Вопрос 7: Основные принципы и проблемы средневековой философии.
Античная философия (Платон и Аристотель)
Функции средневековой философии:
1. Апологетическая (защита и обоснование религиозных догматов и положений)
2.Систематизирующая (сбор и упорядочивание религиозных идей)
3. Герменевтическая (толкование священных текстов)
Этапы средневековой философии ( по христ. направлению):
1. Апологетика(2- нач.3 вв.)
Представители: Юстин, Тертуллиан, Ориген
Сущность:
- Христианство еще не стало доминирующей религией
- Само христианство еще преследовалось
- Использовались античные ср-ва док-ва и убеждения
2. Патристика («учение отцов церкви») (4-8 вв.)
Сущность:
- Происходит систематизация апологетики
- Формулируются основные догматы церкви ( триединство бога, боговоплощение ,спасение)
3. Схоластика (9-14 вв.)
Представители: Абеляр, Эриугена, Фома Аквинский
Проблематика:
1. Доказательство бытия Бога
2. Проблема соотношения веры и разума (вера обладает приоритетом только в отношении основных христ. истин, в остальном вера и разум автономны)
3. Проблема универсалий ( общих понятий ). Спор реализма и номинализма о том, что чему предшествует: общее единичному или наоборот.
Реализмпризнает реальное существование понятий, понятие предшествует самой вещи, вещь – отблеск понятия.
Номинализм считал, что реально существуют лишь вещи, а понятие есть фикция.
Реализм господствовал в ранней средневековой философии. В период расцвета средневековья он сменился умеренным реализмом, кот. олицетворял Фома Аквинский.
Особенности средневековой философии:
1. Монотеизм ( христианство – единственная религия )
2.Теоцентризм (Бог единственное всеобъемлющее начало)
3.Креационизм (все в мире создано Богом)
4.Идея откровения, идея познания мира через откровение
5.Все в мире предначертано божественным промыслом (провиденциализм)
Вопрос 8: Философия эпохи Возрождения.
Эпоха Ренессанса (XIV – XVI вв.) была переломным этапом в культуре западной цивилизации. Происходит возврат к ценностям Античной философии.
В развитии три периода:
1.гуманистический (13-14вв)
Представители: Данте, Петрарка, Монтени, Лоренцо Валла
Концепции гуманистического периода:
- идея гуманизма (человек – высшая ценность)
- идея антропоцентризма (человек – центр Вселенной)
- идея равенства
- идея индивидуализма (человек начинает осознавать свою не только духовную, но и телесную уникальность, индивидуальность)
2. неоплатонический вторая половина 15 в.
Представители: Николай Кузанский, Мирандола.
Что есть идеи? Проблема природы, космоса, человека
- возрождение античной идеи тождества микро- и макрокосма;
- идея познания (как устроено наше познание) « Об ученом незнании»
3.натурфилософский. 15-16 в
Представители: Кеплер, Бруно, Коперник, Леонардо да Винчи, Галилей
Новая трактовка природы.
- идея бесконечности природы
- множественность миров
- однородность этих миров (единство, связь)
- формирование гелиоцентрической модели мира
Внимание к политической философии. Человек стал рассматриваться как творец своей судьбы.
Вопрос 9: Философия Нового время и ее особенности.
Задачи:
- методологические задачи (необходимость объяснения роста научных знаний и систематизация знаний)
- обоснование верности знаний
- раскрытие сущности социальных структур
Основные направления:
Эмпиризм
Рационализм
Эмпиризм – философское учение, главный принцип которого:нет ничего в разуме, чего бы не было до этого в опыте» . Опыт – первоначало. взгляды английского философа Френсис Бэкон (1561-1626).
1) там есть масса неверных вещей(невежество)
2) там нет метода познания, схоластика
Основа познания – эмпирические факты (опыт)
Разум не гарант. Необходима систематизация опыта. Выбирает метод индукции, когда между фактами образуется причинно-следственная связь. Обобщение есть открытие.
Классификация наук по способности человеческого ума: память – история, воображение – искусство, рассудок – философия.
Рационализм – Рене Декарт (1596-1650)
Цели познания:
- Расширение знаний о мире
- Практическое использование знаний
- Усовершенствование самого человека
критикует всю предшествующую схоластическую традицию и утверждает, что в поисках истины надо руководствоваться разумом, надо пересмотреть старую систему знаний. Радикальное сомнение – уходят чувства, образы, понятия.
Необходимо восстановить науку. Необходимо сомневаться во всех предшествующих знаниях.