Классическая немецкая философия, марксизм и ленинский этап в развитии философии

Вставить пропущенное слово (слова выделенные здесь жирным шрифтом в экзаменационных тестах будут заменены многоточиями)

1.Под классической немецкой философией понимается совокупность философских учений, разработанных во второй половине XVIII — начале XIX в. Кантом, Шеллингом, Гегелем и Фейербахом

2.Основоположником классической немецкой философии являетсяИммануил Кант (1724—1804), в деятельности которого различают "докритический" и "критический" периоды.

3.Во второй период своей теоретической деятельности (с 80х годов) Кант издал три "Критики", по которым этот период и был назван "критическим": это "Критика чистого разума" (1781), "Критика практического разума" (1788) и "Критика способности суждения" (1790).

4.В работах изданных во второй период своей теоретической деятельности них излагалась гносеологическая концепция Канта, которая опиралась на утверждение об априорной природе, основе всех научных истин.

5.Априорные истины по Канту существуют как какая то начальная основа интеллекта, чувственности и неразрывно связанного с нею опыта.

6. Кант допускал существование независимого от сознания людей окружающего мира, который является источником ощущений, однако этот мир выступал в отношении человека как мир "вещей в себе" и как "мир явлений".

7. Все попытки разума по Канту проникнуть в мир вещей, как он существует сам по себе, неизбежно приводят его к противоречиям.

8. То, что многие считают законами природы, на самом деле, по мысли Канта, есть только связь, которая вносится в мир явлений рассудком - критерием закономерности этих связей выступает разум.

9. Расщепление Кантом действительности на мир "вещей в себе» (объективносуществующих, но принципиально наукой не познаваемых) и мир существующих в человеческом сознании познаваемых"явлений" приводит к абсолютному разрыву сущности и явления

10.Положение Канта о том, что и чувственное, и разумное (высшая познавательная способность человека) опираются на "трансцендентальную идеальность" пространства и времени, неизбежно приводит философа к агностицизму

11.По Канту понятие "трансцендентное" означает то, что существует вне сознания и непознаваемо

12.По Канту понятие "трансцендентальное" означает то, что имманентно (внутренне присуще) самому сознанию, может быть познано и действительно познается.

13. Концепция непознаваемой "вещи в себе" явилась для Канта теоретической основой практической философииили этики.

14. Кант утверждает, что человек двойственен по своей природе: он не только "явление" среди других явлений природы, но и моральное существо, которое принадлежит миру "вещей в себе".

15. Кант утверждает, что как явление, человек вынужден согласовывать свои действия с законами природы, тем самым, оставаясь не свободным, а являясь "вещью в себе", человек действует в соответствии с категорическим императивом

16. Кант утверждает, что требования категорического императива теоретически недоказуемы, но допускают существование сверхчувственного миропорядка — Бога, бессмертие души, свободу воли.

17. Кант утверждал, что все в мире есть только средство, и только человек цель в себе самом, поэтому и наивысшее назначение философии — содействовать интеллектуальному и моральному самоопределению личности

18. Пафос гуманизма нашел свое завершение в социально-политической концепции Канта, считавшего, что прогресс есть результат деятельности самих людей, потому что именно они создают то, чего нет в природе.

19.Самой большой проблемой для человеческого рода по мысли Канта является достижение всеобщего правового гражданского государства, которое диктуется самой природой.

20.Логическим завершением достижение всеобщего правового гражданского государства, по мнению Канта, выступает обоснование необходимости установления вечного мира между народами - любая война не только задерживает поступательное движение человечества, но может и вообще его остановить

21.И. Кант убежден, что этика может быть построена как точная наука, а этические истины должны быть обоснованы самостоятельно, независимо от истин веры

22.И. Кант убежден, что построить этику по образцу науки, — значит, создать учение об универсальной общечеловеческой нравственности.

23.Кант формулирует категорический императив: поступай лишь согласно тому правилу, следуя которому ты можешь вместе с тем (без внутреннего противоречия) хотеть, чтобы оно стало всеобщим законом

24.Кант формулирует категорический императив: поступай так, как будто правило твоей деятельности посредством твоей воли должно стать всеобщим законом природы

25.Кантовский категорический императив Канта требует: поступай так, чтобы человечество и в твоем лице, и в лице всякого другого всегда рассматривалось тобою как цель и никогда только как средство.

26.Кантовский категорический императив формулирует принцип безусловного достоинства личности - человек не может быть принесен в жертву ни «общему благу», ни светлому будущему, ни государственной целесообразности.

27. Высшим мерилом отношении между людьми с позиций категорического императива Канта является не чистая полезность, а значимость личности

28. Глубинный смысл категорического императива Канта в его всеобщности (универсальности); будучи отнесен лишь к кругу лиц, ограниченному по какому-либо признаку, он теряет свое значение.

29. Единственное и достаточное основание категорического императива Канта — человек как разумное существо - он покоится на признании важности тех свойств и признаков (прежде всего разума), по которым все люди могут быть отнесены к единой категории рода человеческого

30.Исходным пунктом философии Фихте стал тезис об автономностисубъекта ("Я"), провозглашение его единственной реальностью, которую и надо исследовать (изучать).

