Общая характеристика русской и белорусской философской мысли.

Начальным моментом формирования русской философии стало приобщение Руси к христианству (988 г.), которое принесло на Русь греческую патристику. В период Киевской Руси (IX-XII вв.) широкое распространение получила христианская византийская литература, библейские книги и другие богословские сочинения.

М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.). В области философии его особенно интересовали вопросы познания мира. Можно утверждать, что в познании природы он придерживался материалистических взглядов. Высоко оценивая роль опыта, он тем не менее требовал идти от теории и логических обобщений. Материю он считал вечной и неуничтожимой, а природу предлагал изучать на основе естественных законов. В то же время, как глубоко-верующий человек, он признавал Бога творцом мира и важность религии в нравственном воспитании человека.

А.Н. Радищев (1749-1802 гг.) стоял у истоков революционно-демократического направления русской философии. Главным философским произведением Радищева является трактат «О человеке, его смертности и бессмертии». Этой работой он положил начало философской антропологии в России. Ее основой стало правило сходственности: «Все, что можно сказать о животных, в той же мере относится и к человеку».

Синтезом разноплановых идей русского Просвещения стала философия П.Я. Чаадаева (1794-1856 гг.). Свои взгляды он изложил в «Философических письмах». Пытаясь осмыслить прошлое и настоящее России, Чаадаев пришел к пессимистическому выводу о том, что Россия выступает примером того, как не следует жить. Он утверждал, что опыт западной цивилизации единственен и уникален, однако не только Россия нуждается в западном опыте, но и Западу необходимо обновление, которое способна дать ему Россия.

Середина XIX в. в России отмечена острой борьбой двух направлений идейно-теоретической мысли: славянофилов и западников. Славянофилы доказывали особый исторический путь России, отличный от западного, который обусловлен отсутствием классовой борьбы, существованием крестьянской общины, глубокой религиозной верой и приверженностью православной церкви (А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев и др.). Западники исходили из того, что история России – часть мировой истории. Задача России в том, чтобы вернуться на общий путь западной цивилизации, отказаться от крепостничества и самодержавия (П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Герцен). При всех заслугах западников они воспроизводили философские идеи Европы.

В.С. Соловьев (1853-1900 гг.). Центральное место в его учении занимает идея «всеединого сущего», то есть сфера божественного. Реальный мир рассматривается как ее воплощение. Посредником между ними выступает мировая душа – София, то есть божественная мудрость. Значит, каждая вещь является проявлением всего мира в целом. Вершина мира принадлежит единому творческому ничто, которое соединяет в себе мистическое, философское и научное знание. Основой бытия мира является мистическое знание. Соловьев выступал за единство всех христианских церквей. Соловьеву принадлежит большая заслуга в обновлении ортодоксальных положений христианства, обоснование перспектив его развития, выработки принципов экуменизма – движения за объединение церквей.

Н. А. Бердяев (1874-1948 гг.) представляет философию антропоцентризма. Он утверждал, что личность – это источник и начало космического. Главное в человеке – его внутренний мир, но личность – категория религиозного сознания, поэтому сущность человека определяется отношением к Богу.

Русская философия после 1917 г. развивалась в форме зарубежной и советской. В настоящее время перед русской философией стоит задача воссоздания мировоззренческого единства и поиск новой самобытности, противостоящей западному постмодернизму и сохраняющемуся советскому догматизму.

Белорусская философия.

Распространение философских идей в Беларуси также связано с принятием христианства. В отличие от России, Беларусь в большей степени испытала влияние западных идей и теоретических течений. Особенно ярко это проявилось в период Возрождения и Реформации (XV- XVII вв.). Эта эпоха связана с деятельностью Ф. Скорины, С. Будного , С. Полоцкого, К. Лыщинского, К. Нарбута и др.

Ф. Скорина (1490-1551 гг.) не только издавал библейские книги, но в своих предисловиях и комментариях к ним определял их историческое и общекультурное значение.

С. Будный (1530-1593 гг.) на белорусском языке издал катехизис и Библию, отрицал бессмертие души и загробный мир, материалистически объяснял психофизические процессы.

С. Полоцкий (1629-1680 гг.) стремился гармонизировать веру и знание. В философии он выделял три раздела: логику, физику (натурфилософия) и этику. Главный предмет его творчества – человек в многообразии его связей и проявлений.

К. Нарбут (1738-1807 гг.) целью философии считал поиск истины, выступал против схоластики, был последователем Декарта и сторонником деизма, написал курс «эклектической философии».

исследовании проблем религии и свободомыслия (А.А. Круглов, М.Я. Ленсу).

В настоящее время сложились благоприятные условия для развития философии в Беларуси. Тем не менее национальная белорусская философия еще не сложилась, а ее формирование представляется делом далекой перспективы.

Философия И. Канта.

Немецкая классическая философия – это совокупность философских учений, которые возникли в Германии во второй половине XVIII - начале XIXв. Основоположник немецкой классической философии – И. Кант (1724-1804). Кант в своем творчестве прошел два этапа: докритический и критический. В докритический период (до 1780 г.) он занимался преимущественно проблемами естествознания. Главными достижениями Канта в этой области стали обоснование зависимости приливов и отливов от положения Луны и гипотеза о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. Кантовская философия сформировалась в критический период творчества философа после опубликования трех его главных философских работ: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». По словам Канта, своей философией он пытался ответить на три вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?».

Кант совершил настоящий переворот в теории познания. Если до него философы главное внимание уделяли объекту познания, то Кант обратил внимание на специфику познающего субъекта. В субъекте познания он выделял два уровня: эмпирический (опытный), трансцендентальный (находящийся за пределами опыта). К первому уровню он относил индивидуально-психологические особенности человека, а ко второму – всеобщие определения человека как представителя человечества.

Кант попытался решить проблему происхождения достоверного знания. По его мнению, каждому человеку от природы присущи некоторые априорные (доопытные) формы подхода к действительности: пространство, время, формы рассудка. Пространство – это форма внешнего созерцания. Время – это форма внутреннего созерцания. Таким образом, вещи существуют сами по себе. Они воздействуют на органы чувств человека, порождая многообразные ощущения. Эти ощущения упорядочены пространством и временем. На их основе формируются восприятия, которые индивидуальны. Вещи, как они существуют в сознании человека, выступают как явления (феномены). То, что они представляют собой вне сознания, человек знать не может и в этом смысле они есть «вещи в себе» (ноумены). По мнению Канта, не предмет является источником знания, а разум человека сам конструирует предмет. Кант утверждал, что у человека нет средств установить связь между явлением и «вещью в себе». Познавательные возможности человека ограничены миром явлений. Мир «вещей в себе» недоступен для науки, однако это не означает, что он закрыт для человека.

Человек – житель двух миров: чувственно-воспринимаемого мира природы и умопостижимого мира свободы. В сфере свободы существуют понятия о Боге, бессмертии души, и в этом мире действует не теоретический, а практический разум, который руководит поступками человека. Его движущей силой является не мышление, а воля, которая определяется не внешними причинами, а собственным законом. Этот закон Кант назвал категорическим императивом. Он гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства», то есть поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Наши рекомендации