Понятие природы. Эволюция отношений общества к природе. Экологические ценности современной цивилизации.
Понятие «природа» имеет три основных значения:
а) первозданная природа, где предполагается отсутствие человека. В этом значении понятие природы является синонимом понятий «материя». «объективная реальность» и др.;
б) естественная среда обитания человека – географическая среда, народонаселение и т.п.
в) искусственная среда обитания человека – созданные им материальные условия его существования. Сюда входят техника, различные строения, сооружения и т.п. Второй и третий аспекты понятия «природа» нередко объединяются в понятие «окружающая среда».
Проблема взаимоотношений в системе “Человек-Природа - Цивилизация” относится к числу вечных философских проблем.
В целом можно выделить следующие этапы взаимодействия природы и общества:
1.Доисторический (доцивилизационный), когда имеет место неосознанное сотрудничество, а противостояние носит неантагонистический характер;
2. Исторический (цивилизационный, современный). Для этого этапа отличительны: нарастание конфронтационных, антагонистических отношений между природой и обществом; производящая деятельность, ведущая к уничтожению естественной среды обитания, быстрой смене естественных ландшафтов антропогенными, постепенное осознание гибельности конфронтационных отношений.
3. Постисторический (будущий). Предполагает наличие альтернативы: либо экологическая катастрофа планетарного масштаба, либо полная перестройка философской основы взаимоотношений Природы и Человека.
Дисгармония отношений между Человеком и Природой сегодня проявилась в серии кризисов
Если воздействие человека на природу становится негативным или даже угрожающим, возникают и обостряются так называемые глобальные проблемы. В ХХ-ХХI вв. на первое место все более выдвигается экологическая проблема (взаимодействие современной цивилизации с природой), ибо она представляет собой проблему выживания человечества. К числу глобальных экологических опасностей чаще всего относят разрушение земной атмосферы, недостаток и загрязнение почвы. Важная роль в решении экологической проблемы отводится сегодня формированию экологического сознания в качестве самостоятельной формы общественного сознания.
43.Проблема сознания и основные подходы к её философскому анализу.
Проблема сознания затрагивает коренные вопросы мировоззренческой ориентации человека, выявляет отношения самой философии к науке.
Еще на заре человеческого общества люди задумывались над характером психических процессов, над природой своей собственной душевной деятельности. Возникло представление о "душе" как сверхъестественном двойнике человеческого тела. Считалось, что душа бессмертна и способна покидать тленное, смертное тело, путешествовать и перемещаться по ту сторону видимого мира.
Материалисты, которые мыслили метафизически, стояли в основном на позициях гилозоизма или панпсихизма, согласно которым вся материя одушевлена и владеет определенными психическими свойствами, хотя человеческая психика "вырабатывается" не всей материей, а наиболее сложной формой живой материи.
Нужно отметить, что заслуга введения в научный и философский аппарат (словарь) термина "сознание" принадлежит французскому философу Декарту.
Сознание такое же реальное, как и материя, но его реальность субъективная. Субъектом и носителем сознания является только человек. Причем содержание сознания существует для отдельного человека как его эмоционально-психические переживания, ценностные отношения к миру.
Сознание есть специфически человеческая форма идеального воспроизведения объективного мира. Тем самым человек получает возможность не только определять свое отношение к миру, свое место в нем, духовно его осваивать, но и прогнозировать и организовывать свою деятельность. Именно благодаря сознанию человек творит, создает мир собственной духовной сущности, предметно-вещественный мир "второй природы", изменяет и приспосабливает его к своим потребностям и интересам, идеалам и целям. Отсюда большая роль тех или других социально-ценностных установок, морально-этических ценностей, теоретических предсказаний, гипотез, суждений, которые господствуют в общественном сознании, норм и суеверий в повседневно-жизненном отражении мира.