Научное познание и его специфика.

Цель семинара – выяснить в чем состоит сущность и смысл познания.

Учебная литература.

1. Лавриненко

2. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. М., 2006. Стр. 256-286.

3.

Ключевые понятия:гносеология, познание, эмпирический уровень, рациональный уровень познания, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм, классическая концепция истины, истина, абсолютная истина, относительная истина, наука, теория, гипотеза, научная проблема, эксперимент, наблюдение.

Проблема познания является одной из важнейших философских проблем, наряду с такими проблемами, как сущность бытия, человека и общества.

Гносеология (теория познания, эпистемология – теория научного знания) — это раздел философии (и отрасль философского знания), в котором изучаются: проблемы природы познания и его возможности; отношение знания к реальности; исследуются всеобщие предпосылки познания; выявляются условия его достоверности и истинности.

Теория познания изучает:

• возможность и структуру познания (формы, ступени, уровни), объективно детерминированную структурой познаваемой реальности;

• структуру соотношения объективного и субъективного в мысленных отражениях действительности (истина, заблуждение);

• характер мысленных отражений с точки зрения их детерминации, проверяемости и ценностной определенности.

Цель познания — знания. Они нужны для: ориентации человека в окружающем мире; объяснения и предвидения событий; планирования и реализации деятельности. Знание - средство преобразования действительности и это система. В теории познания выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального.

Уровни познавательной деятельности: чувственный и рациональный. Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей показывает, что любое познание есть единство двух противоположных моментов, сторон - чувственного и рационального. Оно невозможно ни без одного из них. Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их обобщает и делает определенные вы­воды. Без органов чувств нет работы разума, а чувственные дан­ные в той или иной мере всегда осмыслены, теоретически нагру­жены, регулируются разумом.

Характеристику процесса познания следует начать с чувственной ступени, потому что она:

• исторически начальная ступень;

• начальная в том смысле, что без чувственности первоначального контакта с миром не возникает.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Для него характерны: - непосредственность (прямое воспроизведение объекта); - наглядность и предметность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне явления, т.е. их внешних сторон и свойств.

Одним из важнейших вопросов философии является вопрос о познаваемости мира.

В попытке ответить на вопрос «Познаваем ли мир?» четко обозначились три основные тенденции: гносеологический оптимизм,скептицизм и агностицизм.

· Если оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных знаний омире,

· то представители агностицизма утверждают, что знания о мире, полученные человеком с помощью чувственного или рационального опыта не дают оснований для того, чтобы сказать, каков мир на самом деле. Мир принципиально не познаваем – такова установка агностицизма. Явления не совпадают с сущностью.

· Представители скептицизма занимают как бы промежуточную позицию: не отрицая принципиальной возможности познания объективного мира, они выражают сомнения в том, что все знания об это мире носят достоверный характер.

Агностицизм и его основные представители.

Крупнейшими представителями этого направления были английский философ Дэвид Юм и немецкий философ И.Кант.

Заполните таблицу

Философ Основные идеи о познании
Дэвид Юм  
Иммануил Кант  

Истина.

Необходимо понять разницу понятий «относительная истина» и «абсолютная истина, которыес разных сторон характеризуют знание о предмете.

· Абсолютная истина - это

1) исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе (его не может быть);

2) знания, которые никогда не могут быть опровергнуты (человек смертен).

· Относительная истина – это

1) неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает те или иные способы получения этого знания.

Релятивисты абсолютизируют роль относительной истины, утверждая, что всякая истина относительна. Догматики, напротив, настаивают, на том, что истина не зависит от условий, в которых она складывается. Абстрактной истины не существует. Истина всегда конкретна.

Критерий истины - практика

Наука - это форма духовной деятельности людей, которая производит знания о природе, обществе и о самом познании. Ее непосредственной целью является постижение истины и открытие объективных законов развития мира. Вместе с тем, в зависимости от изучения той или иной фор­мы материи, стороны действительности, наука разделяется на множество отраслей знания (частных наук).

Научное познание есть процесс, т.е. развивающаяся система знания. Она включает в себя два основных уровня - эмпирический и теоретический. Они хоть и связаны, но отличаются друг от дру­га, каждый из них имеет свою специфику. В чем она заключается?

Концепция истины

Концепция Смысл
Конвенциональная  
Когерентности  
Прагматическая  
Классическая (корреспондентская)  

Контрольные вопросы

1. Что такое гносеология? Каковы её основные задачи?

2. В чем разница между чувственным и рациональным уровнем познания?

3. В каких формах осуществляется чувственное познание, и в каких – рациональное?

4. Идентичны ли понятия «объективная реальность» и «объект познания»?

5. Что такое практика? Что её связывает с познанием?

6. Что такое сенсуализм и рационализм?

7. Что такое истина? Существует ли абсолютная истина?

8. Чем отличается научное познание от обыденного?

Наши рекомендации