Иррационалистические тенденции в философии XIX века (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).
В широком смысле иррационализмом называют идеалистические течения в философии, которые в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в организации общественной жизни и в познании мира. На первый план иррационалисты выдвигают чувства, волю, интуицию, «бессознательное» и негативные стороны человеческого бытия (предрассудки, войны, нищету, смертность и т.п.).
Основоположником современной европейского иррационализма выступил Артур Шопенгауэр – немецкий философ, заявивший, что в основе мира – не разум, а Воля, которая подчиняет себе интеллект. Основной труд мыслителя – «Мир как воля и представление». Философия Шопенгауэра иррационалистична и пессимистична. Саму философию он рассматривал как один из видов искусства, а высшим из искусств считал музыку. В области нравственности Шопенгауэр стоит на позициях аскетизма, альтруизма; ему присущ атеизм.
Крайним иррационалистом и пессимистом был также предшественник современного экзистенциализма датский философ-мистик Сёрен Кьеркегор. Кьеркегор выступил с уничтожающей критикой Гегеля, которого даже философом не признал. В противовес гегелевской эссенс-диалектике (т.е. диалектике сущности) он выдвигает качественную диалектику – экзистенц-диалектику (диалектику существования). Кьеркегор выделяет три типа людей (по степени из развитости). Низший уровень – это эстетический человек (делает то, что ему нравится, наслаждается, живет переживаниями момента). Более высокий уровень представлен этическим человеком (действует по долгу, добр к другим). А высшую ступень представляет собой человек религиозный (он живет переживанием Вечности).
Наиболее резкую форму иррационализм приобретает у немецкого философа-волюнтариста, поэта Фридриха Ницше. Собственно философских, в традиционном понимании, произведений у Ницше нет. Его мировоззрение выявляется в его эссе, афоризмах, поэтических творениях, легендах, мифах. Основные понятия, которыми оперирует Ницше, это – «мир», «жизнь», «власть». Одно из центральных понятий его философии состоит в соединении двух последних – «воля к власти», которая рассматривается как «воля и жизни». Ницше в отличие от религиозно-фанатического отношения к миру провозглашает атеистические и антицерковные идеи. Ницше считал свои воззрения философией жизни, а жизнь рассматривал как борьбу за существование и господство над другими людьми путем насилия.
23.Философия марксизма, ее истоки, сущность и основные этапы развития.
Марксистская философия, как и марксизм в целом, возникла в 40-х годах XIХ в. Ее создателями стали уроженцы Германии – Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Марксизм возник в период, когда в основных странах Западной Европы утверждалась власть буржуазии, а капитализм обнаружил свои не только положительные, но и отрицательные качества. Пролетариат нуждался в теоретическом обосновании своих дальнейших действий, в учении, которое бы разработало пути и методы изменения существующего положения. Ответом на эту историческую необходимость явилось возникновение марксистской философии. О необходимости создания новой философской теории свидетельствовала не только общественная жизнь ХIХ века, но и достигнутые к этому времени успехи естествознания. К наиболее выдающимся из них, в которых Маркс и Энгельс видели утверждение созданной ими философии, относятся: открытие закона сохранения и превращения энергии; открытие клеточной структуры живых организмов, создание эволюционного учения-дарвинизма.
Философия марксизма именуется диалектическим и историческим материализмом. Диалектическим это учение именуется потому, что в его основе лежит принцип развития, которое осуществляется в процессе непрерывной борьбы противоположностей. Материализмом - фундаментом мироздания признается материальное начало. Историческим материализмом - идеи материализма использовались для объяснения хода человеческой истории.
Одна из основных идей марксистской философии – революционное преобразование действительности. Маркс и Энгельс при этом исходили их материалистического понимания истории. Они ее считали объективным общественно-историческим процессом, в котором действуют законы общественного развития. В основе общества – базис, совокупность производственных отношений, экономический строй общества. Над базисом возвышается как его порождение надстройка (государство, политика, правовые формы, общественное сознание и т.п.).
В современных им условиях Маркс и Энгельс ударной силой, способной сокрушить капитализм, считали пролетариат. Они оправдывали классовое насилие со стороны пролетариата.
С конца XIХ в. (после смерти Ф.Энгельса) человеком, распространявшим, развивавшим и видоизменявшим марксизм, стал Владимир Ульянов (Ленин),
По его мнению, диктатура пролетариата может быть установлена даже там, где пролетариат не составляет большинства населения. Речь шла о России. Важнейшими факторами победы Ленин считал организованное меньшинство профессиональных революционеров, кризис власти, удачное стечение обстоятельств.