Тема 13. Проблемы и перспективы развития человечества.
Вопросы:
1. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество: проблема сосуществования в современном мире.
2. Традиционное общество: основные черты.
3. Индустриальное общество: структура и особенности.
4. Глобализация: сущность и противоречия. Постиндустриальное общество.
Контрольные вопросы:
- каковы критерии и отличительные черты научно-технического, социального и духовного прогресса?
- что такое "техносфера"?
- какую роль играет информация в постиндустриальном обществе?
– изменился ли духовный мир человека с развитием компьютерных технологий'?
– какие проблемы называются глобальными?
– какие аргументы выдвигают сторонники пеасимистического и оптимистического прогнозов развиться общества?
Литература:
1. Бессонов Б.Н. Гуманизм и технократизм как жилы духовной ориентации // Философские науки, -1988. - №1.
2. Краус В. На пороге нового тысячелетия //Вопросы философии. 1997. № 5.
3. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986
4. Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.
5. Ортега-и-Гассет Х. Размышлеиия о технике // Вопросы философии. 1993. № 10.
6. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.
7. Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении //Вопросы философии. 2001. №3. С.3-9.
8. Розин В.М. Философия техники и культурно-исторические реконструкции развития техники //Вопросы философии. 1996. №3.
9. Сахаров А.Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе. //Вопросы философии. 1990. № 2.
10. Тоффлер Э. Третья волна. М., 2002.
11. Урсул А.Д. На пути к информационно-экологическому обществу // Философские науки. 1991. № 5.
12. Цивилизация: прошлое, настоящее и будущее человека. М., 1988.
13. Яковец Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы //Вопросы философии. 1997. №1.
14. Яних П. Человек и автомат: размышления о заменимости человека техническим устройством // Вопросы философии. 1996.
Дополнительная литература
20. Августин А. Исповедь. М., 1997.
21. Автономова И. С. Рассудок. Разум. Рациональность. М., 1988. Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1976 – 1984.
22. Арский Ю. М., Данилов-Данилян В. И., Залиханов Н. Ч. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? М., 1997.
23. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1993.
24. Астафьев Б. А. Основы мироздания: геном, законы и творение мира. М., 2002.
25. Астрономия и современная картина мира. М., 1996.
26. Бердяев Н. Человек и машина // Вопр. философии. 1989. № 2.
27. Буровский А. М. Человек из биосферы // Обществ. науки и современность. 1989. № 3.
28. Бутенко И. А. Социальное познание и мир повседневности. М., 1987.
29. Вильчек Вс. Прощание с Марксом. М., 1993.
30. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология ХХ века. М., 1997.
31. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1975 - 1977.
32. Гельввцкий К. А. О человеке. М., 1965.
33. Делез Ж. Фуко. М., 1998.
34. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.; СПб., 1998.
35. Деррида Ж. Письмо и различие. СПб., 2000.
36. Диалектика и диалог. М., 1992.
37. Дюмон Л. Эссе об индивидуализме. Дубна, 1997.
38. Загадка человеческого понимания. М., 1991. Знание за пределами науки. М., 1990.
39. Зотов А. Ф. Феномен философии: О чем говорит плюрализм философских учений // Вопр. философии. 1991. № 2.
40. Интуиция. Логика. Творчество. М., 1987.
41. Исаев И. А. Метафизика власти и закона. М., 1998.
42. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
43. Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1963 - 1966.
44. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.
45. Кедров Б. М. Микроанатомия великого открытия. М., 1970.
46. Кириленко Г. Г. Самосознание и мировоззрение личности. М., 1988.
47. Князева Е. Н. Одиссея научного разума. М., 1995. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
48. Кутырев В. А. Человек XXI века: уходящая натура... // Человек. 2001. № 1.
49. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. М., 1992.
50. Лакаиос И Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.
51. Ленин В. И. Государство и революция // Полн. собр. соч. Т. 33
52. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998
53. Майданов А. С. Искусство открытия: Методология и логика научного творчества. М., 1993.
54. Малахов В. С. Еще раз о конце истории // Вопр. философии 1 994. № 7, 8.
55. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1993.
56. Мерло-Понти М. В защиту философии. М., 1996.
57. Микешина Л. А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.
58. Митрохин Л. Н. Философия религии: новые перспективы Вопр. философии. 2003. № 8.
