Тема 13. Проблемы и перспективы развития человечества.

Вопросы:

1. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество: проблема сосуществования в современном мире.

2. Традиционное общество: основные черты.

3. Индустриальное общество: структура и особенности.

4. Глобализация: сущность и противоречия. Постиндустриальное общество.

Контрольные вопросы:

- каковы критерии и отличительные черты научно-технического, социального и духовного прогресса?

- что такое "техносфера"?

- какую роль играет информация в постиндустриальном обществе?

– изменился ли духовный мир человека с развитием компьютерных технологий'?

– какие проблемы называются глобальными?

– какие аргументы выдвигают сторонники пеасимистического и оптимистического прогнозов развиться общества?

Литература:

1. Бессонов Б.Н. Гуманизм и технократизм как жилы духовной ориентации // Философские науки, -1988. - №1.

2. Краус В. На пороге нового тысячелетия //Вопросы философии. 1997. № 5.

3. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986

4. Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.

5. Ортега-и-Гассет Х. Размышлеиия о технике // Вопросы философии. 1993. № 10.

6. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.

7. Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении //Вопросы философии. 2001. №3. С.3-9.

8. Розин В.М. Философия техники и культурно-исторические реконструкции развития техники //Вопросы философии. 1996. №3.

9. Сахаров А.Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе. //Вопросы философии. 1990. № 2.

10. Тоффлер Э. Третья волна. М., 2002.

11. Урсул А.Д. На пути к информационно-экологическому обществу // Философские науки. 1991. № 5.

12. Цивилизация: прошлое, настоящее и будущее человека. М., 1988.

13. Яковец Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы //Вопросы философии. 1997. №1.

14. Яних П. Человек и автомат: размышления о заменимости человека техническим устройством // Вопросы философии. 1996.

Дополнительная литература

20. Августин А. Исповедь. М., 1997.

21. Автономова И. С. Рассудок. Разум. Рациональность. М., 1988. Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1976 – 1984.

22. Арский Ю. М., Данилов-Данилян В. И., Залиханов Н. Ч. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? М., 1997.

23. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1993.

24. Астафьев Б. А. Основы мироздания: геном, законы и творение мира. М., 2002.

25. Астрономия и современная картина мира. М., 1996.

26. Бердяев Н. Человек и машина // Вопр. философии. 1989. № 2.

27. Буровский А. М. Человек из биосферы // Обществ. науки и современность. 1989. № 3.

28. Бутенко И. А. Социальное познание и мир повседневности. М., 1987.

29. Вильчек Вс. Прощание с Марксом. М., 1993.

30. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология ХХ века. М., 1997.

31. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1975 - 1977.

32. Гельввцкий К. А. О человеке. М., 1965.

33. Делез Ж. Фуко. М., 1998.

34. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.; СПб., 1998.

35. Деррида Ж. Письмо и различие. СПб., 2000.

36. Диалектика и диалог. М., 1992.

37. Дюмон Л. Эссе об индивидуализме. Дубна, 1997.

38. Загадка человеческого понимания. М., 1991. Знание за пределами науки. М., 1990.

39. Зотов А. Ф. Феномен философии: О чем говорит плюрализм философских учений // Вопр. философии. 1991. № 2.

40. Интуиция. Логика. Творчество. М., 1987.

41. Исаев И. А. Метафизика власти и закона. М., 1998.

42. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

43. Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1963 - 1966.

44. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

45. Кедров Б. М. Микроанатомия великого открытия. М., 1970.

46. Кириленко Г. Г. Самосознание и мировоззрение личности. М., 1988.

47. Князева Е. Н. Одиссея научного разума. М., 1995. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

48. Кутырев В. А. Человек XXI века: уходящая натура... // Человек. 2001. № 1.

49. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. М., 1992.

50. Лакаиос И Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.

51. Ленин В. И. Государство и революция // Полн. собр. соч. Т. 33

52. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998

53. Майданов А. С. Искусство открытия: Методология и логика научного творчества. М., 1993.

54. Малахов В. С. Еще раз о конце истории // Вопр. философии 1 994. № 7, 8.

55. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1993.

56. Мерло-Понти М. В защиту философии. М., 1996.

57. Микешина Л. А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.

58. Митрохин Л. Н. Философия религии: новые перспективы Вопр. философии. 2003. № 8.