31.Субъект в философии Фихте не пассивное созерцательное существо, а активное, которое непрестанно действует.

32.Фихте стремился доказать, что весь представляемый субъектом мир является результатом самореализацииего сознания

33.Фихте стремился доказать, что наличие у субъекта мысли об определенной вещи и является свидетельством ее существования как данной, как таковой

34. По Фихте, в процессе взаимодействия "Я" и "не Я" возникают представления и формируются определенные категории реальности — основания, отрицания, делимости, части и целого, взаимодействия и причинности, конечного и бесконечного, границы количественной и качественной определенности, противоположности, противоречивости.

35. По Фихте, в процессе взаимодействия "Я" и "не Я" возникают представления и формируются определенные категории реальности — основания, отрицания, делимости, части и целого, взаимодействия и причинности, конечного и бесконечного, границы количественной и качественной определенности, противоположности, противоречивости.

36. По Фихте, в процессе взаимодействия "Я" и "не Я" возникают представления и формируются определенные категории реальности — основания, отрицания, делимости, части и целого, взаимодействия и причинности, конечного и бесконечного, границы количественной и качественной определенности, противоположности, противоречивости.

37. По Фихте, в процессе взаимодействия "Я" и "не Я" возникают представления и формируются определенные категории реальности — основания, отрицания, делимости, части и целого, взаимодействия и причинности, конечного и бесконечного, границы количественной и качественной определенности, противоположности, противоречивости.

38.Первоначальным источником всего сущего, по мысли Шеллинга, является абсолютный, вечный Разум, или абсолютное "Я". Это "Я" есть все, оно — абсолютная тождественность субъективного и объективного

39. Сущность всякой действительности, по мысли Шеллинга — это единство противоположных сил, "полярностей".

40. К основным видам "полярности", по мысли Шеллинга, можно отнести положительные и отрицательныезаряды электричества, кислоты и щелочи в среде химических веществ, возбуждение и торможение в органических процессах, индивидуальную раздражительность и родовое воспроизведение в существовании организмов, субъективное и объективное в сознании.

41. К основным видам "полярности", по мысли Шеллинга, можно отнести положительные и отрицательные заряды электричества, кислоты и щелочи в среде химических веществ, возбуждение и торможение в органических процессах, индивидуальную раздражительность и родовое воспроизведение в существовании организмов, субъективное и объективное в сознании.

42. Противоположные силы по мысли Шеллинга находятся в активном взаимодействии, в "борьбе", результатом которой являются все основные типы природных образований, а "полярность" трактовалась как глубинный источник активности всего сущего.

43. Шеллинг подчеркивал: полярность есть "подлинная мировая душа" природы. Активный действенный характер "полярности" и выявляет идеальную сущность природы.

44. Шеллинг говорил: весь мир духовен, все многообразие его форм есть проявление и наглядно-образное выражение абсолютного "Я", духа, разума. и поэтому "на самом деле материя не что иное, как дух, созерцаемый в равновесии своих деятельностей'".

45.Исходным положением философской системы Гегеля является принцип тождества мышления и бытия, причем это тождество не абсолютное, в нем изначально наличествует различие

46.Гегель утверждал, что, с одной стороны, мышление как абсолютная сущность природы, человека, истории определяет наличие общих законов развития, а с другой стороны, мышление, как субстанциальная сущность, является внутренним содержанием мира, не существует вне мира, а только в нем самом

47.По Гегелю "абсолютная идея" не только начало, но и содержание всего мира, высшей ступенью развития которой выступает "абсолютный дух" — человечество, человеческая история.

48.По Гегелю содержание наук — это бесконечное богатство овеществленной "абсолютной идеи", чистого мышления, разума, познание есть проявление этого содержания на пути к абсолютной истине.

49.У Гегеля рационально прогрессивная идея саморазвития мира пришла в противоречие с общефилософскими постулатами, метафизическими в своей основе

50.Фейербах считал человека действительным продуктом и частью природы, которая обладает способностью мышления, для него человек есть «единственный, универсальный и высший предмет философии»

51.Фейербах считал, что бог есть персонифицированное воплощение надежд и стремлений к счастью, идеалам людей, которые не могут, не в состоянии осуществить в земной жизни

52.Фейербах считал, что Бог является тем, чем человек хочет, но не может стать на Земле

53.Фейербах считал, что природа человека одинакова и неизменна на всем протяжении исторического существования индивида

54.Правдивость выводов, по Фейербаху, соответствие понятий объективной действительности проверяется путем согласования мышления с чувственными восприятиями

55.В центр своих исследованийК.Маркс поставил не теоретическую, не духовно мыслительную, а революционно-практическую деятельность людей.

56.К.Маркс диалектику мыслей рассматривал как отражение изменения материальных условий жизни

57. Маркс научно доказал, что материальное производство — это основа существованияи развития человеческого общества.