59. Моргунов Е. Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. М., 1995.
60. Назаретян А. П. Критический гуманизм versus биоцентризм ( Обществ. науки и современность. 1997. № 5
61. Никифоров А. В: Философия науки: история и методология. М. 1998.
62. Ницше Ф. Воля к власти. М., 1995.
63. Орфеев Ю. В., Панченко А. И. Парапсихология: наука или маги //Вопр. философии. 1996. № 12.
64. Патнэм Х. Философия сознания. М., 1999. Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968 – 1972.
65. Полани М. Личностное знание. М., 1985.
66. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976.
67. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
68. Постоляко Л. С. Западная философия ХХ века. Екатеринбург, 1999.
69. Пригожин А., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986.
70. Проблемы методологии постклассической науки. М., 1992.
71. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.
72. Розов Н. С. Философия и теория истории. М., 2002, Кн.1.
73. Романовская Т. П. Рациональное обоснование вненаучного знания // Вопр. философии. 1994. № 9.
74. Самосознание: мое и наше. К постановке проблемы. М., 1997.
75. Селиванов Ф. А. В мире сплетения причин и следствий. М., 1991.
76. Современная философия о науке: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. М., 1996.
77. Соколов В. В. Философия в исторической перспективе // Вопр. философии. 1992. № 2.
78. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
79. Степин Л. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
80. Торосян В. Г. Ценность философии // Вопр. философии. 1993. № 9.
81. Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984.
82. Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990.
83. Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.
84. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
85. Фейерцбенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
86. Феномен человека: Антология. М., 1993.
87. Философия истории: современные проблемы познания исторического процесса. М., 1994.
88. Фуко М. Жизнь: опыт и наука // Вопр. философии. 1993. № 5.
89. Фуко М. Слова и вещи. М., 1994.
90. Что значит знать? М.; СПб., 1999.
91. Чумаков А. Н. Философия глобальных проблем. М., 1994.
92. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопр. философии. 1993. № 8.
93. Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.
94. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.
95. Язык и интеллект. М., 1995.
96. Яковенко И. Г. Свежий взгляд на историю // Обществ. науки и современность. 1999. № 1.
Экзаменационные вопросы
1. Мировоззрение и его исторические типы.
2. Мировоззрение и философия.
3. Предмет и задачи философии.
4. Диалогичность философии.
5. Социальные функции философии.
6. Типы философствования: общее и особенное.
7. Человек как центральная проблема философии.
8. Родовая сущность человека.
9. Соотношение биологического и социального в человеке.
10. Индивид в системе социальных связей.
11. Философский смысл категории бытия.
12. Проблемы бытия в античной философии.
13. Диалог реализма и номинализма в философии.
14. Иррационалистические концепции бытия (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).
15. Способы существования материи.
16. Понятие картины мира и ее виды.
17. Проблема доказательств бытия Бога в философии.
18. Социальное бытие как система жизнедеятельности людей.
19. Структура индивидного бытия.
20. Философское понимание развития.
21. Диалектика и метафизика: общее и особенное.
22. Содержание объективной диалектики.
23. Система категорий детерминизма.
24. Законы развития.
25. Проблема критериев прогресса и регресса.
26. Традиция и новаторство в общественной жизни.
27. Субъективная диалектика человеческого познания и мышления.
28. Философские концепции происхождения и сущности сознания.
29. Отражение как объективное основание сознания.
30. Сознание и язык.
31. Общественное и индивидное сознание.
32. Сущность и функции идеологии.
33. Проблема бессознательного.
34. Коллективное бессознательное и концепция архетипов К. Юнга.
35. Познавательное отношение человека к миру.
36. Философские концепции познания.
37. Диалог сенсуализма и рационализма.
38. Гносеология И. Канта.
39. Ступени и формы познания.
40. Социокультурная обусловленность познания.
41. Роль практики в познавательной деятельности человека.
42. Агностицизм, скептицизм, их философское обоснование.
43. Проблема пред- и вненаучного познания.
44. Специфика социального познания.
45. Наука как общественное явление.
46. Понятие научного познания и его уровни.
47. Методы эмпирического познания.
48. Теоретическое познание и его методы.
49. Знание как способ существования сознания.
50. Проблема соотношения знания и веры в философии.
51. Социальные функции вненаучного знания.