59. Моргунов Е. Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. М., 1995.

60. Назаретян А. П. Критический гуманизм versus биоцентризм ( Обществ. науки и современность. 1997. № 5

61. Никифоров А. В: Философия науки: история и методология. М. 1998.

62. Ницше Ф. Воля к власти. М., 1995.

63. Орфеев Ю. В., Панченко А. И. Парапсихология: наука или маги //Вопр. философии. 1996. № 12.

64. Патнэм Х. Философия сознания. М., 1999. Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968 – 1972.

65. Полани М. Личностное знание. М., 1985.

66. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976.

67. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

68. Постоляко Л. С. Западная философия ХХ века. Екатеринбург, 1999.

69. Пригожин А., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986.

70. Проблемы методологии постклассической науки. М., 1992.

71. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.

72. Розов Н. С. Философия и теория истории. М., 2002, Кн.1.

73. Романовская Т. П. Рациональное обоснование вненаучного знания // Вопр. философии. 1994. № 9.

74. Самосознание: мое и наше. К постановке проблемы. М., 1997.

75. Селиванов Ф. А. В мире сплетения причин и следствий. М., 1991.

76. Современная философия о науке: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. М., 1996.

77. Соколов В. В. Философия в исторической перспективе // Вопр. философии. 1992. № 2.

78. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

79. Степин Л. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

80. Торосян В. Г. Ценность философии // Вопр. философии. 1993. № 9.

81. Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984.

82. Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990.

83. Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.

84. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

85. Фейерцбенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

86. Феномен человека: Антология. М., 1993.

87. Философия истории: современные проблемы познания исторического процесса. М., 1994.

88. Фуко М. Жизнь: опыт и наука // Вопр. философии. 1993. № 5.

89. Фуко М. Слова и вещи. М., 1994.

90. Что значит знать? М.; СПб., 1999.

91. Чумаков А. Н. Философия глобальных проблем. М., 1994.

92. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопр. философии. 1993. № 8.

93. Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.

94. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.

95. Язык и интеллект. М., 1995.

96. Яковенко И. Г. Свежий взгляд на историю // Обществ. науки и современность. 1999. № 1.

Экзаменационные вопросы

1. Мировоззрение и его исторические типы.

2. Мировоззрение и философия.

3. Предмет и задачи философии.

4. Диалогичность философии.

5. Социальные функции философии.

6. Типы философствования: общее и особенное.

7. Человек как центральная проблема философии.

8. Родовая сущность человека.

9. Соотношение биологического и социального в человеке.

10. Индивид в системе социальных связей.

11. Философский смысл категории бытия.

12. Проблемы бытия в античной философии.

13. Диалог реализма и номинализма в философии.

14. Иррационалистические концепции бытия (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

15. Способы существования материи.

16. Понятие картины мира и ее виды.

17. Проблема доказательств бытия Бога в философии.

18. Социальное бытие как система жизнедеятельности людей.

19. Структура индивидного бытия.

20. Философское понимание развития.

21. Диалектика и метафизика: общее и особенное.

22. Содержание объективной диалектики.

23. Система категорий детерминизма.

24. Законы развития.

25. Проблема критериев прогресса и регресса.

26. Традиция и новаторство в общественной жизни.

27. Субъективная диалектика человеческого познания и мышления.

28. Философские концепции происхождения и сущности сознания.

29. Отражение как объективное основание сознания.

30. Сознание и язык.

31. Общественное и индивидное сознание.

32. Сущность и функции идеологии.

33. Проблема бессознательного.

34. Коллективное бессознательное и концепция архетипов К. Юнга.

35. Познавательное отношение человека к миру.

36. Философские концепции познания.

37. Диалог сенсуализма и рационализма.

38. Гносеология И. Канта.

39. Ступени и формы познания.

40. Социокультурная обусловленность познания.

41. Роль практики в познавательной деятельности человека.

42. Агностицизм, скептицизм, их философское обоснование.

43. Проблема пред- и вненаучного познания.

44. Специфика социального познания.

45. Наука как общественное явление.

46. Понятие научного познания и его уровни.

47. Методы эмпирического познания.

48. Теоретическое познание и его методы.

49. Знание как способ существования сознания.

50. Проблема соотношения знания и веры в философии.

51. Социальные функции вненаучного знания.

52. Критерии научного знания, его структура.

53. Формы научного знания.

54. Парадигмальность науки.

55. Язык науки.

56. Философские концепции истины.

57. Верификация и фальсификация как критерии истинности и осмысленности знания.

58. Истина как процесс.

59. Проблемы практической реализации знания.

60. Понятие и виды творчества.

61. Общество и его структура.

62. Формы общественного производства человеческой жизни.

63. Содержание материального производства человеческой жизни.

64. Социальное производство индивидов.

65. Духовное производство человеческой жизни.

66. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

67. Проблема смысла истории в философии.

68. История как творчество: диалектика объективного и субъективного.

69. Свобода и ответственность.

70. Общественный прогресс и его критерии.

71. Судьба и жизненный путь индивида.

72. Смысл жизни общества, индивида.

73. Проблема смерти и бессмертия индивидов в философии.

74. Культура как общественное явление.

75. Исторические типы культуры.

76. Россия в диалоге культур.

77. Идеология евразийства.

78. Методы социального прогнозирования.

79. Глобальные проблемы современности.

80. Субъекты будущего: человечество, общество, индивиды.

Тесты

1. Вопрос о первоначале мира был центральным в античной философии периода…

- досократического

- эллинистического

- классического

- позднего классического

2. Как закономерный процесс освобождения человека, осознания им собственной свободы понимал историю…

- Аристотель

- Гегель

- Д.Вико

- Ф. Аквинский

3. Идеалом для этики ненасилия является …

- принцип человеколюбия

- абсолютная свобода

- принцип всеобщего равенства

- принцип творчества

4. Важнейшими элементами, связывающими личность и общество, является…(несколько вариантов ответа)

- социальные нормы

- географические факторы

- природные инстинкты

- ценности

- потребности

5. Среди философов Античности не допускали возможности истинного знания…(несколько вариантов ответа)

- неоплатоники

- скептики

- Сократ и Платон

- элеаты

- софисты

6. Согласно Ф.Аквинскому, бытие и сущность …

- совпадают в Боге

- никогда не совпадают

- совпадают в человеке

- совпадают в природных явлениях

7. Социальная сфера общества включает в себя…

- общности людей

- государственные структуры

- средства производства

- транснациональные корпорации

8. К числу людей , предвосхитивших на рубеже ХХ века общие тенденции развития природы и общества, следует отнести

- М. Вебера

- В.И. Вернадского

- О. Шпенглера

- Н.А. Бердяева

9. Архетипы коллективного бессознательного, согласно К.Г.Юнгу, проявляются в…

- мышлении

- проблемных ситуациях

- сновидениях

- мифах

- художественном творчестве

10. Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая и культурная интеграция человечества выражается в понятии…

- «глобализация»

- «идеологизация»

- «информатизация»

- «технологизация»

11. Согласно постмодернистской трактовке истории, исторический процесс может быть наглядно представлен с помощью…

- круга

- спирали

- ризомы

- восходящей линии

12. В научном познании выделяют два уровня:

- новаторский и репродуктивный

- диалектический и метафизический

- эмпирический и теоретический

- эклектический и монистический

13. Современная философия может быть охарактеризована как …

- учение о сущности и ипостасях Бога

- теоретическая система взглядов на мир.

- система философских, религиозных и научных идей

- наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

14. Вторая половина ХХ века – это время развертывания _______________ революции.

- биотехнологической

- научно-технической

- промышленной

- неолитической.

15. По мнению __________, человек – это такое существо, которое изначально, по самой своей природе предназначено для общественной жизни.

- К.А. Гельвеция

- А.Гелена

- Аристотеля

- Августина

16. Познавательной процедурой, состоящей в постижении смысла и значения информации, процессов и явлений, является…

- логика

- понимание

- объяснение

- интуиция

17. Направление современной западной философии, обосновывающее понимание как метод познания, есть…

- персонализм

- номинализм

- герменевтика

- структурализм

18. Возрождение как движение в европейской культуре возникает в (о)…

- Германии

- Италии

- Франции

- Англии

19. Формируя целостную картину мира и бытии человека в нем, философия выполняет функцию …

- мировоззренческую

- практическую

- гносеологическую

- методологическую

20. Техническая революция, связанная с использованием силы пара и электричества, называется…

- промышленной

- биотехнологической

- научной

- неолитической

21. Осознание человеком смысла жизни невозможно без осознания себя в качестве…

- индивида

- субъекта познания

- личности

- объекта познания

22. Автором книги «Происхождение человека и половой подбор» является …

- Ч.Дарвин

- Ф. Энгельс

- Ж. Б. Ламарк

- Т. Гексли

23. По мнению Э Кассирера, человек – это животное, создающее …

- орудия труда

- символы

- правила

- знаки

24. Гегелем разработаны основные законы …

- религии

- механики

- диалектики

- антропологии.

