Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900)

Философия Ницше не организована в систему. Волю к системе Ницше считал недобросовестной. Его изыскания охватывают всевозможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и так далее. Ницше противопоставляет свою философию классической, тем самым провоцируя переоценку ценностей современного ему общества, подвергая сомнению и вопрошанию все завуалированные религией предрассудки разума. Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы морали, постановки ценностей через себя, а не через религию и общественное мнение. Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков.

Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов», тем самым подвергнув все моральные положения релятивизму. Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, её волю к власти. Всякая иная мораль — упадочна, есть симптом болезни и разложения. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели — цели расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Ницше ратует за приход таких «свободных умов», которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, мысли которых уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницше и называет «сверхчеловеком».

«для чего нам нужна истина?» Для целей жизни истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели — самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но «свободные умы», избранные должны знать правду, чтобы быть способными управлять этим движением. Эти избранные, имморалисты человечества, созидатели ценностей должны знать основания своих поступков, отдавать отчёт о своих целях и средствах.

22. Карл Маркс (1818-1883); Фридрих Энгельс (1820-1895)

Три составные части марксизма: политическая экономия, философия ,научный коммунизм.

Философия сводится к двум составным частям: диалектическому материализму (философия марксизма есть материалистическая философия по методу решения основного вопроса философии и диалектическая по своему методу). историческому материализму (одна из разновидностей диалектического материализма, диалектический материализм в применении к обществу).

Возникает марксизм в первой половине 40-х годов XIX века под влиянием рабочего движения и естественнонаучных открытий .Маркс был одним из последователей Гегеля. Но Гегель – идеалист, Маркс – материалист.

Сторонник диалектического метода Гегеля. Материя имеет начало движения в самой себе. Этим началом движения является принцип единства и борьбы противоположностей – основной закон диалектики.

Главный вопрос: возможны ли объективные, всеобщие законы в обществе, где каждый человек действует в соответствии со своими собственными установками?

Внешний мир-природа.

4 сферы общества (материальное производство, социальная, духовная, управление) определяются экономикой, но они образуют единое целое и взаимодействуют.

сознание как идеально-регулятивная подсистема деятельности является вторичной по отношению к материальным факторам, оно само не является субстанцией, а только модусом деятельности;

не идеи правят миром, а наоборот, идеи есть отражение объективных материальных явлений, закономерностей, проистекающих в мире.

Люди живут, действуют и производят средства к жизни, этим отличаются от животных.

Энгельс

Не разумная деятельность, не наличие свободы, не общественный или религиозный характер, а способность производить орудия труда – вот сущность человекая.Разделение труда ведет к росту производительных сил. Уровень производительных сил, по Марксу, является критерием прогресса.

По мере развития производительных сил происходит расслоение людей на бедных и богатых: у одних образуется собственность, у других этой собственности нет. Образуются классы – группы людей, отличающиеся друг от друга по признаку наличия или отсутствия у них средств производства.

Классы начинают друг с другом бороться. Формационная теория: 5 формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (антагонистические и неантогонистические формации)

Наши рекомендации