52. Критерии научного знания, его структура.
53. Формы научного знания.
54. Парадигмальность науки.
55. Язык науки.
56. Философские концепции истины.
57. Верификация и фальсификация как критерии истинности и осмысленности знания.
58. Истина как процесс.
59. Проблемы практической реализации знания.
60. Понятие и виды творчества.
61. Общество и его структура.
62. Формы общественного производства человеческой жизни.
63. Содержание материального производства человеческой жизни.
64. Социальное производство индивидов.
65. Духовное производство человеческой жизни.
66. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
67. Проблема смысла истории в философии.
68. История как творчество: диалектика объективного и субъективного.
69. Свобода и ответственность.
70. Общественный прогресс и его критерии.
71. Судьба и жизненный путь индивида.
72. Смысл жизни общества, индивида.
73. Проблема смерти и бессмертия индивидов в философии.
74. Культура как общественное явление.
75. Исторические типы культуры.
76. Россия в диалоге культур.
77. Идеология евразийства.
78. Методы социального прогнозирования.
79. Глобальные проблемы современности.
80. Субъекты будущего: человечество, общество, индивиды.
Тесты
1. Вопрос о первоначале мира был центральным в античной философии периода…
- досократического
- эллинистического
- классического
- позднего классического
2. Как закономерный процесс освобождения человека, осознания им собственной свободы понимал историю…
- Аристотель
- Гегель
- Д.Вико
- Ф. Аквинский
3. Идеалом для этики ненасилия является …
- принцип человеколюбия
- абсолютная свобода
- принцип всеобщего равенства
- принцип творчества
4. Важнейшими элементами, связывающими личность и общество, является…(несколько вариантов ответа)
- социальные нормы
- географические факторы
- природные инстинкты
- ценности
- потребности
5. Среди философов Античности не допускали возможности истинного знания…(несколько вариантов ответа)
- неоплатоники
- скептики
- Сократ и Платон
- элеаты
- софисты
6. Согласно Ф.Аквинскому, бытие и сущность …
- совпадают в Боге
- никогда не совпадают
- совпадают в человеке
- совпадают в природных явлениях
7. Социальная сфера общества включает в себя…
- общности людей
- государственные структуры
- средства производства
- транснациональные корпорации
8. К числу людей , предвосхитивших на рубеже ХХ века общие тенденции развития природы и общества, следует отнести
- М. Вебера
- В.И. Вернадского
- О. Шпенглера
- Н.А. Бердяева
9. Архетипы коллективного бессознательного, согласно К.Г.Юнгу, проявляются в…
- мышлении
- проблемных ситуациях
- сновидениях
- мифах
- художественном творчестве
10. Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая и культурная интеграция человечества выражается в понятии…
- «глобализация»
- «идеологизация»
- «информатизация»
- «технологизация»
11. Согласно постмодернистской трактовке истории, исторический процесс может быть наглядно представлен с помощью…
- круга
- спирали
- ризомы
- восходящей линии
12. В научном познании выделяют два уровня:
- новаторский и репродуктивный
- диалектический и метафизический
- эмпирический и теоретический
- эклектический и монистический
13. Современная философия может быть охарактеризована как …
- учение о сущности и ипостасях Бога
- теоретическая система взглядов на мир.
- система философских, религиозных и научных идей
- наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
14. Вторая половина ХХ века – это время развертывания _______________ революции.
- биотехнологической
- научно-технической
- промышленной
- неолитической.
15. По мнению __________, человек – это такое существо, которое изначально, по самой своей природе предназначено для общественной жизни.
- К.А. Гельвеция
- А.Гелена
- Аристотеля
- Августина
16. Познавательной процедурой, состоящей в постижении смысла и значения информации, процессов и явлений, является…
- логика
- понимание
- объяснение
- интуиция
17. Направление современной западной философии, обосновывающее понимание как метод познания, есть…
- персонализм
- номинализм
- герменевтика
- структурализм
18. Возрождение как движение в европейской культуре возникает в (о)…
- Германии
- Италии
- Франции
- Англии
19. Формируя целостную картину мира и бытии человека в нем, философия выполняет функцию …
- мировоззренческую
- практическую
- гносеологическую
- методологическую
20. Техническая революция, связанная с использованием силы пара и электричества, называется…
- промышленной
- биотехнологической
- научной
- неолитической
21. Осознание человеком смысла жизни невозможно без осознания себя в качестве…
- индивида
- субъекта познания
- личности
- объекта познания
22. Автором книги «Происхождение человека и половой подбор» является …
- Ч.Дарвин
- Ф. Энгельс
- Ж. Б. Ламарк
- Т. Гексли
23. По мнению Э Кассирера, человек – это животное, создающее …
- орудия труда
- символы
- правила
- знаки
24. Гегелем разработаны основные законы …
- религии
- механики
- диалектики
- антропологии.