25. По мнению Д.Белла и его сторонников, в постиндустриальном обществе сформировался особый слой - …

- класс пролетариата

- класс буржуазии

- интеллигенция

- класс профессионалов и технических специалистов.

26. Смысл жизни человека, согласно эвдемонизму, состоит в…

- борьбе с тиранией

- совершении героических поступков

- служении Богу

- свободе от телесных страданий и душевных тревог.

27. Онтологией в философии называется учение о…

- законах мышления

- Боге

- морали и нравственности

- бытии.

27. Представители __________ считают, что человек обретает свою сущность в процессе существования.

- экзстенциализма

- герменевтики

- позитивизма

- неотомизма

28. Для теории психоанализа З.Фрейда характерны …(несколько вариантов ответа)

- положения о тождественности сознания и психики

- использование метода свободных ассоциаций

- моделирование психических процессов

- положение о преимущественно сексуальном характере вытесненного

- использование метода толкования снов.

29. К негативным последствиям глобализации можно отнести…

- исламизацию мировой культуры

- взаимозависимость финансовых систем отдельных стран

- рост международной преступности

- распространение новых технологий

30. Ценность человека для мыслителей эпохи Возрождения определялась…

- его личными заслугами

- отношением к нему других людей

- божественным предопределением

- принципом судьбы

31. Маркс говорил о человеке как о животном, производящем…

- памятники культуры

- символы

- орудия труда

- архетипы

32. Высказывание – «Без молитвы совершенно жить нельзя. Без молитвы – безумие и ужас» прнадлежит…

- А.И. Герцену

- Н.Г. Чернышевскому

- В.В. Розанову

- М.В. Ломоносову

33. На эмпирическом уровне научного познания…

- выявляются внешние связи между предметами

- обосновываются теории

- формулируются законы

- выдвигаются гипотезы.

34. Русская идея, с точки зрения В.Соловьева, - это идея…

- мировой гегемонии

- национального предназначения, определенного Богом

- превосходства русской нации

- независимости и самодостаточности России.

35. В науке различают два уровня исследования:

- чувственный и логический

- гуманитарный и естественнонаучный

- интуитивный и рациональный

- эмпирический и теоретический.

36. Основоположник гелиобиологии (учения о влиянии Солнца на активность живых организмов) - …

- В.И. Вернадский

- К.Э. Циолковский

- Н.Ф. Федоров

- А.Л. Чижевский

37. В структуру сознания включается (-ются)…

- темперамент

- воля и эмоции

- инстинкты

- рефлексы

38. Современная футурология анализирует перспективы…

- сближения мировых религий

- технологической революции

- введения мировой валюты

- формирования свободной человеческой личности.

39. Известнейшим философом ХХ века является…

- М.Хайдеггер

- О.Конт

- Г. Спенсер

- Л. Фейербах

40. Первоначало, безличный мировой закон в древнекитайской философии именовался…

- Дао

- инь

- Ян

- ци

41. «Бритва Оккама» отражает содержание принципа…

- «нет ничего помимо Бога, и Бог есть бытие»

- «все сущее есть благо»

- «возлюби ближнего своего, как самого себя»

- «не следует умножать сущности сверх необходимого»

42. Мировая история в целом есть …

- простая последовательность событий

- процесс возникновения, развития и гибели огромного множества социоисторических организмов

- лишь теоретическая конструкция

- процесс стадиального изменения определенного числа изначально существовавших социоцентрических организмов

43. Современная философия может быть охарактеризована как…

- система философских, религиозных и научных идей

- учение о сущности и ипостасях Бога

- наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления

- теоретическая система взглядов на мир

44. С точки зрения Т. Куна, научная революция – это …

- отделение умственного труда от физического

- переход от одной парадигмы к другой

- переход к обществу знания

- превращение науки в непосредственную производительную силу.

