Мыслители Оксфордской школы (Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон). Средневековый эмпиризм и натурализм и их принципиальное отличие от новоевропейской науки.
Развитие в XIII веке городов, торговли, ремесел способствовало подъему философии. С XII в. появляется философия, заложившие начал науч. подхода.Оксфорд. ун-т (Парижский был главным богословским центром католической церкви, в Оксфорде не было столь жестского контроля, интенсивные соц.-экономич. перемены в Англии).
Переводы Аристотеля - Роберт Гроссетест (1175-1253): также и собств. трактаты, где ест.-науч. преобладало над философским: “О свете и начале форм” – опыты над преломлением света, изучение явления радуги. Философию природы невозможно постичь, не рассматривая линии, углы и фигуры. Основу физики составляет оптика.- Изучение явлений начинается с опыта и после их анализаустанавливается некое общее положение, рассматриваемое как гипотеза. Из неё дедуктивно выводятся следствия, опытная проверка которых устанавливает их истинность или ложность. – предлагает процедуру познания: опыт её начало и опыт конец.
Философский контекст идей – метафизика Ибн-Гебироля (Авицебронна), но Гроссетест не смотрел на свет как средство дематериализации материи. Свет – тонкая материя, отождествляемая с формой, обл. способностью к самовозрастанию и самопраспространению, естественный источник природной активности. Законы распространения света выражают природную экономию света. Свет объясняет и связь души с телом. Креационистская позиция – отличие от науки Нового времени. Деизм: Бог создает светящуюся точку, кот. мгновенно расширяясь, рождает огромную сферу, где слиты материи и формы. На поверхности сферы материя разрежена (это небо), к центру сгущается. Ниже небесной сферы ещё 8 небесных сфер и 4 земные.
Р. Бэкон (1214-1292), «удивительный доктор» (“doctor mirabilis”) призывал к опытному изучению природы. Учился в Париже, комментировал «Физику» Аристотеля. Вступил по Францисканский орден, Бонавентура учредил над ним строгий надзор, возможно, в силу его занятий астрологией и алхимией, кот. тогда были частью физики. Но его занятия понравились папе Клименту IV, кот. предписал «удивительному доктору» изложить идеи в книге. Так появилось «Большое сочинение» - причины заблуждений, отношения теологии и философии, важность математики (называл её «врата и ключ», подчеркивал её дедуктивные и доказательные возможности: «Только математика остается для нас несомненной, поэтому с её помощью следует изучать и проверять все другие науки»), мораль - общественные вопросы. Далее «Меньшее сочинение» - об алхимии и причинах упадка теологии; «Третье сочинение» и «Компендиум философии», «Компендиум теологии» - уже в тюрьме, после смерти папы Климента.
Цель науки видел практическую, в увеличении власти над природой – идея создания судов без гребцов, колесниц без коней, о летательных аппаратах, создании зеркал, концентрирующих солнечные лучи и способных сжигать все на своем пути. Подчеркивал пользу для государства от этих изобретений.
3 способа познания: вера в авторитет, рассуждение и опыт. Авторитет недостаточен, если не опирается на рассуждение, но и рассуждение должно опираться на опыт. «Опытная наука – владычица умозрительных наук». (Но ещё не индуктивный метод, как у Ф. Бэкона) Умозрение, сост. ядро схол. метода предст. Бэкону неудовлетворит. Ограниченность док-ва: без обращения к опыту оно абстрактно, лишено связи с материалом познания потому не защищено от ошибок. “Док-во приводит нас к заключению, но оно не подтв. и не устраняет сомнения так, чтобы дух успокоился в созерцании истины, если к истине не приведет нас путь опыта.” Опыт во многом явл. “натуралистич.”, т.к. не отделен от мистицизма соезерцания, непоср. постижения бож. истин. Опытная наука: 1) выведывает тайны природы собств. силами 2) исследует выводы всех наук, 3) м. доставлять истины в обл. других наук. Все, что обл. пользойдля гос-ва, относится к опытной науке. Опыт как никакая др. сфера делает убедительными для человека истины бож. писания.
Опыт как предварит. этап, Роджер Бэкон говорит: “Двояк путь познания вещей, один – через фил. опыт, другой… гораздо лучше – через бож. откровение”. В метафизике не может быть иного доказательства, как через следствие. Вера в Бога: благодать и божественное вдохновение нужны для всякого познания, Бог открыл пророкам все науки через внутреннее озарение.
Роль переводов: тексты Св. Писания частично испорчены, для восстановления их подлинного смысла требуется знание древних языков (отдаленный предвестник Реформации).
Вопрос об универсалиях решается в духе умеренного реализма: родовые и видовые сущности укоренены в единичных вещах.
Критика церкви, отошедшей от иделов бедности и простоты – предвестие скорого пришествия антихриста. Средство предотвращения этого – перестройка общ. организации. Идеал мировой христианской монархии, построенной на науке (влияние «Государства» Платона).
14 в.- впервые осознается дух теор. физики. Томас Брадвардин - бесконечность пространства, отожд. движение со скоростью: дать формулу изменения скорости в завис. от условий движения.