Вопрос 1: понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
Вопрос 1: понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.
Типы мировоззренческих систем:
-Космоцентризм, древней демократической философии
-Теоцентризм, философии и культуры средних веков.
-Антропоцентризм, эпохи Возрождения XIV-XVI I веков.
Структура:
1.знания -гносеология -раздел фил знания, изучающий процесс познания.
2.ценности-аксиология. Ценность-категория, указывающая на личностное, социальное или общечеловеческое значение определённых явлений действительности.Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.
3.убеждения-праксиология-раздел фил знания, изуч поведение людей, их деятельность. Убеждения- те знания, в кот чел верит, принимает как регулятивы своей деят-ости.
4. чувства, эмоции. Эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире.
Вопрос 2: Предмет и основные функции философии.
Термин философия впервые возник в Др.Греции, а в качестве обозначения особой науки впервые употреблен Платоном.
2 концепции: мифогенная (из мифологии) и гносиогенная (из науки).
Структура философского знания:
1. Онтология-учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования.
2. Гносиология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей
3. Аксиология-учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой.
4.Антропология – учение о человеке.
5. Социальная философия
Функции философии:
1.Мировозренческая:
- на базе философии формируется определенный тип мировоззрения
- формирует цели и задачи развития общ-ва и культуры
- раскрывает продуктивные формы отношения с миром
2.Методологическая:
- дает представление о познании и набор методов познания
- формирует общую картину мира
3.Социально-критическая:
- осмысливает развитие общ-ва
- осуществляет анализ причин возникающих проблем и критику соц.действительности
- разрабатывает новые идеалы общественного устройства, приоритеты соц. и культ. Развития
Вопрос 4: Философия древнего Китая
Зарождение философских представлений в Китае относится к эпохе Западного Чжоу (12-8 вв. до н.э.), а всю китайскую философию можно разделить на 3 периода:
1. предфилософский (12-8 в. до н.э.)
Формируются основные литературные памятники, развивается почитание культа предков, формируется поклонение Небу, развивается кровнородственная община. жертвоприношение духам природы и предкам
2. натурфилософский (8-6 вв. до н.э.)
формирование первоначальных реалистических воззрений на природу (что есть мир?) формирование учений об Ян и Инь, о первоэлементах, о Дао
3. Золотой век китайской философии (6-3 вв. до н.э.).
острая социальная борьба между царствами, формирование даосизма, конфуцианства, расцвет культуры и философии
Школы в китайской философии.
КонфуцианствоКонфуций (551-479 до н.э.)
-небо определяет место человека в обществе, награждает и наказывает
- идея единства физических и нравственных законов
- концепция «благородного мужа». «Б.м.» должен обладать следующими качествами:
а) человеколюбие, б) гуманность, в) следование долгу, г) сыновья почтительность, д) ритуал, е) благопристойность, ж) разумность
Даосизм
Основатель – Лао-цзи «Учение о правильном о пути и добродетели»
- Дао - это порожденное начало, синоним мирового целого, закон бытия космоса, источник движения
В Дао все объединено в нечленимое целое.
- само небо и его выраженная небесная судьба отвергается даосистами
- отбрасывали одухотворение природы
- отрицали роль чувственных знаний, требовали ухода из жизни, от активной деятельности
Их главный принцип в познании: «Не выходи со двора, можно познать мир; Не выглядывай в окно, можно увидеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь»
Моизм
Основатель: Моц-зы (480-400 до н.э.)
- Приблизились к пониманию логического анализа
- Воспринимается идея веры в небо и его волю. Воля неба познаваема и всем известна
- Естественнонаучные взгляды на природу
- Принцип «всеобщей любви»
Эмпиризм
Рационализм
Эмпиризм – философское учение, главный принцип которого:нет ничего в разуме, чего бы не было до этого в опыте» . Опыт – первоначало. взгляды английского философа Френсис Бэкон (1561-1626).
1) там есть масса неверных вещей(невежество)
2) там нет метода познания, схоластика
Основа познания – эмпирические факты (опыт)
Разум не гарант. Необходима систематизация опыта. Выбирает метод индукции, когда между фактами образуется причинно-следственная связь. Обобщение есть открытие.
Классификация наук по способности человеческого ума: память – история, воображение – искусство, рассудок – философия.
Рационализм – Рене Декарт (1596-1650)
Цели познания:
- Расширение знаний о мире
- Практическое использование знаний
- Усовершенствование самого человека
критикует всю предшествующую схоластическую традицию и утверждает, что в поисках истины надо руководствоваться разумом, надо пересмотреть старую систему знаний. Радикальное сомнение – уходят чувства, образы, понятия.
Необходимо восстановить науку. Необходимо сомневаться во всех предшествующих знаниях.
Проблемы
- социально-политические
- морально-педагогичесикие
Нач.17 вв. Зарождение
Представители: Метрополит Илларион, Владимир Мономах, Кирилл Туровский
Зарождение философской проблематики
Неразделенность философии и теологии
Отсутствие целостных концепций
Креационалистская концепция
рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его образ и подобие.
Синтетическая модель
Собирает рациональные моменты из каждой концепции. Указывает на:
1.эволюционность
2.преемтсвенность
3. формирование социальности
Понятие
Суждение
Умозаключение
Познавательный процесс базируется на практике.
Различают 3 вида практики:
· Материальнопреобразовательная
· Социальнопреобразовательная
· Научный эксперимент
Функции практики:
· Основа познания
· Практика явл. целью познания
· Критерий истинности
Вопрос 1: понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.
Типы мировоззренческих систем:
-Космоцентризм, древней демократической философии
-Теоцентризм, философии и культуры средних веков.
-Антропоцентризм, эпохи Возрождения XIV-XVI I веков.
Структура:
1.знания -гносеология -раздел фил знания, изучающий процесс познания.
2.ценности-аксиология. Ценность-категория, указывающая на личностное, социальное или общечеловеческое значение определённых явлений действительности.Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.
3.убеждения-праксиология-раздел фил знания, изуч поведение людей, их деятельность. Убеждения- те знания, в кот чел верит, принимает как регулятивы своей деят-ости.
4. чувства, эмоции. Эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире.