Позитивизм, его исторические формы.
Позитивизм в переводе с латинского («positivus») означает положительный. Как философское течение позитивизм возник во Франции в 30-40 гг. XIX в. Его основатель О. Конт (1798-1857 гг.). Идеи Конта получили свое развитие в трудах английских мыслителей Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера.
Конт сформулировал закон трех стадий интеллектуальной эволюции. По его мнению, в своем интеллектуальном развитии каждый отдельный человек и человечество в целом проходят следующие стадии.
1. Теологическая, на которой все явления в мире объясняются действием сверхъестественных сил.
2. Метафизическая предполагает замену религиозных представлений (мировая душа, Бог) абстрактными понятиями (материя, сущность, бытие и т.д.).
3. Позитивная предполагает отказ от решения тех проблем, которые находятся за пределами познавательных возможностей человека, и обращение к непосредственному наблюдению окружающего мира.
Таким образом, Конт утверждал, что задача науки не объяснение, а описание действительности. Она должна отвечать на вопрос «Как?», а не на вопрос «Почему?». Конт стремился объяснить развитие общества не только углублением научного знания, но и расширением его за счет появления новых наук. Он разработал учение об организации и структуре науки, которое назвал энциклопедическим законом или иерархией наук. Конт расположил науки в зависимости от времени их появления и степени сложности. В итоге выстроилась следующая иерархия: 1) математика, 2) астрономия, 3) физика, 4) химия, 5) биология, 6) социология.
Эту систему Конт считал вечной и неизменной. Он отрицал всю предшествующую философию, однако не отказывался от философии как таковой. По его мнению, для полного познания действительности частных наук недостаточно. Необходимо раскрыть связи между отдельными науками. Этим и должна заниматься философия. Конкретные науки выявляют частные закономерности, а философия – общие. Философия – это наука, которая объединяет исследовательские результаты конкретных научных дисциплин и отличается от них только степенью обобщения. Главные произведения Конта: «Курс позитивной философии», «Дух позитивной философии».
Естественнонаучным обоснованием классического позитивизма был механицизм. Открытия естествознания на рубеже XIX-XX вв., связанные с развитием квантовой физики, потребовали нового мировоззрения. Кроме того, в ходе научных исследований выяснилось, что их результаты зависят от приборов и органов чувств человека. В этих условиях позитивизм вынужден был обратить внимание на вопросы, которые он раньше игнорировал: о природе познания, об отношении субъекта и объекта познания, о взаимосвязи физических и психических процессов познавательной деятельности. Эти обстоятельства породили вторую историческую форму позитивизма – эмпириокритицизм. Ее основатели – физик Э. Мах (1838-1916 гг.) и психолог Р. Авенариус (1843-1896 гг.). Авенариус написал трактат «Критика чистого опыта». Эмпириокритицизм переводится как «критика опыта»; имя Маха дало второе название новой формы позитивизма – «махизм». Принципиальным отличием махизма от классического позитивизма стало то, что махисты видели свою задачу не в построении всеобъемлющей системы научного знания, а в создании теории научного познания. По их мнению, наука дает человеку не истину, а лишь символы, знаки для практической ориентации. Ядро махизма составляют ряд принципов, главными из которых являются : принцип нейтральных элементов мира, принцип экономии мышления и принцип интроекции. Махисты утверждают, что не тела вызывают ощущения, а комплексы ощущений образуют тела. Научный опыт состоит не из психических или физических явлений, а их нейтральных элементов, т.е. ощущений и восприятий отдельного субъекта. Задача философии в том, чтобы упорядочить эти нейтральные элементы мира на основе принципа экономии мышления. Экономия мышления означает требование использовать минимум средств в описании каких-либо явлений. Учение об интроекции представляло собой критику идеи о том, что представление находится внутри головного мозга. Авенариус не отрицал, что мысль является функцией мозга. Он утверждал, что она передается не непосредственно, а через различные объекты внешнего мира. Таким образом, утверждался тезис о внутренней взаимосвязи субъекта и объекта научного познания.
Неопозитивизм возник в 20-е гг. XX в. Его основателями считаются М. Шлик, Р. Карнап, Б. Рассел и др. Возникновение неопозитивизма связано с деятельностью «Венского кружка» – теоретического семинара математиков, физиков, логиков, социологов, который действовал при Венском университете. Неопозитивизм состоит из многих школ и направлений. Основной формой неопозитивизма является логический позитивизм. Его сторонники утверждают, что философия – это не наука, а особый способ теоретизирования. Задача философии заключается в логическом анализе высказываний и обобщений. По мнению неопозитивистов, все знания выражаются с помощью языка.
Б. Рассел выдвинул идею о том, что все высказывания можно разделить на три группы:
- осмысленные – они могут быть либо истинными, либо ложными, в зависимости от того насколько соответствуют реальности;
- неосмысленные – это такие высказывания, которым ничего в действительности не соответствует («материя» первична, «сознание» вторично);
- бессмысленные – высказывания, которые не имеют истинности или ложности («жареный лед»).
Задача философии состоит в том, чтобы выделить осмысленные предложения и определить их истинность. Критерием научности в неопозитивизме выступает принцип верификации, в соответствии с которым истинным признается лишь то высказывание, которое подтверждается опытом. Это означает, что оно может быть сведено к непосредственному, чувственному восприятию. Такое высказывание называется атомарным. Если же высказывание связано с опытом, через цепь рассуждений, то оно является молекулярным. Тем не менее в ходе научных исследований выяснилось, что существует ряд высказываний, которые в принципе невозможно свести к опыту. Это высказывания о фактах прошлого и широкие обобщения. В этой ситуации неопозитивизм требует опытной проверки только частных высказываний, а для других допускает принципиальную возможность осуществления такой проверки. Другим принципом неопозитивизма является физикализм. Он признает научным лишь то высказывание, которое можно выразить языком физики.
Неопозитивизм в своем развитии столкнулся с серьезными противоречиями. Наука, опираясь на опыт, не может развиваться только на его основе. Большое значение для науки имеет конструктивное творческое мышление, которое поднимается над опытом и создает новый результат, напрямую не связанный с экспериментальной деятельностью. В то же время неопозитивизм сыграл положительную роль в развитии науки и философии. Не вызывает возражений утверждение неопозитивистов о том, что процесс познания доступен логическому исследованию только в языковой форме. Отождествление форм языка и форм логики создало предпосылки формализации гуманитарных наук и открыло возможность использования математических методов в гуманитарном познании.