25. По мнению Д.Белла и его сторонников, в постиндустриальном обществе сформировался особый слой - …
- класс пролетариата
- класс буржуазии
- интеллигенция
- класс профессионалов и технических специалистов.
26. Смысл жизни человека, согласно эвдемонизму, состоит в…
- борьбе с тиранией
- совершении героических поступков
- служении Богу
- свободе от телесных страданий и душевных тревог.
27. Онтологией в философии называется учение о…
- законах мышления
- Боге
- морали и нравственности
- бытии.
27. Представители __________ считают, что человек обретает свою сущность в процессе существования.
- экзстенциализма
- герменевтики
- позитивизма
- неотомизма
28. Для теории психоанализа З.Фрейда характерны …(несколько вариантов ответа)
- положения о тождественности сознания и психики
- использование метода свободных ассоциаций
- моделирование психических процессов
- положение о преимущественно сексуальном характере вытесненного
- использование метода толкования снов.
29. К негативным последствиям глобализации можно отнести…
- исламизацию мировой культуры
- взаимозависимость финансовых систем отдельных стран
- рост международной преступности
- распространение новых технологий
30. Ценность человека для мыслителей эпохи Возрождения определялась…
- его личными заслугами
- отношением к нему других людей
- божественным предопределением
- принципом судьбы
31. Маркс говорил о человеке как о животном, производящем…
- памятники культуры
- символы
- орудия труда
- архетипы
32. Высказывание – «Без молитвы совершенно жить нельзя. Без молитвы – безумие и ужас» прнадлежит…
- А.И. Герцену
- Н.Г. Чернышевскому
- В.В. Розанову
- М.В. Ломоносову
33. На эмпирическом уровне научного познания…
- выявляются внешние связи между предметами
- обосновываются теории
- формулируются законы
- выдвигаются гипотезы.
34. Русская идея, с точки зрения В.Соловьева, - это идея…
- мировой гегемонии
- национального предназначения, определенного Богом
- превосходства русской нации
- независимости и самодостаточности России.
35. В науке различают два уровня исследования:
- чувственный и логический
- гуманитарный и естественнонаучный
- интуитивный и рациональный
- эмпирический и теоретический.
36. Основоположник гелиобиологии (учения о влиянии Солнца на активность живых организмов) - …
- В.И. Вернадский
- К.Э. Циолковский
- Н.Ф. Федоров
- А.Л. Чижевский
37. В структуру сознания включается (-ются)…
- темперамент
- воля и эмоции
- инстинкты
- рефлексы
38. Современная футурология анализирует перспективы…
- сближения мировых религий
- технологической революции
- введения мировой валюты
- формирования свободной человеческой личности.
39. Известнейшим философом ХХ века является…
- М.Хайдеггер
- О.Конт
- Г. Спенсер
- Л. Фейербах
40. Первоначало, безличный мировой закон в древнекитайской философии именовался…
- Дао
- инь
- Ян
- ци
41. «Бритва Оккама» отражает содержание принципа…
- «нет ничего помимо Бога, и Бог есть бытие»
- «все сущее есть благо»
- «возлюби ближнего своего, как самого себя»
- «не следует умножать сущности сверх необходимого»
42. Мировая история в целом есть …
- простая последовательность событий
- процесс возникновения, развития и гибели огромного множества социоисторических организмов
- лишь теоретическая конструкция
- процесс стадиального изменения определенного числа изначально существовавших социоцентрических организмов
43. Современная философия может быть охарактеризована как…
- система философских, религиозных и научных идей
- учение о сущности и ипостасях Бога
- наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления
- теоретическая система взглядов на мир
44. С точки зрения Т. Куна, научная революция – это …
- отделение умственного труда от физического
- переход от одной парадигмы к другой
- переход к обществу знания
- превращение науки в непосредственную производительную силу.
