Философия французского просвещения XVIII.
Просвещение – широкое интеллектуальное движение, направленное против феодализма и диктата церкви, которое распространилось по всей Европе и достигло своего расцвета во Франции в XVIII в. Просвещение отражало интересы развивающейся буржуазии. Его идеологи стремились к новым общественным отношениям, а методами утверждения нового порядка считали распространение знаний и проведение глубоких реформ просвещенными монархами. Для всех просветителей характерна вера в безграничные возможности человеческого разума. В своем отношении к религии просветители проповедовали деизм – учение о том, что Бог, создав мир, отстранился от участия в его делах, предоставил человеку право самому распоряжаться своей жизнью. Свои надежды просветители возлагали на высшие образованные слои общества, а в народных массах они видели источник невежества и суеверий. Европейская культура ими определялась как вершина достижений человечества. Отсюда следовали недооценка значения культур других народов и оправдание колониальных захватов.
Видным представителем немецкого Просвещения был Г.В. Лейбниц (1646-1716 гг.). В своих сочинениях он выступил с критикой философии Декарта с позиции рационализма. Он утверждал, что очевидность не может быть критерием истины: то, что очевидно для одного, для другого может быть неясно. Для проверки истинности какого-либо утверждения надо разделить его на составляющие элементы и убедиться в их совместимости с помощью законов логики. Суждение, которое противоречит этим законам, будет ложным. Лейбниц доказывал, что геометрические свойства объектов не могут объяснить такие явления, как движение, сопротивление, инерция. Он выдвинул идею существования монад, которые представляют собой духовные атомы, абсолютно не зависимые друг от друга субстанции. Таким образом, Лейбниц стал основателем плюрализма – учения о множественности субстанций, лежащих в основе мира.
Английский философ и врач Дж. Локк (1632-1704 гг.) подверг критике идею Декарта о врожденном характере некоторых представлений. По мнению Локка, разум человека при рождении представляет собой чистую доску, на которой в процессе жизни постепенно записываются те или иные истины. Главное произведение Локка – «Опыт о человеческом разуме» (1696 г.). В этом сочинении Локк попытался доказать опытное происхождение всякого человеческого знания. Он выделял два вида опыта: внешний, который состоит из различных определений, и внутренний, образующийся из наблюдения разума над своей собственной внутренней деятельностью. Источником внешнего опыта является материальный мир, который действует на органы чувств человека и вызывает ощущения. На этой основе у человека возникают простые идеи. Внутренний опыт или рефлексия – это переработка умом простых идей. Перерабатывая идеи, ум может увеличивать или уменьшать объект своего мышления, но никогда не может выйти за пределы тех первичных идей, которые формируются на основе ощущений. Идеи бывают простые и сложные. Простые содержат в себе однообразные представления и не распадаются на элементы: пространство, покой, свет и т.д. Сложные идеи образуются из простых путем соединения последних или обособления их от всех других.
Идеи механицизма получили распространение в Швейцарии и Франции. Ж. де Ламетри (1709-1751) в своем сочинении «Человек - машина» доказывал, что люди представляют собой сложные механизмы, которые можно понять, изучая механику тела. Более того, даже психические процессы подчиняются законам классической механики. Наиболее обобщенно эта идея выражена в работе П.Гольбаха (1723-1789) «Система при роды». Он утверждал, что в мире ничего не происходит без причины. Каждая причина порождает следствие. Следствие, однажды возникшее, само становится причиной и порождает новые явления. Природа представляет собой бесконечную цепь причин и следствий, которые вытекают друг из друга. Общее движение в природе порождает движение отдельных тел, а они, в свою очередь, поддерживают движение целого. Движение – это не порождение нового, а вечный круговорот возрастания и убывания, возникновения и уничтожения, где главным принципом является непрерывность.
В области социальных знаний главным достижением просветителей стала теория общественного договора, которую развивали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др. Она объясняла причины возникновения общества и государства. С точки зрения этой теории, государство возникло как результат соглашения между людьми, которые отказываются от части своих прав в пользу одного человека или группы людей, получая взамен гарантии личной безопасности и неприкосновенности собственности. Теория общественного договора была выдающимся достижением просветителей, и некоторые ее идеи получили свое практическое воплощение в будущем (принцип разделения власти).
Проблема развития мира, решаемая с позиций эмпиризма, породила сенсуализм – учение о том, что источником знаний человека о мире является деятельность органов чувств.