Риторический принцип и роль риторики в переходный период.
Риторика – наука убеждения и украшения речи, знание типов речей, риторический принцип –тот же, что и у прочих «практических» наук. В них мы имеем дело с необходимостью выбора, возможностью как таковой: как украсить свою речь, решает говорящий. Это есть действительность свободы в опыте. Риторика всегда учила неповторимости. Риторическая фигура – всегда находка, иначе она бы не украшала речь.
Риторико-софистическое образование апологетов и отцов церкви обеспечило преемственность при переходе от античности к средневековью.
Тертуллиан – сын центуриона, входил в христ. секту с аскетич. уклоном. Является основоположником традиции, которая провозгласила принцип несовместимости христианской веры с языческой мудростью. И хотя эти идеи были высказаны до Т. (противопоставление Татианом мудрости эллинов христианству как "мудрости варваров"), Т. впервые зафиксировал парадоксальность веры, кот. красной нитью пройдет сквозь всю историю христианской (как и любой) теологии: невозможность постижения разумом истины, открывающейся в непосредственном акте веры — откровении. Созерцание Бога есть результат его воли и не достигается в одностороннем порядке ни когнитивным усилием, ни напряжением веры. Созерцание Бога в принципе не может быть понято как когнитивный процесс, ибо неизбежно предполагает встречу с его взыскующим и милосердным взором. Весь этот комплекс идей в Средневековье задаст оппозицию мистики и схоластики. Тезис credidile est quie ineptum ("верую, ибо абсурдно"). Рациональное не приложимо: "Распят сын Божий — не стыдно, ибо постыдно. И умер сын Божий — это вполне достоверно, ибо нелепо. Погребенный, он воскрес — это верно, ибо невозможно".
Т. понимает христианина как "пребывающего всегда в присутствии Бога", потому, ориентируясь не на теорию, а на мистический опыт, полагает необходимым доверять чувству, собственным душевным движениям, которые "чем истиннее, тем проще; чем естественней, тем божественней". Обращает внимание на спонтанные душевные проявления: непроизвольные восклицания, нерефлексируемые речевые формулы (изучение Юнгом Т.). Но не апофитич.: отказывает абстрактному разуму в способности постижения истины, апеллирует к практич. "естественному" рассудку, в учении о Боге предвосхищает катафатич. теологию.
Однако произведения Т, несмотря на тягу к противопоставлению «Афин» и «Иерусалима», разума и веры, являются свидетельством необходимости философствующего «мышления в вере» как рационального способа объяснения религиозных истин.
Т. введено понятие Божьих ипостасей и сам термин "Троица", ему же принадлежит формулировка принципа триединства Бога ("мы поклоняемся единому Богу"). Все сущности наделены особым телом (corpus) как формой существования, в том числе и душа как "тело особого рода"; душа не вносится в человека извне, но зарождается из спермы (см. стоическую концепцию "сперматического логоса", близость к идеям Сенеки, о котором Т. говорит "saepe nostes" или "часто наш"). Т. принадлежит первое системное изложение христианского Символа Веры, перечень семи смертных грехов (трактат "О стыдливости"); трактовка и критика многих раннехристианских ересей. Понимание христиан как "одиночных частных лиц", признающих над собой лишь "божественную Божью власть" обусловливает не только оппозицию Т. по отношению к светской власти ("для нас нет дел более чужих, чем дела государственные" и "для всех только одно государство — мир" как идейная основа космополитизма и индивидуализма), но и его оппозицию по отношению к официальной церкви, что выразилось в его резкой критике клира и спровоцировало сдержанное отношение к нему со стороны во многом им же заложенной ортодоксии. Это послужило причиной того, что колоссальное влияние Т. на оформление христианской теологии не отмечено ею эксплицитно.
Стиль произведений Тертуллиана, жанровые средства, эрудиция позволяют говорить о том, что он был первым талантливым христианским ритором. Корпус его сочинений насчитывает 31 аутентичный трактат, не менее 30 – в списке утраченных. Среди сохранившихся выделяют апологетические сочинения («К язычникам», «Апологетик», «О свидетельстве души» и др.), полемические трактаты («О крещении», «О прескрипции против еретиков», «Против Гермогена», «О плоти Христа», «О воскресении плоти и др.) и практико-аскетические произведения («О покаянии», «О молитве», «О терпении», «К жене», «О поощрении целомудрия» и др.).
Фундаментальный вопрос – о творении мира – он (в трактате «Против Гермогена») рассматривает в духе строгого креационизма. Бог – единственный творец всего, в том числе и материи, которая не имеет никаких прав на «совечность» Богу. Подчеркивая абсолютный характер Бога, Тертуллиан не соглашается с самостоятельностью материи, ни с тем, что Бог является источником зла. Истинным источником зла, по Тертуллиану, является результат неправильного свободного выбора человека. Что касается человека, то это – творение, созданное по образу и подобию Творца, где образ заключен в душе, а подобие – в её благой интенции, в её изначальной устремленности к добру.
По вопросу о соотношении двух природ в Христе Тертуллиан придерживается следующего: Сын Божий имеет двоякую природу, не смешанную, но объединенную в одном Лице. Здесь он вступает в полемику с докетическими идеями гностиков, отрицавших реальность телесности Сына Божьего. Используя риторические приемы, Тертуллиан показывает, что плоть Христа не призрачна и «не приходит со звезд», это плоть человека, но не имеющего на себе первородного греха.
Тринитарная тема у Тертуллиана намечается в трактате «Против Праксея». В этом вопросе он задолго до Никейского собора (325) утверждает единство Отца и Сына, но дополняет его понятием распределения: Отец – вся субстанция, Сын – производное сущее и часть субстанции. Этим Тертуллиан утверждает, что троичность Бога первоначально существует в потенции, но актуально является при сотворении мира через Сына и Св. Духа. Тем самым учение Тертуллиана приобретает характерный для многих раннехристианских авторов субординатский характер.