Прочитайте стихотворение Юрия Левитанского «Зачем дураку море».
Подарили дураку море. Он потрогал его, пощупал. Обмакнул и лизнул палец. Был солёным и горьким палец. Тогда в море дурак плюнул. Близко плюнул. Подальше плюнул. Плевать в море так интересно. Дураку это даже лестно.
Но устал он. И скучно стало. Сел дурак на песок устало. Повернулся спиной к прибою. Сел в лото играть сам с собою. То выигрывает, то проигрывает, На губной гармошке наигрывает. Проиграет дурак море!
А зачем дураку море?
К чему глух персонаж стихотворения? Против чего направлена сатира поэта___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Темы теоретических сообщений (рефератов)
1. Концепции возникновения сознания.
2. Сознание и бессознательное.
3. Функциональная асимметрия мозга и особенности восприятия мира человеком.
4. Проблема эвтаназии в современной биоэтике.
5. Иметь или быть? Проблема «подлинного» и «неподлинного» бытия.
6. Искусственный интеллект: возможности создания и отличие от сознания человека.
Тема 2.3 Учение о познании (гносеология)
Основные понятия и термины
Абсолютная истина -полное,исчерпывающее знание о действительности,котороевыступает лишь как цель научного познания. абсолютным истинам относятся сведения, которые правильно отражают те или иные свойства исследуемых объектов и не могут быть опровергнуты с дальнейшим развитием науки, а также твердо установленные частные факты и знания о свершившихся событиях.
Агностицизм(греч.agnostos -непознаваемый)-учение,согласно которому человек неспособен познать сущность вещей., не может иметь достоверное знание о них.
Вещь в себе -в философии И.Канта сущность предмета,которая не может быть познана.Вещь для нас -в философии И.Канта явление,которое воспринимает человек и котороеможет быть им познано.
Истина(объективная истина)-адекватное отражение объекта по-знающим субъектом,знание, содержание которого не зависит от познающего субъекта.
Относительная истина -неполнота знаний,их незавершенность знания,содержаниекоторых может быть уточнено или пересмотрено дальнейшим развитием науки.
Познание -общественно-исторический процесс человеческой деятельности,которыйнаправлен на отражение объективной действительности в сознании человека, «вечное, бесконечное приближение мышления к объекту» (В.И. Ленин).
Практика(греч.praktikos -деятельный)-сторона предметной деятельности,характеризующаяся изменением и преобразование природы и общества.
Скептицизм(греч.skeptikos -рассматривающий,критикующий)-философская концепция,высказывающая сомнение в возможности достижения объективной истины.
Вопросы для самоконтроля.
1) Преемственность в развитии научного знания и научные революции .
2) Соотношение чувственного, эмпирического и рационального. Теоретическое в научном познании.
3) Законы науки, способы их открытия и обоснования.
4) Знание и вера.
5) Характеристика познавательных способностей человека.
6) Специфика познавательной деятельности.
7) Созерцательная и деятельная концепции познавательного отношения действительности.
8) Дискуссия о познаваемости мира в истории философии и сегодня.
9) Объективные и субъективные условия познания.
10) Что такое истина? Критерии истины.
11) В чем различие между заблуждением и ложью?
12) О соотношении монизма и плюрализма.
13) Истина и польза.
14) Научная деятельность и ее роль в жизни общества.
15) Формы научного познания.
16) Место творчества в научном познании.
Упражнения и задачи
1. Заполните схему: укажите виды познанияи приведитепо примеруна каждый из видов познавательной деятельности человека
Виды познания
2. Цельюпроцессапознания являетсяполучение истинногознания.Однакофилософия довольно давнопоставила перед собой проблему истины.
- В чем суть данной проблемы?
- Приведитепримерыразличныхвидовистин(относительной,прагматичной, конкретной и др.).
- Каким образом систиной связаны ложьи заблуждение? В чем разница между этими явлениями.
"А" | "1" | ||
А. "Человек - мера всех вещей" (Протагор) | 1.Сенсуализм | ||
Б. "Подлинные истины вообще неизменны..., так что нелепо представлять себе правильность познания, зависящего от времени и реальных перемен" (Е. Дюринг). | 2. Рационализм | ||
В. "Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и представляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов" (Д. Юм). | 3. Релятивизм | ||
Г. "Я не имею ничего общего с теми философами, которые закрывают глаза, чтобы легче было думать» (Л. Фейербах). | 4. Прагматизм | ||
Д. "Для познания человек обладает разумом и ощущениями, но ощущения обманчивы. Разум же открывает истину". | 5. Догматизм | ||
Е. "Я равнодушен к морали и признаю ее только когда она полезна" (Дж. Лондон). | 6. Агностицизм | ||
Темы теоретических сообщений (рефератов)
1. Знание и вера: общее и особенное.
2. Место интуиции в познании мира человеком.
3. Социальная ответственность ученого.