II.7. Как не дать научному руководителю сесть вам на шею?

Будущий дипломник или выбирает себе тему сам, или идет за нею к профессору.

Профессор, предлагая студенту тему, руководствуется одним из двух критериев: либо он б е р е т нечто из собственного реперту­ара, что ему хорошо известно и позволит руководить дипломом без усилий, либо выбирает нечто такое, что они оба знают недо­статочно и что хотели бы изучить лучше.

Скажем сразу, что вопреки видимости именно второе предло­жение честнее и благороднее. Преподаватель намеревается по мере работы над дипломом расширять и собственный горизонт, дабы давать студенту добросовестные советы. Он поможет дипломни­ку в работе и обретет что-то новое для себя. Обычно руководи­тель выбирает тему второго типа, если действительно доверяет дипломнику. В этих случаях он уведомляет его с самого начала, что сюжет этот нов и для него и что он хочет углубить свои зна­ния. Некоторые профессора отказываются руководить работами на слишком заезженные темы; хотя при нынешней массовости образования, строптивцы, как правило, укрощаются и идут на­встречу унылой необходимости.

Бывают тем не менее случаи, когда руководитель замышляет масштабную работу, имеет нужду в сборе информации и хочет использовать дипломников как поисковую команду. Тогда он на­чинает заворачивать своих выпускников в эту узкую область на­уки. Если преподаватель — экономист, изучающий развитие про-56

мышленности за определенный период, он станет раздавать про­блемы по отраслям промышленности, осваивая по кускам широ­кую панораму. Что ж, подобный подход не только правомерен, но и полезен для науки. Пусть дипломные работы студентов влива­ются в просторное русло коллективного проекта. К тому же по­добный подход и полезен, и функционален: студент не только уве­рен, что его руководитель предельно информирован в отношении предмета, но и сможет сверяться, как с фоном для сравнений, с дипломами других студентов по сопредельным и пограничным темам. Если работа окажется удачной, у студента есть шанс опуб­ликовать полученные результаты (или часть их) в отдельной или коллективной научной работе.

Дело, однако, может принять и неприятный оборот, если:

1. Преподаватель настолько заворожен собственной темой, что жмет на дипломника, который вообще-то не имел желания зани­маться этим вопросом. Тем он превращает студента в вялого не­вольника, таскающего воду на чужую мельницу. Сочинение его выходит настолько блеклым, что профессор, оформляя свое ис­следование в книгу, берет натасканный студентом материал и даже не цитирует источник, поскольку в источнике не содержалось ни­каких выраженных мыслей.

2. Преподаватель человек непорядочный, заставляет работать на себя студентов, заставляет нарабатывать материал, который по­том использует. Иногда, впрочем, трудно понять, где непорядоч­ность, а где простая безалаберность. Допустим, руководитель по­могал дипломнику с азартом, напредлагал ему кучу идей, минуло время, и он уже не различает, какие идеи предложил он сам, какие выдумал студент. Так после бурного публичного обсуждения како­го-то вопроса мы уже не в состоянии припомнить, в чем состояли исходные пункты, что привнесли мы сами и что — другие.

Как застраховаться от подобных опасностей? Ну, во-первых, студент за годы учебы, наверно, не раз говорил с друзьями о пре­подавателях, наверно, он знаком и с выпускниками университета и представляет себе личность того или иного сотрудника кафедры.

Студент читал его статьи и книги и обратил внимание на то, про­цитированы ли источники материалов и в каком виде они проци­тированы. Кроме этого, играют роль неуловимые факторы: дове­рие, приязнь.

Вдобавок боже упаси превратиться в жертву невроза, которая считает себя обокраденной, если хоть кто-то заикается хоть о чем-то напоминающем рассуждения его диплома. Если вы сочиняете текст, предположим, о связях дарвинизма с ламаркизмом, вы, дол­жно быть, обратили внимание, читая критическую литературу, какая уйма предшественников уже высказалась по дорогому вам вопросу и сколько соображений повторилось от ученого к учено­му. Следовательно, вы не станете в позу ограбленного гения, если через некоторое время преподаватель, или какой-то его ассистент, или кто-то из ваших знакомых займутся той же темой, над кото­рой работали вы.

Плагиатом в научной среде считаются, кроме списывания, еще и использование экспериментальных данных конкретного опыта, заимствование текстологии рукописей, которые до того не рас­шифровывались, использование готовой статистики, и все это без отсылки к источнику (ибо депонируя ваш диплом в деканате и в библиотеке университета, вы тем самым публикуете его), а также кража чужого перевода иностранного текста, прежде не перево­дившегося или переводившегося другими словами.

В любом случае, без параноидальности, но все же постарай­тесь понять, входит ли ваша тематика в чей-то коллективный за­мысел и если входит, то устраивает вас это или нет.

III. СБОР МАТЕРИАЛА

Наши рекомендации