Социальная философия, её предмет и назначение. Проблема взаимосвязи общества и природы.
Социальная философия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек. Социальная философия изучает взаимодействия людей и продукты их взаимодействий.
Социальная проблематика в философии восходит к античной традиции и прежде всего к текстам Платона («Государство») и Аристотеля («Политика»).
Основная задача социального знания — анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений..
Традиционно выделяются следующие три типа социального познания: -гуманитарное знание, -социально-экономическое знание. -социально-философское знание.
Одной из актуальных проблем социальной философии является проблема взаимоотношения общества и природы. Особое место в изучении взаимоотношений природы и общества представляют имеющиеся между ними противоречия. История совместного существования человека и природы представляет собой единство двух тенденций. Во-первых, с развитием общества и его производительных сил постоянно и стремительно расширяется господство человека над природой. Во-вторых, одновременно постоянно растет уровень противоречий, дисгармония между человеком и природой.
Природа, несмотря на все бесчисленное многообразие ее составных частей, есть единое целое.. Игнорирование человеком целостного диалектического характера природы приводит к отрицательным последствиям как для природы, так и для общества.
Особенно отрицательным как для природы, так и для общества становится бесцеремонное вмешательство человека в окружающую среду в наши дни, ибо последствия этого вмешательства из-за высокого уровня развития производительных сил весьма существенны и зачастую непредсказуемы.
Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит в первую очередь от технической вооруженности общества.
Социальная структура общества.
Рассматривая общество как целостную систему, все социологические школы отмечают, что целостность общества не означает однородства. Напротив, общество как система состоит из множества взаимодейс-щих элементов, в качестве которых могут выступать социальные объекты разного уровня, от индивида до крупных социальных объединений. Впервые выделил отдельные элементы общ-ва, опред-щие его сущность, Огюст Конт.
Понятие социальной структуры первым применил к социальному объекту Герберт Спенсер в своей книге "Принципы социологии". В современной социологии нет единого подхода к определению социальной структуры общества. Выделяются разные структурные элементы и формируются различные теории их взаимодействия.
Одним из наиболее распространенных подходов к формированию социальной структуры общества является выделение в качестве исходного элемента различных видов социальных общностей.
Социальная общность — реально сущ-я, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличаю-ся относительной целостностью и выступающая самос-ым субъектом социального действия. Общности различаются: 1.по количеству составляющих общность элементов (от двух элементов до многих миллионов) 2.по продолжительности
3.по плотности связей между членами объединения .
По совокупности признаков социальные общности можно разделить на два типа — массовые и групповые. Социально значимым считается признак, который оказывает существенное влияние на социальное поведение индивида и формирует его систему ценностей. Важнейшие многосторонние группы, построенные вокруг комбинации двух или более рядов ценностей: семья,община, племя, нация, каста, сословие, класс.
Сознание и самосознание
Сознание- форма отражения объективной действительности можно утверждать, что оно нацелено на внешние предметы..Самосознание – это процесс, предполагающий выделение своего сознания в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру.
По мнению известного философа Нового времени Р. Декарта самосознание – это единственное, в чем нельзя усомниться. Отношение человека к самому себе необходимо опосредовано его отношением к другому человеку. Следовательно, самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе общения, межкультурных взаимоотношений.
Самосознание можно рассматривать на различных уровнях:
- первый называют самочувствием – элементарное осознание своего тела
- следующий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве приобщенного к человеческому сообществу, культуре, социальной группе;
- самый высокий уровень самосознания – сознание «я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, несущего ответ-ть за каждый свой поступок.
Механизмы самосознания. К ним относятся:
– идентификация как отождествление себя с некоторым существом по внешним и внутренним признакам, сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки;
– атрибуция –проекции мира на себя, усмотрении внутреннего самостоятельного развивающегося процесса сознания;
– рефлексия – размышление, самонаблюдение, анализ собственных мыслей и переживаний..
Таким образом, самосознание как составляющая сознания, представляет собой процесс проекции на собственную индивидуальность внешнего и внутреннего опыта, соизмерение этих компонентов с имеющимся социокультурным знанием и последующим запросом на самосовершенствование.