д. Юм).   3. Релятивизм    
  Г. "Я не имею ничего общего с теми философами, которые закрывают глаза, чтобы легче было думать» (Л. Фейербах).   4. Прагматизм    
  Д. "Для познания человек обладает разумом и ощущениями, но ощущения обманчивы. Разум же открывает истину".   5. Догматизм    
  Е. "Я равнодушен к морали и признаю ее только когда она полезна" (Дж. Лондон).   6. Агностицизм    
       

Темы теоретических сообщений (рефератов)

1. Знание и вера: общее и особенное.

2. Место интуиции в познании мира человеком.

3. Социальная ответственность ученого.

Наши рекомендации