45. С точки зрения К. Лоренца самым важным и первичным инстинктом человека выступает…
- инстинкт самосохранения
- половой инстинкт
- пищевой инстинкт
- агрессивность
46. Тезис Джордано Бруно «…природа…есть не что иное, как Бог в вещах» выражает позицию…
- деизма
- панлогизма
- атеизма
- пантеизма
47. Смысл жизни человека по мнению стоиков, состоит в…
- умении наслаждаться жизнью
- стремлении бороться за справедливый общественный порядок
- умении мужественно и достойно подчиниться судьбе
- стремлении отказаться от всех общественных обязанностей
48. Приоритетность природных условий среди других факторов развития общества отстаивают сторонники________ детерминизма.
- технологического
- географического
- биологического
- демографического
49. Систематическое философское исследование феномена техники началось в ….
- конце Х1Х-начале ХХ в.
- Античности
- эпоху Возрождения
- Эпоху Просвещения
50. «Естественное состояние», по Т.Гоббсу, - это…
- любовь к ближнему
- равновесие любви и ненависти
- примирение с действительностью
- война всех против всех
51. Философ русского зарубежья, автор исследования «О сопротивлении злу силой», - …
- И.А. Ильин
- П.А. Флоренский
- А.Ф. Лосев
- Н.О. Франк
52. Разработка проблемы интенциональности сознания является заслугой…
- З. Фрейда
- Ж.-П. Сартра
- Э. Гуссерля
- М. Хайдеггера
53. Псевдонаучным называется в философии….
- знание, не отвечающее критериям научности, но нашедшее поддержку власти
- протознание, которое в будущем станет научным
- знания, полученные в результате отхода от общепринятых норм познавательного процесса
- знания, спекулирующие на совокупности популярных теорий
54. К биологизаторским концепциям взаимоотношения человека и общества относятся…(несколько вариантов ответа)
- персонализм
- экзистенциализм
- расизм
- марксизм
- социал-дарвинизм
55. Основными характеристиками сознания являются…(несколько вариантов ответа)
- субъективность
- предметность
- противоречивость
- активность
- идеальность
56. Представители экзистенциализма полагали, что смысл жизни прежде всего определяется…
- самим человеком
- социальными нормами
- культурными традициями
- философскими учениями
57. Философское направление, согласно которому человек обречен на одиночество и бессмысленность существования, есть….
- волюнтаризм
- экзистенциализм
- марксизм
- прагматизм
58. «Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты»,- считал…
- Демокрит
- И.Кант
- У. Оккам
- Н. Макиавелли
59. Прагматической трактовки истины придерживались…(несколько вариантов ответа)
- И. Пирс
- К. Ясперс
- Аристотель
- Г.В.Ф. Гегель
- У. Джемс
60. Поиск истины по мнению Сократа, предполагает…(несколько вариантов ответа)
- ее дедуктивное выведение
- выявление внутренних противоречий в понятиях
- признание ее относительного характера
-ее экспериментальную проверку
- диалог
61. Проблемы языка, науки, логики занимают центральное место в …
- экзистенциализме
- аналитической философии
- фрейдизме
- прагматизме
62. Философию «симфонической личности» развивал…
- И.Кант
- З.Фрейд
- Л. Карсавин
- К. Маркс
63. Первой малой социальной группой, из которой формировались крупные общности, является …
- народность
- класс
- сословие
- семья
64. Главной целью Реформации 16 века являлось (-ась)…
- реформация православной церковной власти
- преобразование католической церкви
- распространение католической идеологии
- сближение католической и православной церкви
65. Способность человеческой психики в процессе познания формировать идеальные модели реальности связана с…
- экспериментом
- интуицией
- сознанием
- восприятием
66. В бунте против абсурда видел смысл жизни человека…
- З.Фрейд
- А. Камю
- М. Хайдеггер
- К.Маркс
67. Способ непосредственного постижения истины без обоснования с помощью доказательств есть…
- мышление
- интуиция
- эмоция
- представление
68. Буддизм считает человека существом…
- страдающим
- творческим
- играющим
- познающим
69. «Философия должна спуститься «с небес на землю» и решать практические, жизненные проблемы человека», считают представители…
- персонализма
- прагматизма
- феноменологии
- позитивизма
70. Христианство определяет бытие как …
- вечный и неизменный мир
- все что существует
- свободный дар Бога
- продукт взаимодействия Бога и человека
71. Функция философии, состоящая в культивировании гуманистических ценностей и идеалов, утверждении моральных норм, помогающая человеку адаптироваться в окружающем мире, называется…
- мировоззренческой
- критической
- гносеологической
- воспитательно-гуманитарной
72. Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта, есть…
- гипотеза
- факт
- обобщение
- теория
73. Адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящим познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания, называют _____________ истиной.
