Вопрос 7: Основные принципы и проблемы средневековой философии.

Античная философия (Платон и Аристотель)

Функции средневековой философии:

1. Апологетическая (защита и обоснование религиозных догматов и положений)

2.Систематизирующая (сбор и упорядочивание религиозных идей)

3. Герменевтическая (толкование священных текстов)

Этапы средневековой философии ( по христ. направлению):

1. Апологетика(2- нач.3 вв.)

Представители: Юстин, Тертуллиан, Ориген

Сущность:

- Христианство еще не стало доминирующей религией

- Само христианство еще преследовалось

- Использовались античные ср-ва док-ва и убеждения

2. Патристика («учение отцов церкви») (4-8 вв.)

Сущность:

- Происходит систематизация апологетики

- Формулируются основные догматы церкви ( триединство бога, боговоплощение ,спасение)

3. Схоластика (9-14 вв.)

Представители: Абеляр, Эриугена, Фома Аквинский

Проблематика:

1. Доказательство бытия Бога

2. Проблема соотношения веры и разума (вера обладает приоритетом только в отношении основных христ. истин, в остальном вера и разум автономны)

3. Проблема универсалий ( общих понятий ). Спор реализма и номинализма о том, что чему предшествует: общее единичному или наоборот.

Реализмпризнает реальное существование понятий, понятие предшествует самой вещи, вещь – отблеск понятия.

Номинализм считал, что реально существуют лишь вещи, а понятие есть фикция.

Реализм господствовал в ранней средневековой философии. В период расцвета средневековья он сменился умеренным реализмом, кот. олицетворял Фома Аквинский.

Особенности средневековой философии:

1. Монотеизм ( христианство – единственная религия )

2.Теоцентризм (Бог единственное всеобъемлющее начало)

3.Креационизм (все в мире создано Богом)

4.Идея откровения, идея познания мира через откровение

5.Все в мире предначертано божественным промыслом (провиденциализм)

Вопрос 8: Философия эпохи Возрождения.

Эпоха Ренессанса (XIV – XVI вв.) была переломным этапом в культуре западной цивилизации. Происходит возврат к ценностям Античной философии.

В развитии три периода:

1.гуманистический (13-14вв)

Представители: Данте, Петрарка, Монтени, Лоренцо Валла

Концепции гуманистического периода:

- идея гуманизма (человек – высшая ценность)

- идея антропоцентризма (человек – центр Вселенной)

- идея равенства

- идея индивидуализма (человек начинает осознавать свою не только духовную, но и телесную уникальность, индивидуальность)

2. неоплатонический вторая половина 15 в.

Представители: Николай Кузанский, Мирандола.

Что есть идеи? Проблема природы, космоса, человека

- возрождение античной идеи тождества микро- и макрокосма;

- идея познания (как устроено наше познание) « Об ученом незнании»

3.натурфилософский. 15-16 в

Представители: Кеплер, Бруно, Коперник, Леонардо да Винчи, Галилей

Новая трактовка природы.

- идея бесконечности природы

- множественность миров

- однородность этих миров (единство, связь)

- формирование гелиоцентрической модели мира

Внимание к политической философии. Человек стал рассматриваться как творец своей судьбы.

Вопрос 9: Философия Нового время и ее особенности.

Задачи:

- методологические задачи (необходимость объяснения роста научных знаний и систематизация знаний)

- обоснование верности знаний

- раскрытие сущности социальных структур

Основные направления:

Эмпиризм

Рационализм

Эмпиризм – философское учение, главный принцип которого:нет ничего в разуме, чего бы не было до этого в опыте» . Опыт – первоначало. взгляды английского философа Френсис Бэкон (1561-1626).

1) там есть масса неверных вещей(невежество)

2) там нет метода познания, схоластика

Основа познания – эмпирические факты (опыт)

Разум не гарант. Необходима систематизация опыта. Выбирает метод индукции, когда между фактами образуется причинно-следственная связь. Обобщение есть открытие.

Классификация наук по способности человеческого ума: память – история, воображение – искусство, рассудок – философия.

Рационализм – Рене Декарт (1596-1650)

Цели познания:

- Расширение знаний о мире

- Практическое использование знаний

- Усовершенствование самого человека

критикует всю предшествующую схоластическую традицию и утверждает, что в поисках истины надо руководствоваться разумом, надо пересмотреть старую систему знаний. Радикальное сомнение – уходят чувства, образы, понятия.

Необходимо восстановить науку. Необходимо сомневаться во всех предшествующих знаниях.


Наши рекомендации