Вопрос 1: понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.

Вопрос 1: понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.

Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.

Типы мировоззренческих систем:

-Космоцентризм, древней демократической философии

-Теоцентризм, философии и культуры средних веков.

-Антропоцентризм, эпохи Возрождения XIV-XVI I веков.

Структура:

1.знания -гносеология -раздел фил знания, изучающий процесс познания.

2.ценности-аксиология. Ценность-категория, указывающая на личностное, социальное или общечеловеческое значение определённых явлений действительности.Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.

3.убеждения-праксиология-раздел фил знания, изуч поведение людей, их деятельность. Убеждения- те знания, в кот чел верит, принимает как регулятивы своей деят-ости.

4. чувства, эмоции. Эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире.

Вопрос 2: Предмет и основные функции философии.

Термин философия впервые возник в Др.Греции, а в качестве обозначения особой науки впервые употреблен Платоном.

2 концепции: мифогенная (из мифологии) и гносиогенная (из науки).

Структура философского знания:

1. Онтология-учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования.

2. Гносиология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей

3. Аксиология-учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой.

4.Антропология – учение о человеке.

5. Социальная философия

Функции философии:

1.Мировозренческая:

- на базе философии формируется определенный тип мировоззрения

- формирует цели и задачи развития общ-ва и культуры

- раскрывает продуктивные формы отношения с миром

2.Методологическая:

- дает представление о познании и набор методов познания

- формирует общую картину мира

3.Социально-критическая:

- осмысливает развитие общ-ва

- осуществляет анализ причин возникающих проблем и критику соц.действительности

- разрабатывает новые идеалы общественного устройства, приоритеты соц. и культ. Развития

Вопрос 4: Философия древнего Китая

Зарождение философских представлений в Китае относится к эпохе Западного Чжоу (12-8 вв. до н.э.), а всю китайскую философию можно разделить на 3 периода:

1. предфилософский (12-8 в. до н.э.)

Формируются основные литературные памятники, развивается почитание культа предков, формируется поклонение Небу, развивается кровнородственная община. жертвоприношение духам природы и предкам

2. натурфилософский (8-6 вв. до н.э.)

формирование первоначальных реалистических воззрений на природу (что есть мир?) формирование учений об Ян и Инь, о первоэлементах, о Дао

3. Золотой век китайской философии (6-3 вв. до н.э.).

острая социальная борьба между царствами, формирование даосизма, конфуцианства, расцвет культуры и философии

Школы в китайской философии.

КонфуцианствоКонфуций (551-479 до н.э.)

-небо определяет место человека в обществе, награждает и наказывает

- идея единства физических и нравственных законов

- концепция «благородного мужа». «Б.м.» должен обладать следующими качествами:

а) человеколюбие, б) гуманность, в) следование долгу, г) сыновья почтительность, д) ритуал, е) благопристойность, ж) разумность

Даосизм

Основатель – Лао-цзи «Учение о правильном о пути и добродетели»

- Дао - это порожденное начало, синоним мирового целого, закон бытия космоса, источник движения

В Дао все объединено в нечленимое целое.

- само небо и его выраженная небесная судьба отвергается даосистами

- отбрасывали одухотворение природы

- отрицали роль чувственных знаний, требовали ухода из жизни, от активной деятельности

Их главный принцип в познании: «Не выходи со двора, можно познать мир; Не выглядывай в окно, можно увидеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь»

Моизм

Основатель: Моц-зы (480-400 до н.э.)

- Приблизились к пониманию логического анализа

- Воспринимается идея веры в небо и его волю. Воля неба познаваема и всем известна

- Естественнонаучные взгляды на природу

- Принцип «всеобщей любви»

Эмпиризм

Рационализм

Эмпиризм – философское учение, главный принцип которого:нет ничего в разуме, чего бы не было до этого в опыте» . Опыт – первоначало. взгляды английского философа Френсис Бэкон (1561-1626).

1) там есть масса неверных вещей(невежество)

2) там нет метода познания, схоластика

Основа познания – эмпирические факты (опыт)

Разум не гарант. Необходима систематизация опыта. Выбирает метод индукции, когда между фактами образуется причинно-следственная связь. Обобщение есть открытие.

Классификация наук по способности человеческого ума: память – история, воображение – искусство, рассудок – философия.

Рационализм – Рене Декарт (1596-1650)

Цели познания:

- Расширение знаний о мире

- Практическое использование знаний

- Усовершенствование самого человека

критикует всю предшествующую схоластическую традицию и утверждает, что в поисках истины надо руководствоваться разумом, надо пересмотреть старую систему знаний. Радикальное сомнение – уходят чувства, образы, понятия.

Необходимо восстановить науку. Необходимо сомневаться во всех предшествующих знаниях.


Проблемы

- социально-политические

- морально-педагогичесикие

Нач.17 вв. Зарождение

Представители: Метрополит Илларион, Владимир Мономах, Кирилл Туровский

Зарождение философской проблематики

Неразделенность философии и теологии

Отсутствие целостных концепций

Креационалистская концепция

рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его образ и подобие.

Синтетическая модель

Собирает рациональные моменты из каждой концепции. Указывает на:

1.эволюционность

2.преемтсвенность

3. формирование социальности

Понятие

Суждение

Умозаключение

Познавательный процесс базируется на практике.

Различают 3 вида практики:

· Материальнопреобразовательная

· Социальнопреобразовательная

· Научный эксперимент

Функции практики:

· Основа познания

· Практика явл. целью познания

· Критерий истинности

Вопрос 1: понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.

Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.

Типы мировоззренческих систем:

-Космоцентризм, древней демократической философии

-Теоцентризм, философии и культуры средних веков.

-Антропоцентризм, эпохи Возрождения XIV-XVI I веков.

Структура:

1.знания -гносеология -раздел фил знания, изучающий процесс познания.

2.ценности-аксиология. Ценность-категория, указывающая на личностное, социальное или общечеловеческое значение определённых явлений действительности.Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.

3.убеждения-праксиология-раздел фил знания, изуч поведение людей, их деятельность. Убеждения- те знания, в кот чел верит, принимает как регулятивы своей деят-ости.

4. чувства, эмоции. Эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире.


Наши рекомендации