Размежевание христианства и «лжеименного знания» (гносис). Основные представители гностицизма. Гностицизм ученый и «массовый». Ириней Лионский.

Одним из элементов интеллектуального окружения христианства, ставшим явным конкурентом и оппонентом христианской мысли во II-III вв., был гностицизм. Питательной средой для его развития стало «религиозное беспокойство, имевшее, по всей вероятности, восточное происхождение и предшествовавшее христианству» (Жильсон).

Долгое время считалось, что гностицизм возник как некая альтернатива христианству (позднее его), но после открытия в 1945 г. в Египте корпуса гностических текстов стало ясно, что его начало лежит в иудейской традиции религиозного миросозерцания последних веков до Р.Х., когда в иудейской мысли появился интерес к греческой интеллектуальной культуре и, наоборот, в грекоязычной среде возникло серьезное внимание к Писанию в переводе «Септуагинты». Т.о., гностицизм можно разделить на античный (изначальный) и средневековый.

Гностицизм I-III вв. как религиозное объединение включал общины верующих, своды собственных священных текстов. Идейно он опирался на платонизм.

Первый известный гностик — Симон из Самарии (I в.), ему приписывается «Великое откровение» - сочинение платоновско-пифагорейского толка, содержащее рассказ об умопостигаемом образе миросозерцания, приводящем в истинному знанию – гносису.

Говоря о средневековых гностических ересях, нужно говорить о движениях, которые либо имеют преемственную связь с позднеантичным гностицизмом, либо близкое сходство в доктрине (манихеи, присциллиане, богомилы, катары и тд).

Основные принципы гностицизма:

1. Демиургизм – мир сотворен Демиургом

2. Дихотомизм (докетизм) – на кресте умер не Бог, а человек

3. Эрихотопия – все люди делятся на духовных, душевных и телесных

Основные моменты гностического миросозерцания:

1. Гностицизм отвечает на такие вопросы, какова судьба человечества? В чем его предназначение, искупление и спасение? Получить ответы на эти вопросы означало получить абсолютное знание – гносис. Принципиальная особенность такого знания – тождественность с высшей степенью самопознания, самопребывания и спасения. Обретший гносис становится не просто богоподобным, а самим богом, лишь временно заключенным в земной оболочке.

2. Гностик – существо особого рода, т.к. он не от мира сего. Гностику от рождения присуща некая духовная или световая частица, чуждая нашему миру (духовная искра, дух, pneuma).

3. Стремление ответить на вопрос, откуда произошел наш мир, если он является причиной страданий («гностический миф»).

Наиболее важные моменты гностического мифа:

А) Создание духовного мира сверхсущим и непостигаемым богом

Б) Создание материального мира и человека

В) Спасение человека и разрушение материального мира

Именно гностический миф был наиболее известен среди населения. Мифологизация – один из способов освоения философского материала, перевода его на язык, привычный массовому сознанию. Отличительная особенность гностической мифологизации (в сравнении с античной, например, мифами Платона) – превращение учений о Логосе, промысле и умопостижении в рассказ об участниках драматического создания космоса, в аллегорические повествования. Так происходила переработка современной гностикам философской мысли.

Имея в виду гностицизм, следует говорить не о едином мировоззрении, но именно о совокупности различных учений, связанных с именами Валентина, Василида, Маркиона, Апеллеса, Сатурнина и др. К их общим моментам относится понимание гносиса как некого особого – абсолютного – рода знания, достигаемого нерациональным, мистическим путём, где познание тождественно самопознанию. Достичь в нем полноты духовного мира, Плеромы, может лишь особый человек – гностик, который обладает помимо души и тела ещё и особым элементом – духом, pneuma, трансцендентным человеческому существу и связывающим его с божественным началом мира, определяющимся апофатически.

Недоступное познанию сверхсущее божество, властвующее в мире духовных сущностей – Плероме, порождает психический и материальный мир, причём в этом процессе смешиваются и рождение, и творение, и эманация.

Популярность гностических учений в первые века христианства была связана с тем, что в эти учениях ставились в практической плоскости смысложизненные, богословско-антропологические вопросы. Гностицизм предоставлял человеку известную интеллектуальную свободу, не требующую признания общего учения Церкви для достижения знания.

Валентин даёт сложное и красочное описание Плеромы, в которой благодаря браку Праотца (Бездны) и Молчания рождаются Ум и Истина; они порождают Слово-Логос и Жизнь, от которых, в свою очередь, берет начало Человек, неразрывно связанный с Церковью. Далее следуют другие эоны; в итоге Плерома оказывается совокупностью 30 эонов, символизирующих 30 лет «сокрытой» жизни Христа. Один из эонов, случайно рожденная Похоть, бесформенная материя, удаляется из Плеромы, на страже чистоты которой становится последняя пара эонов – Христос и Св. Дух. Из очищенной материи-Похоти низшим богом-демиургом творится низший материальный мир, населённый людьми, которых можно разделить на 3 части: первые тяготеют к материи и не могут спастись; вторые – к духу (собственно, гностики), которые точно спасутся; третьи – душевные люди, которые могут спастись, но нуждаются в искуплении. Ради последних эон Христа входит в человека по имени Иисус, рожденного Девой Марией. По Валентину, эон оставляет тело до начала страданий, потому что Бог не может страдать как человек. Окончание этой мировой драмы – в вознесении очищенной Похоти в Плерому вместе с духовными людьми, в спасении психиков, которые во главе с демиургом займут освободившееся после вознесения первых «горнее место», а также в гибели всего остального материального мира вместе с дьяволом и самой материей.

У Василида сфера сущего представляет собой многослойное и разветвленное единство, над которым – во главе высшего духовного мира – нерожденное сверхсущее божество, содержащее в себе панспермию (вместилище с семенами всего, что будет порождено в высшем мире). Это божество аналогично христианскому Богу-Отцу, оно осуществляет процессы порождений внутри высшего мира. Далее следует порождение верховным божеством нового бога – Великого архонта, становящегося началом «промежуточной» вселенной, изолированной от внешнего мира и состоящей из объемлющих последний сфер (небес). От Великого архонта и его сына родятся Ум-Мысль, Слово-Логос, Целомудрие, Мудрость и Сила – жители «первого слоя» небес. Всего этих небес 365, причем низшим слоем, «небом Луны», видимым из материального мира (последний создан Великим архонтом), управляет иудейский Бог Яхве.

Новый божественный эон, Иисус, появляется в материальном мире в образе человека (но не принимая человеческой природы), чтобы искупить греховность мира, которая есть следствие греховности Великого архонта, вначале полагавшего себя верховным божеством, а затем раскаявшегося под воздействием гносиса, открывшегося ему в виде Евангелия. Просвещающий гносис Иисуса спасет людей, поверивших в это знание. А затем мир забудет обо всем этом, и у любого сущего исчезнет само желание сравнивать себя с божеством.

Отлученный от Церкви Маркион основал ок. 144 г. в Риме собственную общину, в которой тоже проповедовал идеи несовершенства и предварительного характера Ветхого Завета и ветхозаветного Бога как Творца несовершенного мира и временного, данного иудеям, закона, который построен на силе и страхе. Новый Завет, в котором Маркион делал акцент на Евангелие от Луки, Откровение Иоанна и Послания ап. Павла, возвещает о пришествии истинного Бога, Иисуса, суть которого – доброта и любовь, Бога, который пришел в мир, чтобы искупить грехи человека. Люди должны ответить Богу любовью к Нему и свободно принять аскетическую мораль и вести нравственную жизнь.

Перед христианскими богословами стояла сложная задача – оспорить утверждения гностиков и показать, что истинное знание заключено в христианской вере (полемика с гностиками – один из важнейших факторов, влияющих на формирование христианской догматики). Среди раннехристианских мыслителей, давших образцы критики гностицизма, был Ириней Лионский(ок 140/160 – ок.202). Одним из его произведений является трактат в 5 книгах «Опровержение и победа над ложным знанием» (в лат. переводе – «Против ересей»).

Ириней критикует учение Валентина. В частности, он находит слабые стороны, например - Плерома как «полнота всего» по сути «полнотой» не является, раз помимо неё творится некий низший мир. Далее, если эоны, промежуточные эманации, выполняют роль буферов между верховным божеством и коренящемся в мире злом, то либо таким образом ограничивается могущество божества, либо оно оказывается злым по природе. Более того, вся эта многоступенчатая эманация оказывается, по Иринею, громоздкой, нефункциональной и неэффективной. Ей Ириней противопоставляет христианское учение о прямом творении мира из ничего Богом по Его свободной воле.

Ириней не принимает гностическое учение о воскресении как спасении только души и учит о спасении человека как единства души и тела, точнее, как существа, имеющего не только тело, но и дух. По Иринею, именно дух Божий, присутствующий в человеке, спасает и образует человека.

Так Ириней, философствуя и используя для этого помимо положений христианской доктрины элементы платонизма и стоицизма, отвергает претензию гностиков на полноту знания о Боге. Логически он как бы переворачивает гностическую установку на совершенство гносиса для избранных и несовершенство мира «для остальных» и высказывает сдержанный оптимизм в отношении сотворенного мира и возможности человеческого спасения.

Наши рекомендации