58.Разработав фундаментальное понятие общественно-экономической формации, К.Маркс выяснил, что нарастание и углубление противоречий между производительными силами и производственными отношениямиприводит к переходу общества путем социальной революции от одной ступени социального развития к другой, более высокой

59.Отличительной чертой ленинского этапа в развитии марксизма является смещение исследовательского интереса из сферы традиционных вопросов философской онтологии в область социальной практики

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Вставить пропущенное слово (слова выделенные здесь жирным шрифтом в экзаменационных тестах будут заменены многоточиями)

1. Общество представляет собой сложную динамическую систему, включающую производительные силы и производственные отношения, общественно-политический строй, государственное построение, организацию семьи, классов, профессиональных групп, сферу бытовой жизнедеятельности, различные формы общественного сознания.

2. Основным обладателем всей совокупности общественных отношений, основным элементом социальной системы как высшей формы самодвижения материи является человек.

3. Процесс социального познания в отличие от познания природы тесным образом связан с познанием деятельности человека, ставящего перед собой определенные цели.

4. Развитая теория служит основанием не только для предвидения, но и для практического воплощениянаучного познания

5. Особенность познания социальной действительности определяется спецификой объектаи субъекта.

6. Общество само создает свою объективность и субъективность.

7. Общество оно выступает одновременно и как объект, и как субъект познания.

8. Познание общества как объекта есть вместе с тем познание его и как субъекта.

9. Социальное познание выступает как самопознание общества

10. Познающий субъект — не изолированныйот других людей и от эпохи индивид, а человек, включенный в общественную жизнь, занимающий определенное положение в обществе,, в профессиональной группе и т.д.

11. Познающий субъект использует выработанные обществом формы познавательной деятельности(орудия труда, приборы, понятия, теории и т.п.).

12. Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства.

13. Особенность процесса социального познания заключается в том, что он есть процесс преобразования субъективного в объективное, перехода от одного к другому.

14. Основной принцип социального познания: социальное познание не есть пассивное созерцание объекта, а выступает как действенная активность познающего субъекта.

15. Предметом гуманитарных знаний является субъективный мир человека его оценки социальных объектов, сфера мотиваций и ценностных ориентаций

16. Социально-экономические знания ориентированы на изучение социальных процессов, объективных закономерностей, детерминирующих развитие общества

17. Аристотелем была высказана мысль, что в основе существования общества лежит объединение людей для удовлетворения "социальных инстинктов".

18. Аристотелем была высказана мысль что общество имеет естественное происхождение и является результатом деятельности и связей между людьми по поводу удовлетворения социальных потребностей.

19. Древнекитайский мыслитель Конфуций считал, что общество опирается на моральные нормы, имеющие «небесное» происхождение.

20. Натуралистическая концепция общества утверждает, что общественная жизнь, общественные отношения есть не что иное, как взаимодействие автономных индивидов, удовлетворяющих свои природные интересы.

21. Философы-просветители утверждали, что общественные отношения в их историческом развитии управляются мыслями людей, их желаниями, целями, разумом, в целом идейными мотивами

22. Согласно "теории факторов". общество основано на взаимодействии нескольких факторов: географический (географический детерминизмШ. Монтескье)и демографический (демографический детерминизм английского экономистаТ. Мальтуса), экономический фактор (Гельвеций)

23. В историцистской модели общества социальное бытие создается в ходе истории из «человеческих действий, социальных установлении» прежде всего на основе целостной развивающейся культуры

24. У Гегеля Абсолютный Дух посредством людей (человек — "орудие Духа")рационально, закономерно выстраивает историю.

25. История, по Фейербаху, представляет собой смену типов нравственных и религиозных отношений, связующих людей.

26. Ф. Энгельс определил общественное бытие "как производство и воспроизводство действительной жизни

27. Производство и воспроизводство являются внутренним источником самодвижения и самосохранения общества, определяют его структуру.

28. Содержанием общественного бытия является в конечном счете воссоздание целостной общественной жизни, жизни индивида

29. О. Конт. считал, что общественная жизнь определяется уровнем, качеством интеллектуального развития общества

30. В отличие от понятия "объективные условия" понятие "объективный фактор" подчеркивает активную действенную роль объективной стороны во взаимодействиях с субъектом

31. . Субъективный фактор — это непосредственный процесс сознательной деятельности людей

32. Закономерности общественного развития есть объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся, устойчивые связи социальной действительности.

33. Закономерности общественного развития реализуются через сознательную, целенаправленную деятельность субъектов и в то же время являются результатом сложной многообразной прошлой деятельности.

34. Общественные отношения — это те связи между людьми, общественными институтами, организациями, материальными и духовными предметами и явлениями общественной жизни, которые (связи) группируют их а единое целое, в устойчивую систему общества.

35. Общественные отношения — результат деятельности людей, однако, они составляют объективные условия деятельности, определяют ее.

36. Природа опосредует собой отношения между людьми, и наоборот, люди становятся посредниками в природных взаимосвязях (по этой причине биологи говорят, что человек становится новым фактором эволюции живого мира, придающим ей новую направленность).

37. На первом этапе взаимодействие общества и природы носит локальный характер, определяясь в первую очередь непосредственными природными условиями творчества.

Наши рекомендации