45. С точки зрения К. Лоренца самым важным и первичным инстинктом человека выступает…

- инстинкт самосохранения

- половой инстинкт

- пищевой инстинкт

- агрессивность

46. Тезис Джордано Бруно «…природа…есть не что иное, как Бог в вещах» выражает позицию…

- деизма

- панлогизма

- атеизма

- пантеизма

47. Смысл жизни человека по мнению стоиков, состоит в…

- умении наслаждаться жизнью

- стремлении бороться за справедливый общественный порядок

- умении мужественно и достойно подчиниться судьбе

- стремлении отказаться от всех общественных обязанностей

48. Приоритетность природных условий среди других факторов развития общества отстаивают сторонники________ детерминизма.

- технологического

- географического

- биологического

- демографического

49. Систематическое философское исследование феномена техники началось в ….

- конце Х1Х-начале ХХ в.

- Античности

- эпоху Возрождения

- Эпоху Просвещения

50. «Естественное состояние», по Т.Гоббсу, - это…

- любовь к ближнему

- равновесие любви и ненависти

- примирение с действительностью

- война всех против всех

51. Философ русского зарубежья, автор исследования «О сопротивлении злу силой», - …

- И.А. Ильин

- П.А. Флоренский

- А.Ф. Лосев

- Н.О. Франк

52. Разработка проблемы интенциональности сознания является заслугой…

- З. Фрейда

- Ж.-П. Сартра

- Э. Гуссерля

- М. Хайдеггера

53. Псевдонаучным называется в философии….

- знание, не отвечающее критериям научности, но нашедшее поддержку власти

- протознание, которое в будущем станет научным

- знания, полученные в результате отхода от общепринятых норм познавательного процесса

- знания, спекулирующие на совокупности популярных теорий

54. К биологизаторским концепциям взаимоотношения человека и общества относятся…(несколько вариантов ответа)

- персонализм

- экзистенциализм

- расизм

- марксизм

- социал-дарвинизм

55. Основными характеристиками сознания являются…(несколько вариантов ответа)

- субъективность

- предметность

- противоречивость

- активность

- идеальность

56. Представители экзистенциализма полагали, что смысл жизни прежде всего определяется…

- самим человеком

- социальными нормами

- культурными традициями

- философскими учениями

57. Философское направление, согласно которому человек обречен на одиночество и бессмысленность существования, есть….

- волюнтаризм

- экзистенциализм

- марксизм

- прагматизм

58. «Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты»,- считал…

- Демокрит

- И.Кант

- У. Оккам

- Н. Макиавелли

59. Прагматической трактовки истины придерживались…(несколько вариантов ответа)

- И. Пирс

- К. Ясперс

- Аристотель

- Г.В.Ф. Гегель

- У. Джемс

60. Поиск истины по мнению Сократа, предполагает…(несколько вариантов ответа)

- ее дедуктивное выведение

- выявление внутренних противоречий в понятиях

- признание ее относительного характера

-ее экспериментальную проверку

- диалог

61. Проблемы языка, науки, логики занимают центральное место в …

- экзистенциализме

- аналитической философии

- фрейдизме

- прагматизме

62. Философию «симфонической личности» развивал…

- И.Кант

- З.Фрейд

- Л. Карсавин

- К. Маркс

63. Первой малой социальной группой, из которой формировались крупные общности, является …

- народность

- класс

- сословие

- семья

64. Главной целью Реформации 16 века являлось (-ась)…

- реформация православной церковной власти

- преобразование католической церкви

- распространение католической идеологии

- сближение католической и православной церкви

65. Способность человеческой психики в процессе познания формировать идеальные модели реальности связана с…

- экспериментом

- интуицией

- сознанием

- восприятием

66. В бунте против абсурда видел смысл жизни человека…

- З.Фрейд

- А. Камю

- М. Хайдеггер

- К.Маркс

67. Способ непосредственного постижения истины без обоснования с помощью доказательств есть…

- мышление

- интуиция

- эмоция

- представление

68. Буддизм считает человека существом…

- страдающим

- творческим

- играющим

- познающим

69. «Философия должна спуститься «с небес на землю» и решать практические, жизненные проблемы человека», считают представители…

- персонализма

- прагматизма

- феноменологии

- позитивизма

70. Христианство определяет бытие как …

- вечный и неизменный мир

- все что существует

- свободный дар Бога

- продукт взаимодействия Бога и человека

71. Функция философии, состоящая в культивировании гуманистических ценностей и идеалов, утверждении моральных норм, помогающая человеку адаптироваться в окружающем мире, называется…

- мировоззренческой

- критической

- гносеологической

- воспитательно-гуманитарной

72. Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта, есть…

- гипотеза

- факт

- обобщение

- теория

73. Адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящим познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания, называют _____________ истиной.