- объективной
- абсолютной
- субъективной
- относительной
74. Основоположником формационного подхода к истории был…
- Маркс
- Кант
- Вебер
- Гегель
75. Трактовка сознания, при которой мысль рассматривается как физико-химический продукт деятельности мозга, характерна для …
- метафизического материализма
- наивного материализма
- вульгарного материализма
- нейрофизиологии
76. С позиции антропоцентрической методологии…
- человек должен быть объяснен из самого себя
- сущность человека состоит в его природном естестве
- вопрос о сущности человека неправомерен, человек никогда не должен рассматриваться как объект, а всегда только как субъект действия.
- человек может быть объяснен совокупностью общественных отношений.
77. Мировоззренческий дуализм Нового времени утверждает разделение…
- Земли и Космоса
- механизма и организма
- бытия и сознания
- человека и общества
78. В русской философии традиционно повышенное внимание уделялось…
- нравственным ценностям
- научному обоснованию религиозной веры
- ценностям демократии
- проблемам познания мира
79. Понимание природы как поля приложения физических и интеллектуальных сил человека характерно для философии…
- немецкой классической философии
- Античности
- Нового времени
- Средних веков
80. К глобальным экологическим проблемам относится …
- преодоление контраста в развитии разных стран
- международная преступность
- современный энергетический кризис
- угроза распространения ВИЧ-инфекции
81. Сторонниками русского космизма – учения о неразрывном единстве человека, Земли и Космоса, о космической природе человека и о его способности по освоению Космоса – являлись…(несколько вариантов ответа)
- Розанов
- Леонтьев
- А.Чижевский
- Н. Огарев
- К. Циолковский
82. Автором знаменитых апорий «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др. является…
- Зенон Элейский
- Сократ
- Аристотель
- Платон
83. Общественный прогресс связывает с достижениями науки…
- антисциентизм
- прагматизм
- сциентизм
- либерализм
84. Общим для философии, наряду с другими формами мировоззрения, является (-ются)…
- реализуемые функции
- предмет
-способы описания предмета
- средства отображения предмета
85. К числу представителей анархизма относились…(несколько вариантов ответа)
- В.Соловьев
- Ленин
- Плеханов
- Бакунин
- Кропоткин
86. Утверждение существования двух видов бытия – «мира идей» и «мира вещей» принадлежит …
- Протагору
- Платону
- Аристотелю
- Пифагору
87. Одной из школ древнекитайской философии является…
- даосизм
- локаята
-джайнизм
- буддизм
88. Материальный, чувственно-воспринимаемый предмет, который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения…
- символ
- отражение
- знак
- образ
89. Умозрительное истолкование природы без опоры на опытное естествознание называется…
- социал-дарвинизмом
- метафизикой
- натурфилософией
- утопией
90. Совершенно полное, точное, исчерпывающее знание о каком-либо явлении называют __________ истиной.
- научной
- объективной
- абсолютной
- субъективной
91. Одним из теоретиков концепции постиндустриального общества является…
- Д.Белл
- К. Ясперс
- К. Маркс
- Н. Бердяев
92. Из философов Античности наибольший вклад в исследование общества внесли…
- Парменид и Зенон
- Левкипп и Демокрит
- Платон и Аристотель
- Фалес и Анаксимен
93. Диалектическое противоречие личности и общества может быть выражено как противоречие
- абстрактного и конкретного
- субъективного и объективного
- материального и идеального
- индивидуализации и унификации
94. Традиционное общество – это ________общество
- массовое
- информационное
- доиндустриальное
- индустриальное
95. Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии разрабатывали такие мыслители Нового времени, как…
- Т.Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо
- К.Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин
- Д.Дидро, К. Гельвеций, П.Гольбах
- Сократ, Платон, Аристотель.