- объективной

- абсолютной

- субъективной

- относительной

74. Основоположником формационного подхода к истории был…

- Маркс

- Кант

- Вебер

- Гегель

75. Трактовка сознания, при которой мысль рассматривается как физико-химический продукт деятельности мозга, характерна для …

- метафизического материализма

- наивного материализма

- вульгарного материализма

- нейрофизиологии

76. С позиции антропоцентрической методологии…

- человек должен быть объяснен из самого себя

- сущность человека состоит в его природном естестве

- вопрос о сущности человека неправомерен, человек никогда не должен рассматриваться как объект, а всегда только как субъект действия.

- человек может быть объяснен совокупностью общественных отношений.

77. Мировоззренческий дуализм Нового времени утверждает разделение…

- Земли и Космоса

- механизма и организма

- бытия и сознания

- человека и общества

78. В русской философии традиционно повышенное внимание уделялось…

- нравственным ценностям

- научному обоснованию религиозной веры

- ценностям демократии

- проблемам познания мира

79. Понимание природы как поля приложения физических и интеллектуальных сил человека характерно для философии…

- немецкой классической философии

- Античности

- Нового времени

- Средних веков

80. К глобальным экологическим проблемам относится …

- преодоление контраста в развитии разных стран

- международная преступность

- современный энергетический кризис

- угроза распространения ВИЧ-инфекции

81. Сторонниками русского космизма – учения о неразрывном единстве человека, Земли и Космоса, о космической природе человека и о его способности по освоению Космоса – являлись…(несколько вариантов ответа)

- Розанов

- Леонтьев

- А.Чижевский

- Н. Огарев

- К. Циолковский

82. Автором знаменитых апорий «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др. является…

- Зенон Элейский

- Сократ

- Аристотель

- Платон

83. Общественный прогресс связывает с достижениями науки…

- антисциентизм

- прагматизм

- сциентизм

- либерализм

84. Общим для философии, наряду с другими формами мировоззрения, является (-ются)…

- реализуемые функции

- предмет

-способы описания предмета

- средства отображения предмета

85. К числу представителей анархизма относились…(несколько вариантов ответа)

- В.Соловьев

- Ленин

- Плеханов

- Бакунин

- Кропоткин

86. Утверждение существования двух видов бытия – «мира идей» и «мира вещей» принадлежит …

- Протагору

- Платону

- Аристотелю

- Пифагору

87. Одной из школ древнекитайской философии является…

- даосизм

- локаята

-джайнизм

- буддизм

88. Материальный, чувственно-воспринимаемый предмет, который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения…

- символ

- отражение

- знак

- образ

89. Умозрительное истолкование природы без опоры на опытное естествознание называется…

- социал-дарвинизмом

- метафизикой

- натурфилософией

- утопией

90. Совершенно полное, точное, исчерпывающее знание о каком-либо явлении называют __________ истиной.

- научной

- объективной

- абсолютной

- субъективной

91. Одним из теоретиков концепции постиндустриального общества является…

- Д.Белл

- К. Ясперс

- К. Маркс

- Н. Бердяев

92. Из философов Античности наибольший вклад в исследование общества внесли…

- Парменид и Зенон

- Левкипп и Демокрит

- Платон и Аристотель

- Фалес и Анаксимен

93. Диалектическое противоречие личности и общества может быть выражено как противоречие

- абстрактного и конкретного

- субъективного и объективного

- материального и идеального

- индивидуализации и унификации

94. Традиционное общество – это ________общество

- массовое

- информационное

- доиндустриальное

- индустриальное

95. Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии разрабатывали такие мыслители Нового времени, как…

- Т.Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо

- К.Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин

- Д.Дидро, К. Гельвеций, П.Гольбах

- Сократ, Платон, Аристотель.

Наши рекомендации